Место действия – гавань
В Германии на границе со Швейцарией и с Австрией находится Боденское озеро. Здесь Рейн, родившийся маленьким ручейком на альпийских ледниках Швейцарии, веселым мальчишкой пробежав по склонам мимо игрушечных домиков игрушечного княжества Лихтенштейн, останавливается для отдыха, набирается сил. Мальчишка превращается в мужчину, батюшку Рейна, и утекает в дальние края, через половину Европы, к Северному морю. По пути утоляя жажду, орошая поля и виноградники, неся гружёные корабли, входя составной частью в культуру и щекоча национальную гордость всяческих Рейнгольдов.
На Боденском озере находится город Фридрихсхафен. Город это не старый, он возник только в 1811 году. В переводе с немецкого название города означает «гавань Фридриха». Фридрих – это основатель города и король Вюртемберга Фридрих I (1754 — 1816).
Трудно сказать, делали ли в гавани Фридриха обычные корабли, а вот воздушные – точно. Именно этим город и знаменит. В апреле 1898 года здесь была основана компания «Акционерное общество развития управляемого воздухоплавания», которая начала строительство и эксплуатацию воздушных кораблей. Капитал у компании был значительный — 1 миллион марок. И возглавлял её человек довольно известный.
Летающий граф
Граф Фердинанд фон Цеппелин (Ferdinand von Zeppelin; 1838 — 1917) в ноябре 1890 года покинул воинскую службу в звании генерал-майора. С прекрасной и почётной карьерой он расстался ради воздухоплавания, дела нового и совсем ненадёжного.
Граф Цеппелин не изобрёл дирижабль. Первый аэростат в виде большой сигары, снабжённый паровым двигателем, вращавшим большие воздушные винты, был построен в 1852 году французским инженером Анри Жиффаром (Henri Giffard; 1825 – 1882). Такой аэростат передвигался в воздухе не по воле ветра, а по желанию пилота. Вот его и назвали дирижаблем от французского слова «dirigeable», то есть «управляемый». Первый полёт на своём дирижабле Жиффар совершил 24 сентября 1852 года, поднявшись в небо с парижского ипподрома.
Граф Цеппелин также не был специалистом в области воздухоплавания. Но он прекрасно понимал, что воздушные корабли должны быть надёжными, грузоподъёмными, легко управляемыми. За несколько лет Цеппелином и его сотрудниками была разработана основная схема такого летательного аппарата. Металлический каркас, собирали из лёгкого металла алюминия и обтягивали матерчатой прорезиненной оболочкой. Внутри каркаса находились несколько отдельных мешков также выполненных из
Забегая вперёд, скажем, что использование взрывоопасного водорода был причиной большинства катастроф дирижаблей. Безопасная замена водороду была очевидна: гелий. Гелий тогда добывали из природного газа. Всемирная потребность в нём была невелика. Единственный завод по производству гелия находился в США. После прихода Гитлера к власти в Германии правительство США запретило продажу гелия в эту страну. Из-за этих санкций немецкое дирижаблестроение развалилось буквально за год.
Но возвратимся к началу двадцатого века. В первый раз Цеппелин совершил полёт в возрасте 62 лет на дирижабле собственной конструкции LZ-1. Буквы LZ в названии дирижабля – это сокращение немецкого «Luftschiffbau Zeppelin», «Воздушный корабль Цеппелина». Как видим, имя графа Цеппелина с самого начала крепко сцепилось с дирижаблем жесткой конструкции, который он создал. Не удивительно, что вскоре цеппелинами стали называть все воздушные корабли с жёстким металлическим каркасом.
Итак, 2 июля 1900 года на берегах Боденского озера собрались тысячи зрителей. Они увидели, как паровой буксир вытащил из плавучего эллинга огромный летательный аппарат сигарообразной формы длиной 128 метров и диаметром 11,7 метров. Дирижабль был снабжён двумя моторами производства компании «Даймлер».
На середине озера, команда заняла свои места в двух гондолах, на носу и в хвостовой части. Начался подъём. Дирижабль находился в воздухе всего 20 минут, и в целом первый испытательный полёт был признан неудачным. После исправления неполадок 17 октября 1900 года состоялся второй полет, а 21 октября – третий, в котором дирижабль, наконец, продемонстрировал свои возможности, взлетев на высоту 400 метров и достигнув скорости 28.1 км/ч.
Через тернии – в небо
Освоение дирижаблей было совсем не простым делом. И очень дорогостоящим, даже для такого весьма богатого человека, как граф Цеппелин. В сентябре 1907 года дирижабль LZ-3 держался в воздухе на протяжении 8 часов! После этого достижения военные обратили внимание на воздушные корабли графа Цеппелина. Военное министерство выработало тактико-технические требования к дирижаблю, как к боевому воздушному кораблю. Продолжительность полёта – до 24 часов, дальность – не менее 700 километров, крейсерская скорость – не менее 65 км/ч. Полёт должен был включать выход на цель, выполнение задания и возвращение к месту старта. Кайзер тоже заинтересовался экспериментами воздухоплавателя, наградил графа орденом и выдал субсидию для продолжения работ в размере более полутора миллионов марок.
Построенный в июне 1908 года дирижабль LZ-4 в том же месяце выполнил успешный круговой полёт из Фридрихсхафена в Северную Швейцарию и обратно, что заняло 12 часов. И даже катастрофа, происшедшая с ним 4 августа 1908 года не привела к разочарованию. Наоборот, благодаря поддержке императора Вильгельма II и имперского парламента, немцы, наконец, стали рассматривать успех Цеппелина, как вопрос национального престижа. Был организован сбор пожертвований на строительство дирижаблей, принесший за короткое время 8 миллионов марок. Именно тогда Фридрихсхафен стал центром мирового дирижаблестроения. В городе и его окрестностях образовался концерн, в который входили конструкторское бюро и дирижаблестроительный завод, а также предприятие «Майбах Моторенбау», изготавливавшее авиационные двигатели. На самом озере разместился плавучий эллинг для сбора и хранения дирижаблей. В других городах находились химический завод по производству водорода, алюминиевого проката и специальных газонепроницаемых тканей. Предприятия Фридрихсхафена заработали в полную мощь уже в 1909 году. А к 1914 году, к началу Первой мировой войны у немцев имелось несколько боевых дирижаблей и возможности строить воздушные корабли ещё и ещё.
В 1909 году также появилась дочерняя компания концерна Цеппелина, которая называлась ДЕЛАГ («Deutsche Luftschiffahrts Aktien Gesellschaft» или «Немецкие воздушные перевозки»). Эта компания сконцентрировалась на организации пассажирских перевозок. Надо сказать, что в области пассажирских перевозок дирижабли серьёзно обогнали самолёты. В 1936 году в воздух поднялось самое крупное воздушное судно в истории человечества – дирижабль «Гинденбург», который начал осваивать трансатлантические пассажирские перевозки в то время, когда пилоты самолётов даже не мечтали о межконтинентальных перелётах. Но, так уж вышло, что катастрофа этого дирижабля 6 мая 1937 года положила конец всем планам коммерческого использования дирижаблей в качестве транспортного средства.