публичный образовательный интернет-портал

Отец и сын Порше. Далеко ли яблоку до яблони?

74 03/09/2020
Два Фердинанда, отец и сын Порше. 1934 год
Фольксваген Седан тип 1 1938 года выпуска«»
«Фольксваген Седан» тип 1 1938 года выпуска

Автомобиль. Изобретено в Германии

Автомобилей вокруг нас такое множество, что мы уже давно перестали считать их чудом цивилизации. Между тем, если вдуматься, каждый автомобиль представляет собой не одно, а целых три чуда. Любой автомобиль состоит из нескольких разнородных систем, каждая из которых сама по себе совершенство. Разве это не чудо изобретательности? И то, что все эти разнообразные системы в течение длительного времени и в тяжёлых условиях работают совместно и слаженно, разве не является чудом исполнения? Ну, а теперь вспомним, что любой автомобиль (за исключением, пожалуй, «Ламборгини» и «Феррари») выпускается не поштучно, а тысячами и десятками тысяч. Вспомним и удивимся также третьему чуду, чуду организации производства.

В Германии были все предпосылки к тому, чтобы все перечисленные три чуда объединились в одном изделии раньше, чем в других странах. Поэтому и стала Германия родиной автомобиля. Карл Бенц, Готлиб Даймлер, Вильгельм Майбах знамениты на весь мир. Их фамилии, так или иначе, стали марками автомобилей.

Среди первых немецких автомобилестроителей был Август Хорьх. Он оставил о себе память в виде двух названий автомобилей, производство которых организовал: «Хорьх» и «Ауди».

«Порше 365» Roadster 1948 года выпуска«»
«Порше 365» Roadster 1948 года выпуска

Как второе слово связано с фамилией инженера Хорьха? Достаточно просто. Хорьху, который был более инженером, чем предпринимателем, пришлось покинуть созданную им компанию «Хорьх». Не отчаявшись, он организовал новую фирму, которую назвать своей фамилией уже не мог. Тогда он вспомнил, что немецкое слово «Хорьх» означает «слушай» и перевёл его на латынь: «Ауди». И вот вам результат. После войны завод, производивший автомобили «Хорьх» перестал существовать, ушла и марка роскошных автомобилей, на которых любили разъезжать нацистские лидеры. А вот завод «Ауди» до сих пор выпускает автомобили не менее роскошные, быстрые и дорогие.

Кстати, завод «Ауди» входит в концерн «Фольксваген», что в переводе с немецкого означает «народный автомобиль», тоже знаменитая марка. Народный автомобиль, всем известный «жук» – легенда не только немецкого, но и мирового автопрома. Его придумал и спроектировал гениальный Фердинанд Порше. А его сын, тоже Фердинанд Порше, только младший, вывел на дороги стремительный автомобиль «Порше»

А вот с этого момента – поподробнее.

Неудобный Фердинанд

Автомобиль Порше ADK-Wagen. Реклама 1930-х годов
Автомобиль Порше ADK-Wagen. Реклама 1930-х годов.

Самые гадкие споры – это споры о национальных приоритетах. В самом деле, какое государство может «присвоить» Фердинанда Порше в качестве национальной знаменитости? По рождению Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche; 1875 - 1951) следовало бы отнести к австрийцам или даже к чехам. Ведь знаменитый конструктор автомобилей родился в деревне Мафферсдорф, территориально находившейся тогда в Австро-Венгрии. Сейчас это уже не деревня, а городок Вратиславице в Чешской республике. Сама же фамилия Порше многим кажется какой-то не немецкой. И, действительно, её возводят к старому славянскому имени «бореш» («борец»).

Такая смесь языков и культур в одном месте не удивительна, ведь это – Судеты. Население в этом районе издавна было смешанным, немецкие деревни перемежались с чешскими. И часто чехи «переходили» в немцы, поскольку такой переход открывал больше перспектив. В конце 1930-х годов Судеты были районом Чехословакии, в основном населённом немцами. Передача этого района Германии стала первым поленом, зажегшим пламя Второй мировой войны. Не мудрено, что чехи в 1945 году изгнали из этого района всех немцев, и теперь не слишком гордятся знаменитым земляком именно из-за того, что был Фердинанд Порше немцем, пользовался покровительством Гитлера и именно под воздействием фюрера после аннексии Судет поменял чешское гражданство на немецкое.

