Из Испании в Испанию. Вокруг света за 3 года
254 26/09/2021Первое в истории кругосветное путешествие завершилось 6 сентября 1522 года. Оно продолжалось без малого 3 года. Моряки претерпели, кажется, все опасности, которые могут ожидать мореплавателя: мятежи, стычки с туземцами на дальних берегах, голод и цингу, смерть командира эскадры и потерю кораблей. В плаванье отправились пять кораблей, из них уцелели только два. Один корабль незадолго до возвращения захватили португальцы. Поэтому в испанский порт Севилью, вернулся лишь один корабль с командой из 18 человек. Но они обогнули земной шар!
За чем плыли?
Впрочем, целью экспедиции было совсем не путешествие вокруг света. Испанцы хотели доплыть до Молуккских островов, которые были захвачены португальцами. Эти острова называли также Островами Пряностей. А слово «пряности» пьянило тогда любого европейского моряка и любого купца. Торговать пряностями было всё равно, что торговать золотом.
С запада к Островам Пряностей было не подобраться. Захватив порт Малакка, португальцы контролировали подходы к Молуккским островам с этой стороны.
Фернандо Магеллан или Фернан Магильяниш?
Фернан Магильяниш, участвовавший в захвате Малакки и знавший приблизительное местоположение Островов Пряностей, перешёл на службу к испанскому королю и предложил ему снарядить эскадру, которая подошла бы к Молуккским островам с востока и захватила их у португальцев. Это был прямой акт предательства, поэтому всем португальским морякам был дан приказ повесить Магильяниша на рее, как только они его захватят.
С другой стороны, испанцы не слишком доверяли Фернану Магильянишу, ставшему в Испании Фернандо Магелланом. Слишком много было на его кораблях португальских матросов. Они даже не позволили Магеллану поднять на мачте свой вымпел. Уж больно походил он на португальский флаг. Но экспедицию всё же собрали знатную: целых пять больших кораблей: флагманский «Тринидад», «Сан Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго». Всего на кораблях было 280 человек, а также продовольствие для них на 2 года, множество оружия и доспехов. Не забыли и про товары для обмена с местными жителями, буде таковые встретятся.
Вероятно, недоверие испанского короля к Фенандо Магеллану сказалось в том, что капитанами двух судов, «Виктории» и «Консепсьон», были назначены люди более знатные, нежели пришелец из Португалии, которые считали для себя зазорным подчиняться Магеллану. Эти благородные синьоры вполне могли перехватить власть над флотилией, если адмирал поведёт себя не вполне патриотично по отношению к новому отечеству.
Естественно, что Магеллан тут же поссорился со своими капитанами, и важных частностей дальнего плавания им не выдавал. Что, естественно, не способствовало взаимной дружбе и единству.
Начало плавания
Магеллан вывел свою флотилию из пяти кораблей из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда 20 сентября 1519 года. Корабли прошли Канарские острова и повернули на юг вдоль северо-западного побережья Африки. Здесь, у островов Зелёного мыса начиналось атлантическое течение, которое выносило корабли к побережью Бразилии.
У Магеллана уже были сведения о том, что в 1513 году конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа, пересёк неширокий перешеек (мы сейчас называем его Панамским) и вышел к безбрежному Южному морю, уходящему непонятно в какую даль на запад. Магеллан рассчитывал попасть в это море, обогнув сушу с юга. К тому времени было открыто устье полноводной Ла-Платы, которую тогдашние навигаторы считали этим самым южным проливом.
Пролив или река?
В декабре экспедиция достигла устья Ла-Платы, того места, где сейчас находится Буэнос-Айрес. Магеллан, надеялся, что это – желанный южный пролив. На разведку в западном направлении был послан корабль «Сантьяго», самый маленький в эскадре Магеллана, который как раз и предназначался для разведки. Но разведчики скоро вернулись, обнаружив, что плыли они не по проливу, ведущему к Южному морю, а по гигантской реке.
Первое разочарование! В поисках пролива (ведь должен же он быть!) Магеллан двинул свои корабли на юг, пока 31 марта 1520 года его флотилия не достигла 49 ю. ш. Пролива всё не было.
Зимовка в южных широтах
В южном полушарии приближалась зима, море штормило. Магеллан отыскал удобную бухту Сан-Хулиан и решил устроить здесь зимовку для своих людей и ремонт для кораблей. Бухта, действительно, оказалась удобным местом для стоянки. После Магеллана здесь побывали многие корабли, огибавшие Америку с юга, в том числе «Золотая лань» Френсиса Дрейка и «Бигль», на котором путешествовал вокруг света Чарльз Дарвин.
Зимовка оказалась временем пессимистичным. Здесь моряки повстречались (и тут же поссорились) с местным населением. Местные жители были рослые, а на зиму, спасаясь от холода, обматывали ноги соломой. Европейцы приняли эту обувку за огромные ноги. Поэтому Магеллан назвал их «patagone», «лапоногими», а всю землю, где они обитали – Патагонией.
Во время зимовки, взбунтовались капитаны двух кораблей, «Виктории» и «Консепсьон», которые с самого начала плавания были в контрах с адмиралом. Они пытались ограничить права Магеллана, как единоличного командира экспедиции.
