Капитан Джеймс Кук. Первое кругосветное путешествие
212 07/07/2021
Корабль
26 августа 1768 года из порта Плимут вышел в длительное плавание корабль «Endeavour». Его название означает «стремление». Корабль построили в 1764 году в городке Уитби, в портовых доках. Первоначально имя его было «Граф Пемброк» и предназначался он для транспорта угля из Ньюкасла в Лондон. «Угольщики» были прочными и легкими в управлении судами. Их использовали не только для перевозки угля, но и других сыпучих грузов, и не только вдоль берегов, а по всему Северному морю. То есть, в 18-м веке угольщики выполняли роль современных сухогрузов. У них было плоское днище, а под палубой имелось достаточное пространство, чтобы вместить всё, что угодно. Для таких судов скорость движения и маневренность были не главными качествами. Хотя скорость у корабля была хорошая, 7 узлов.
28 марта 1768 года представители британского Адмиралтейства осмотрели этот корабль и, решив, что он вполне подходит для намечавшейся длительной кругосветной экспедиции, купило его, отремонтировало и дооборудовало, и присвоило новое, наступательное, имя. Для увеличения наступательности «Индевор» вооружили 22 пушками, 12 из этих орудий были установлены на поворотных лафетах. Одновременно для намечавшейся экспедиции был выбрали капитана.
Капитан
Капитана звали Джеймс Кук. Забавно, что он мог быть знаком, хотя бы издали, со своим будущим кораблём. И жил он в Уитби, и свою морскую службу начал на таком же угольщике, и ходил он по тому же маршруту, из Ньюкасла, в Лондон.
Почему выбор Адмиралтейства пал на Джеймса Кука? Начнём с того, что кандидатов на капитанскую должность на «Индеворе» было не так уж много. Кук, происходивший из неблагородных слоёв британского общества, при немалых годах службы всё ещё имел звание лейтенанта. Он не мог претендовать на слишком «сладкие» места, которые или покупались за деньги или для устройства на которые требовалась протекция. Это, во-первых.
А во-вторых, послужной список Кука был блестящим. В недавно прошедшей Семилетней войне он участвовал во взятии Квебека в 1759 году. При этом Кук показал себя и смелым моряком, и умелым картографом, нанеся на карту фарватер реки Святого Лаврентия, благодаря чему английские военные суда подошли к городу и смогли его взять.
Для выполнения важного и секретного задания Адмиралтейству требовался именно такой человек. Во-первых, Кук был военным моряком, то есть находился в подчинении Адмиралтейства. Во-вторых, он показал себя волевым капитаном и опытным навигатором. Наконец, Джеймс Кук был умелым картографом. Именно такое сочетание навыков был необходимо Адмиралтейству.
Задание
Приоткроем завесу секретности: Кука отправляли в кругосветное путешествие для того, чтобы составить, наконец, подробную карту мира. Ещё одна цель, которая ставилась перед капитаном – открытие Южного материка, то есть нынешней Австралийского континента. Куку поручалось нанести на карту побережье нового материка, исследовать его и присоединить к британским владениям. 18-й век – не следует этого забывать – был веком завоевания новых территорий, веком борьбы за колонии
Официальной же целью рейса была научная экспедиция к берегам острова Таити. Здесь экипажу корабля предстояло проследить прохождение Венеры через солнечный диск во время ближайшего полного солнечного затмения. Экспедицию по просьбе Королевского общества (то есть, грубо говоря, Академии наук) финансировал король Георг III. На борту «Индевора» разместили команду численностью 94 человека. Неплохо для мирной научной экспедиции!