Золотые руки Фердинанда

Хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Превращение «Фольксвагена» Порше в годы Второй мировой войны
Хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Превращение «Фольксвагена» Порше в годы Второй мировой войны

Итак, Фердинанд Порше родился в Мафферсдорфе в семье Антона Порше. Отец был хозяином жестяной мастерской и уважаемым человеком в городке. У него было два сына и дочь. После того, как старший сын погиб, наследником состояния и дела отца должен был стать Фердинанд.

Паренёк увлекался техникой и к светлой голове прилагались умелые руки. Электричество, которое тогда было новинкой, покорилось 15-летнему подростку. Он смог смастерить электрический генератор, чтобы снабдить родной дом электричеством. Днём Фердинанд работал в отцовской мастерской, а вечером посещал занятия в техническом училище города Райхенберга.

Фердинанду исполнилось восемнадцать, и он покинул родные края. Перебравшись в Вену, он учился вечерами в университете. Фердинанд Порше учился усердно, но курс обучения не закончил, и, соответственно диплом об образовании не получил. Впрочем, потом Порше получил в Венском университете, и не только в нём, почётный диплом. Практика – лучший учитель.

Изобретения Фердинанда

В 1898 году Фердинанд Порше начал работать в автомобильной компании Lohner, в то время широко известной. Здесь он сконструировал первый в мире гибридный автомобиль. Бензиновый двигатель приводил в движение электрогенератор, который питал батареи. А батареи снабжали электричеством два электродвигателя, каждый мощностью по 2.5 лошадиных силы. Электромоторы разгоняли автомобиль до 40 км/ч. Двигатели были вмонтированы в передние колёса. Таким образом, Порше избавился от трансмиссии. Революционный по тогдашнему времени шаг! К тому же автомобиль Фердинанда Порше был первым автомобилем с приводом на передние колёса.

Надо учесть, что тогда ещё не было никакого магистрального пути развития автомобиля, который мы назначаем из своего прекрасного далёка. Сложись всё немного по-другому, и все бы считали электрический двигатель единственно возможным двигателем для автомобилей. А передний привод, который впервые появился на серийных автомобилях «Citroën Traction Avant» только в 1934 году, мог бы стать обычным на 20-25 лет раньше. Вполне возможно, что именно этими основополагающими достижениями в области автомобилестроения был бы славен Фердинанд Порше. Сейчас же мы только можем отметить, что автомобиль Лонера получил Гран-при на Парижской выставке 1900 года, а сегодня он выставлен в Техническом музее в Вене.

Но талант себя проявит то ли так, а то ли этак. Фердинанд Порше быстро занял подобающее место в нарождающейся автомобильной промышленности. В 1906 году он уже главный конструктор на венском заводе Даймлера.  Его любимым делом стало конструирование гоночных автомобилей, что не удивительно. Автогонки – это всегда экстрим не только для водителя, но и для машины тоже. Именно на гоночных трассах обкатывались прогрессивные изобретения, которые потом превращались в узлы и технические устройства в обычных автомобилях.

С 1924 года Порше перебрался на завод Даймлера в Штутгарте, где занял должность технического директора. А В 1929 году Порше организует здесь же консультационную конструкторскую фирму. Именно в этом конструкторском бюро был создан знаменитый автомобиль «Жук».

Всё началось с того, что компания Zündapp, занимавшаяся производством «мотоциклов для всех», решила расширить номенклатуру своих изделий и начать выпуск небольших и дешёвых автомобилей «для всех». Заказ на разработку прототипа такого автомобиля получило конструкторское бюро Порше. Три прототипных автомобиля были созданы, но дальше этого порога у Zündapp дело не пошло.

К тому времени стало уже доказанным фактом, что массовое производство дешёвых автомобилей для всех может быть выгодным. В Америке процветал Генри Форд, а во Франции Луи Рено и Андре Ситроен. Ориентируясь на это, Фердинанд Порше разработал свой небольшой и недорогой «народный автомобиль», получивший за свою необычную форму название «Жук». По утверждению историков одной этой машины было достаточно для того, чтобы имя Фердинанда Порше осталось навсегда легендой мировой автомобильной промышленности.