Расправа была скорой и жестокой. 40 мятежников приговорили к смерти, впрочем, казнили только одного. Двух главных зачинщиков бунта высадили на одном из островов, что в патагонском климате тоже было равносильно смерти. Прочих помиловали, и это было не только актом милосердия. Матросов и офицеров для продолжения экспедиции взять было негде. Тем более, что во время зимовки погибло или умерло 30 человек.
Неудачи преследуют Магеллана
В мае корабль «Сантьяго» ушёл на разведку вдоль берега в южном направлении, но попал в бурю и разбился о скалы. Экипаж этого корабля несколько недель возвращался к месту зимовки. Потеря корабля-разведчика, а также большого количества припасов, находившихся на нём, оказалась первой серьёзной потерей.
Магеллан распределил экипаж «Сантьяго» по оставшимся четырём кораблям флотилии, а уцелевшего капитана поставил командовать кораблём «Консепсьон». Теперь всеми кораблями эскадры Магеллана командовали верные ему капитаны. Зимовка завершилась, пора было продолжать плавание. Нужно было найти проклятый пролив!
24 августа 1520 года флотилия покинула бухту Сан-Хулиан, но пройдя к югу всего 60 миль вынуждена была стать на прикол в бухте Санта-Крус. Из-за непогоды и поломок корабли простояли здесь почти два месяца, до 18 октября. Магеллан решил в поисках пролива спускаться до 75 ю. ш. Если и в этих высоких (и уже холодных!) южных широтах пролив не будет обнаружен, то – ничего не поделаешь – придётся на восток и вести корабли к Островам Пряностей вокруг мыса Доброй Надежды, пытаясь избежать встречи с португальцами. План был довольно хлипкий, но капитан всегда должен иметь выход из положения, даже безвыходного.
Магелланов пролив
Пролив был найден 21 октября 1520 года. Он оказался довольно узким, но проходимым. Прохождение это заняло 38 дней, 28 ноября 1520 года корабли Магеллана вышли в открытые воды. При этом Магеллан потерял ещё один корабль. На этот раз не в буре и не в кораблекрушении. Взбунтовался экипаж корабля «Сан-Антонио». Матросы решили, что поскольку припасы заканчиваются, им не избежать голодной смерти, и повернули назад, в Испанию. Возвратившись в Севилью в марте 1521 года, они обвинили Магеллана в измене.
Океан был тихим, но совсем не добрым
Огромное водное пространство, почти 17 тысяч километров, три корабля Магеллана пересекали почти 4 месяца. За это время не было ни одной бури. Поэтому Магеллан назвал океан Тихим.
Огромное расстояние пришлось преодолевать, когда продукты были почти на исходе. Моряки реально голодали. Кончились сухари, и – что было ещё хуже – не было свежей воды. Естественно, что многие матросы на кораблях заболели цингой. Погибло более двадцати человек.
Глядя на карту Тихого океана из нашего прекрасного далёка, можно увидеть, что в его южной части находится большое количество обитаемых островов. Здесь можно было бы запастись и едой, и свежей водой. Однако корабли Магеллана прошли стороной. Видимо, не все неудачи из мешка судьбы были израсходованы. А может быть, Магеллан намерено избегал возможной встречи с португальскими кораблями, надеясь, что так далеко они не заплывут.
Но океан всё же был не бесконечен. В конце января 1521 года на пути кораблей Магеллана стали появляться необитаемые острова, а 6 марта флотилия вышла к острову, который сейчас называется Гуам. Остров был населён, но туземцы здесь оказались враждебно настроенными и к тому же вороватыми. Именно из-за их воровства испанцы на них обозлились более всего. Когда оказалось, что островитяне украли с корабля лодку, испанцы высадились на остров, убили обитателей селения, сожгли его и захватили свежие продукты. А остров отметили на карте, как остров Воров.
В марте 1521 года корабли Магеллана достигли островов, которые позже были названы Филиппинскими в честь испанского короля Филиппа II. Многотрудный переход через Тихий океан закончился.
Гибель Магеллана и конец экспедиции
Но отъедаться и отсыпаться после трудного перехода морякам не пришлось. Магеллан перемещался от одного острова к другому, пытаясь обратить местных властителей в подданных испанского короля. На острове Себу это ему удалось, а вот на соседнем острове Мактан жители воспротивились, и во время сражения с туземцами Магеллан был убит. Он так и не дошёл до Островов Пряностей, хотя проделал бóльшую часть пути.
Потеряв командующего, экипажи двух оставшихся кораблей, «Виктория» и «Тринидад», взяли курс на Испанию. Они с трудом обогнули мыс Доброй Надежды и пошли вдоль побережья Африки, даже не очень опасаясь попасться португальцам. Тут уж стояла единственная задача – добраться домой. Всё же кораблю «Тринидад» повезло меньше, чем «Виктории». Он был захвачен португальцами у западного побережья Африки, около Островов Кабо-Верде. А вот 18 человек экипажа «Виктории» 6 сентября 1522 года сошли, наконец-то на землю в Севилье. Так закончилась первая кругосветная экспедиция. Путь из Испании в Испанию занял почти 3 года.