Наука – прежде всего
Именно эта мысль, вероятно, пришла в голову вице-королю Бразилии, когда 15 ноября 1768 года корабль бросил якорь в столице Бразилии. «Индевор» простоял в Рио-де-Жанейро ремонтируясь и пополняя запасы вплоть до 2 декабря. И подозрительный политик был прав, считая, что экспедиция, возглавляемая Куком, не только научная. К слову, капитан Кук в корабельном журнале дал подробное описание залива Гуанабара, на берегу которого находится Рио-де-Жанейро. Описывая оборонительные укрепления, капитан отметил, что для взятия этого прекрасного города потребуется шесть линейных кораблей британского флота
Покинув Рио-де-Жанейро, «Индевор» обогнул континент с юга и вышел на просторы Тихого океана. Достигнув Таити 10 апреля 1769 года, капитан предоставил корабельному астроному готовиться к необходимым исследованиям. Сам же Кук наладил хорошие отношения с аборигенами. Эта задача была предписана ему Адмиралтейством, разумно полагавшем, что через некоторое время такая дружба принесёт пользу Британии. С другой стороны, дружба с местным населением обеспечивала спокойное выполнение задания. В самом деле, когда астрономы обнаружили пропажу квадранта, без которого проведение измерений было бы невозможным, капитан Кук переговорил с вождями аборигенов и – о чудо! – астрономический инструмент нашёлся.
Дружба дружбой, но для защиты от местных жителей англичане построили также хорошо укреплённый форт, с гарнизоном 45 человек. 3 мая 1769 года произошло затмение, во время которого корабельный астроном вместе с капитаном Куком произвели все требуемые измерения в полном объёме.
Колониальный марш
Только после этого капитан Кук вскрыл второй пакет, врученный ему в Адмиралтействе, в котором был приказ, предписывающий дальнейший маршрут плавания.
Однако сначала Кук решил исследовать острова, лежащие в непосредственной близости от Таити. С 9 по 20 июля 17669 года «Индевор» посетил все соседние острова. Капитан Кук назвал их островами Общества в честь Королевского общества, которое было инициатором данной экспедиции. Острова Общества были присоединены к владениям британской короны. Кук сделал первый вклад в могущество империи.
И вот началась самая трудная часть экспедиции. 9 августа 1769 года корабль Кука снялся с якоря и пошёл бороздить бесконечные водные просторы в надежде отыскать таинственный южный континент. За сто лет до этого эту же задачу пытался выполнить голландец Абель Тасман (Abel Janszoon Tasman; 1603 — 1659). Отправившись с Индонезии на юго-запад, он достиг 40-го градуса южной широты, вдоль которой поплыл на восток. В конце концов, Тасман наткнулся на большой остров, который нанёс на карту и назвал Вандименовой землёй. Сейчас этот остров называется Тасманией. Поднимись он на сотню миль севернее, и история могла бы всерьёз измениться. Но открыть южный континент голландцам было не суждено. Зато, продолжая двигаться на восток, Тасман вышел к большому острову, где жили очень недружелюбные обитатели. Тасман даже не пытался их покорить. Нанеся на карту открытую землю, которую он назвал Новой Зеландией, мореплаватель возвратился на Индонезию, откуда и начинал своё плавание в поисках южного континента, и как позже оказалось, вокруг него.
Куку повезло гораздо больше. От Таити «Индевор» двигался строго на юг и к началу сентября, пройдя почти 2400 километров, оказался на 40-м градусе южной широты. Не обнаружив здесь никаких признаков земли, Джеймс Кук взял курс на запад, в сторону Новой Зеландии, которая благодаря Тасману уже значилась на его картах. 6 октября 1769 года моряки с борта «Индевора» увидели берега этого, как тогда ещё думали, острова.
Первые встречи с местными жителями, народом маори, показали: те совсем не готовы к мирному сотрудничеству. Тогда Кук решил найти безлюдное место для того, чтобы произвести текущий ремонт судна. Двигаясь вдоль западного берега, моряки обогнули Новую Зеландию и спустя несколько дней, отыскали для стоянки чудесный залив. Его нанесли на карту и назвали заливом Королевы Шарлотты. Совершая пешую прогулку по окрестностям, Джеймс Кук обнаружил гору, поднялся на неё и увидел, что Новая Зеландия – не один остров, как считал Тасман и как было обозначено на карте, а два, которые разделяет пролив. Сейчас эти острова называются Северным и Южным, а разделяющий их пролив назван проливом Кука. Думается, вполне заслужено
1 апреля 1770 года «Индевор» оставил Новую Зеландию. Джеймс Кук взяв курс на запад, чтобы попасть к уже отмеченной на картах Вандименовой Земле (она же Тасмания). Но из-за сильного ветра корабль Кука оказался далеко к северу от намеченного курса. Благодаря этому произошло великое открытие.