Несколько лет Фердинанд Порше пытался продвинуть свой проект, но не нашёл инвесторов. И вдруг инвестором стало государство.  Как пелось в одной советской песне, «это было начало и приближенье конца».

Триумф воли

Давайте вспомним, что Фердинанд Порше жил в Европе, которая потихоньку подбиралась к Первой мировой войне. Слово «патриотизм» ещё не казалось занудным, а слово «армия» – смешным. То, что мужчина должен быть сильным и защищать от врагов родных и близких, казалось очевидным. Поэтому в 1902 году Порше пошёл в австро-венгерскую армию.

Его автомобильные таланты были учтены. Фердинанд Порше служил водителем у другого Фердинанда, эрцгерцога, то есть, наследника престола. Того самого Фердинанда, с убийства которого в городе Сараеве началась Первая мировая война.

Это была только первая встреча Фердинанда Порше с людьми, падкими до власти и в полной мере олицетворившими то стремление к власти ничем не ограниченной, которое впоследствии одна красивая женщина назовёт триумфом воли. В 1910 году, когда Порше лихо гонял на сконструированных им автомобилях, механиком в его команде работал способный хорват Иосип Броз Тито, будущий вождь Югославии.

Судьба не обделила Фердинанда Порше встречей и с другим Иосифом. В 1932 году он побывал в Советском Союзе.  Прагматичный Фердинанд не очень интересовался жизнью в стране победившего пролетариата. Но то, что там, во-первых, не было экономического кризиса, а во-вторых, вовсю развивалась автотракторная (лучше бы сказать, авто-танковая) промышленность, его привлекало. Личной встречи с товарищем Сталиным у Порше не произошло. Однако ему передали вполне предметное предложение вождя стать наркомом автомобильной промышленности или, как вариант, генеральным конструктором одного из автомобильных заводов. Порше, подумав, дал на это предложение отрицательный ответ. Фердинанд Антонович отказался от вкусного куска, предложенного Иосифом Виссарионовичем. Вполне возможно, тем самым он продлил свою жизнь лет на пятнадцать. Хотя в силах ли мы разобрать письмена, которыми написано предсказание судьбы?

А вскоре у Порше произошла встреча с другим «великим вождем», Адольфом Гитлером. Эта встреча показалась автомобильному конструктору прекрасной возможностью воплощения в жизнь того, что было уже придумано. Но, в конечном итоге, получилось совсем не радужно. Знакомство с диктатором запятнало и жизнь, и свершения великого конструктора, и, в конечном итоге, на несколько лет приблизило его смерть. Фердинанду Порше не было суждено увидеть, как автомобильное чудо, меченное его фамилией, вышло на дороги Германии и мира.

Идея Фердинанда

Проект «народного автомобиля», о котором Фердинанд Порше доложил Гитлеру, чрезвычайно того воодушевил. Этот проект очень хорошо укладывался в общую программу нацистской партии, касавшуюся развития Германии. Программа эта была пусть национал, но все же социалистической. Согласно ей свой автомобиль должен был появиться у каждой немецкой семьи. И появиться в скором будущем! Была даже озвучена цена, 990 марок.

Поэтому почти сразу же после прихода нацистов к власти, в 1934 году конструкторское бюро Фердинанда Порше получило государственное (а значит, хорошо оплаченное) задание: требовалось изготовить три прототипа «народного автомобиля». Это было то, о чём мечтал Порше. Уже к 1936 году это задание было выполнено.

И почти сразу же началось воплощение плана по производству «фольксвагенов». Новый автомобильный завод начали строить совсем не там, где уже были автомобильные заводы, а на севере Германии, в Саксонии. Завод планировался с размахом: миллион «фольксвагенов» в год! Рядом с заводом начали и строительство «автограда», который существует и поныне. В наше время он называется Вольфсбург.

