публичный образовательный интернет-портал

Вверх тормашками

9.9.1913
Пётр Нестеров, колоризованная фотография
Памятник Петру Нестерову (и его петле) в Киеве на проспекте Победы, у завода «Антонов»
Памятник Петру Нестерову (и его петле) в Киеве на Берестейском проспекте, у завода «Антонов»

9 сентября 1913 года русский военный лётчик Пётр Нестеров впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «мёртвую петлю» или «петлю Нестерова».

Нестеров первым стал использовать подъёмную силу крыла самолёта для маневра как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. И если поворачивать в горизонтальной плоскости лётчики уже могли, то в вертикальной это делать было стрёмно. Считалось, что в верхней точке петли пилот выпадет из самолёта, или самолёт в этой точке не выдержит нагрузок и разрушится. Потому и называли петлю «мёртвой». Но по расчётам, сделанным П. Н. Нестеровым, если летящий с обычной скоростью самолёт сделает разворот в вертикальной плоскости, лётчик будет прижат центробежной силой, маневр закончится успешно, а сам самолёт не разрушится – аэропланы в то время были уже достаточно прочными.«Мёртвую петлю» совершить возможно!  

Это не было трюкачество. Военный лётчик – не циркач. Но разворот в вертикальной плоскости в бою – это, в первую очередь, уход от погони. А главное, после выхода самолёта из петли он оказывается сзади врага и сможет легко расстрелять его!.  

И вот 9 сентября 1913 года Пётр Нестеров взлетел с Сырецкого аэродрома в Киеве на самолёте Ньюпор-4 с двигателем «Гном» в 70 лошадиных сил и, набрав скорость, начал поворачивать аппарат в вертикальной плоскости. Всего за несколько секунд петля была пройдена! Говорят, что Нестеров так доверял своим расчётам, что он даже не пристегнулся ремнями к самолёту перед тем как пошёл на выполнение «мёртвой петли». Так в авиации началась эпоха высшего пилотажа.

То, какими резонами руководствовался П. Н. Нестеров и как он совершил «мёртвую петлю», он сам написал в «Петербургской газете».    

Ровно через год Пётр Нестеров погибнет в воздушном бою начавшейся Первой мировой войны.

С тех пор прошло более ста лет. Мёртвую петлю совершила сама история. Появление на месте Российской империи независимых государств – то, что  казалось невозможным лихому капитану Нестерову – произошло. Пресловутая дружба России и Украины перестала существовать. Более того, отношения между двумя странами никогда не будут прежними. Памятник русскому лётчику на разбомбленной русскими же земле кажется в лучшем случае кощунством.

Вызывает сожаление, что не ординарный памятник на месте гибели Нестерова, возле городка Жолква на Львовщине разграблен и вряд ли будет восстановлен. До сноса памятника Нестерову и его петле в Киеве, возле авиазавода, у украинцев, похоже, только руки не дошли. Будет жаль, если всё же дойдут. Памятник красивый, да и капитан Нестеров был истинный герой. Какими, впрочем, были в начале 20-го века все эти безбашенные ребята-авиаторы