Вверх тормашками
9.9.19139 сентября 1913 года русский военный лётчик Пётр Нестеров впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «мёртвую петлю» или «петлю Нестерова».
Нестеров первым стал использовать подъёмную силу крыла самолёта для маневра как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. И если поворачивать в горизонтальной плоскости лётчики уже могли, то в вертикальной это делать было стрёмно. Считалось, что в верхней точке петли пилот выпадет из самолёта, или самолёт в этой точке не выдержит нагрузок и разрушится. Потому и называли петлю «мёртвой». Но по расчётам, сделанным П. Н. Нестеровым, если летящий с обычной скоростью самолёт сделает разворот в вертикальной плоскости, лётчик будет прижат центробежной силой, маневр закончится успешно, а сам самолёт не разрушится – аэропланы в то время были уже достаточно прочными.«Мёртвую петлю» совершить возможно!
Это не было трюкачество. Военный лётчик – не циркач. Но разворот в вертикальной плоскости в бою – это, в первую очередь, уход от погони. А главное, после выхода самолёта из петли он оказывается сзади врага и сможет легко расстрелять его!.
И вот 9 сентября 1913 года Пётр Нестеров взлетел с Сырецкого аэродрома в Киеве на самолёте Ньюпор-4 с двигателем «Гном» в 70 лошадиных сил и, набрав скорость, начал поворачивать аппарат в вертикальной плоскости. Всего за несколько секунд петля была пройдена! Говорят, что Нестеров так доверял своим расчётам, что он даже не пристегнулся ремнями к самолёту перед тем как пошёл на выполнение «мёртвой петли». Так в авиации началась эпоха высшего пилотажа.
То, какими резонами руководствовался П. Н. Нестеров и как он совершил «мёртвую петлю», он сам написал в «Петербургской газете».
Ровно через год Пётр Нестеров погибнет в воздушном бою начавшейся Первой мировой войны.
С тех пор прошло более ста лет. Мёртвую петлю совершила сама история. Появление на месте Российской империи независимых государств – то, что казалось невозможным лихому капитану Нестерову – произошло. Пресловутая дружба России и Украины перестала существовать. Более того, отношения между двумя странами никогда не будут прежними. Памятник русскому лётчику на разбомбленной русскими же земле кажется в лучшем случае кощунством.
Вызывает сожаление, что не ординарный памятник на месте гибели Нестерова, возле городка Жолква на Львовщине разграблен и вряд ли будет восстановлен. До сноса памятника Нестерову и его петле в Киеве, возле авиазавода, у украинцев, похоже, только руки не дошли. Будет жаль, если всё же дойдут. Памятник красивый, да и капитан Нестеров был истинный герой. Какими, впрочем, были в начале 20-го века все эти безбашенные ребята-авиаторы