Казалось бы, мечта исполняется. Но всё оказалось совсем не просто. Завод вступил в строй в 1939 году, но 1 сентября этого же года началась Вторая мировая война, и вместо производства «автомобилей для народа», здесь начался выпуск военной техники, бронетранспортеров и командирских автомобилей. При непосредственном участии Фердинанда Порше здесь проектировали для армии современные танки «Тигр», а также самоходную артиллерийскую установку «Фердинанд».

За любовь фюрера Порше-отцу, как и многим немцам, пришлось расплачиваться в 1945 году. Он был арестован как военный преступник французскими военными властями 15 декабря 1945 года. Французы хотели в счёт репараций перевезти завод «Фольксваген» во Францию. Этот проект не удался, главным образом, из-за разгильдяйства военной французской администрации. Но в саботажники записали Порше. Его экстрадировали во Францию, где почти два года без суда продержали в тюрьме. Несмотря на арест, Порше консультировал инженеров завода «Рено» по вопросу создания французского народного автомобиля «Рено 4CV». Фердинанд Порше-старший возвратился домой в 1948 году, но больным и неработоспособным. Он вскоре перенес инсульт и 30 января 1951 года скончался. Но всё же перед смертью он увидел новый автомобиль, созданный Фердинандом Порше-младшим. Автомобиль назывался «Порше», и чем-то напоминал «жучок», созданный Порше-старшим пятнадцать лет назад.

Семейное дело

После ареста отца роль двигателя семейного предприятия взял на себя Фердинанд Порше-младший (Ферри) (Ferdinand Anton Ernst Porsche) (1909 – 1998)

Известие о том, что у него родился сын, Фердинад Порше-старший получил, участвуя в общеавстрийских автогонках в городе Зиммеринге. Сын оказался не менее головастый и умелый, чем отец. Порше-отец обучал наследника наиболее простым и очевидным способом: «Делай, как я». По крайней мере, вождению автомобиля Ферри обучился в десять лет. Интересно, был ли он виден из-за руля в то время?

Когда Фердинанд Порше-старший стал техническим директором на заводе Даймлера и переехал в Штутгарт, он поселился в пригороде, городке под названием Унтертюркхайм. Городские власти разрешили Ферри водить автомобиль хотя ему еще не исполнилось полагавшихся для этого по закону шестнадцати лет. Прикиньте, немцы, привыкшие беспрекословно блюсти законы, сделали исключение для сына Порше! Потрясение устоев, да и только.

Вернемся, однако в 1946 год. Заводы в Вольфсбурге союзники сильно разбомбили. Чтобы как-то поддержать тысячи работников и сохранить предприятие «на плаву», Порше-младший брал заказы на любой ремонт техники, начиная от автомобилей и кончая лебёдками и насосами. Собственные средства заканчивались. За выкуп отца из французской тюрьмы, пришлось заплатить полмиллиона франков выкупа. К счастью, как раз в это время Фердинанд Порше-младший получил гонорар за гоночный автомобиль, сконструированный для французской компании Cisitalia.

Ферри Порше не стал дожидаться освобождения отца и решил, пока суд да дело, открыть свой бизнес в Австрии, в небольшом городке Гмюнд. Автомобильное предприятие «Porsche» первоначально располагалось на лесопилке. Первые 49 спортивных автомобилей «Порше 356» были собраны вручную. Чтобы продать их и закрутить маховик автомобильного производства, Ферри Порше проявил чудеса предприимчивости. Оборотные средства для нового предприятия были получены от «Фольксвагена», который отчислял Фердинанду Порше-старшему некоторую сумму от продажи каждого автомобиля. Авторитет известного имени отца сыграл свою роль и при получении кредитов в банках. Некоторую роль сыграла и угаданное конструктором повышение популярности спортивных автомобилей в мире и в Германии. В общем, новая автомобильная компания, носящая знаменитую фамилию, стала одним из молодых автомобильных китов. Известность «Порше» с тех пор только увеличилась. Стремительные спортивные машины неизменно популярны и являются не столько показателем спортивности владельца, сколько свидетельствуют об очень хорошем состоянии его банковского счёта. Ну, и конечно, вызывают зависть у водителей, машины которых он, словно болид обгоняет на шоссе.