19 апреля 1770 года англичане увидели землю, не отмеченную на картах. Это была юго-восточная оконечность побережья нынешней Австралии. Отсюда Кук повёл свой корабль параллельно неизвестному побережью курсом на север, постоянно ведя картографическую съёмку. 22 апреля на берегу были впервые замечены темнокожие люди.
28 апреля англичане высадились на берег в удобном и надёжном заливе, чтобы заготовить топливо и набрать воду. Корабельные ботаники отыскали здесь множество видов раннее неизвестных растений. Желая отметить их отличную работу, Кук назвал этот залив Ботаническим. 29 апреля во время высадки на берег англичане впервые встретились с австралийскими аборигенами. Толмачи, которых Кук прихватил на Таити, местного языка не понимали. Поэтому и состоявшаяся встреча особых последствий не имела.
26 мая «Индевор» попал в зону крупнейшего в мире кораллового рифа, который моряки назвали Большим Барьерным рифом. Это было ещё одно важное открытие экспедиции Кука. Мало того, что в океане было открыто множество живых организмов, доселе невиданных, оказалось, что приближаться к Австралии со стороны Барьерного рифа нельзя. Двигаться здесь, среди множества коралловых островов, приходилось бы очень аккуратно.
И всё равно, вероятность не повредить судно здесь была минимальной. День 11 июня 1770 года оказался для «Индевора» несчастливым: корабль напоролся на риф, сильно повредив обшивку. С большим трудом, облегчив судно почти на 100 тонн и дождавшись прилива, морякам удалось сняться с мели. Но с пропротым дном далеко не уплывёшь. Отыскав место, где можно спокойно отремонтировать корабль, матросы благополучно вытащили его на берег. Починка заняла много времени. 21 августа 1770 года англичане с большим облегчением покинули Большой Барьерный риф. На следующий день перед капитаном и матросами открылся широкий Торресов пролив, по которому можно было бы уходить в западном направлении. 22 августа 1770 года на одном из островов в Торресовом проливе Джеймс Кук объявил, что обнаруженное им побережье – новый материк, который отныне становится британским владением и получает название Новым Южный Уэльс.
Строгая справедливость
Капитан Кук жёстко командовал экипажем своего корабля, не проявляя, однако жестокости. Большой его заслугой считают и то, что за время длительного плавания на борту не погиб от цинги ни один человек. А ведь цинга тогда была грозой моряков, уходивших в дальние рейсы. Секрет Кука был прост: он запасся на время плавания лимонами и квашенной капустой. Квашенную капусту матросы получали утром, а лимонный сок давали им вместе с вечерним чаем. Этот эксперимент Джеймс Кук продолжит во время второго своего кругосветного плавания, а в 1776 году доложит о результатах в Королевском обществе, за что будет награждён золотой медалью Копли, которой отмечались важнейшие научные достижения.
Если говорить о научных достижениях, следует также отметить, что «Индевор» был первым судном, штурман которого смог точно определить долготу во время плавания. Это означало, что блужданиям моряков в открытом море наступил конец. Всегда, даже вдали от берегов, можно чётко установить своё положение на карте.
Взлёт капитана Кука
На «Индеворе» не было ни одного случая цинги. Но в начале января 1771 года, когда корабль проходил Батавию (это теперь Джакарта), на корабль проникла малярия, а чуть позже – дизентерия. В результате 14 марта, когда «Индевор» бросил якорь в Кейптауне, на его борту остались только 12 матросов, способных стоять на вахте. Потери в личном составе были огромны. Корабль пришлось доукомплектовать командой – надо ведь было возвращаться домой. И вот 12 июля 1771 года, обогнув Африку, экспедиция Кука вернулась в Англию. За 2 года 10 месяцев и 17 дней Джеймс Кук выполнил все задачи, поставленные перед ним. Кроме точных карт островов Океании и Новой Зеландии, он привёз своему королю целый новый континент. Не каждому дано так щедро жить!
Адмиралтейство было довольно результатами плавания. Джеймса Кука повысили в звании и он в 43 года стал капитаном 1-го ранга, готовым к новым плаваниям.