Анри Ривьер. Путешествие по Парижу вокруг Эйфелевой башни
189 11/05/2021
Эйфелеву башню построили в 1889 году, и буквально за несколько лет она стала главным символом столицы Франции. А значит, и любимицей художников, которые наперебой изображали Париж, соревнуясь друг с другом в оригинальности.
Париж стал в те годы самым большим в мире рынком художественных произведений. Сюда приезжали коллекционеры изо всех стран. Например, именно в Париже начали собирать свои коллекции русские купцы С. И. Щукин (1854–1936) и И. А. Морозов (1871 - 1921). Их коллекции буквально через несколько лет стали самыми крупными собраниями современной французской живописи. Сюда же, на огромную ярмарку искусств, со всего мира в надежде прославиться съезжались юные художественные дарования. Прославиться удавалось не всем. Но у каждого был реальный шанс продать здесь плоды своих трудов. Продать и разбогатеть.
А теперь познакомимся с художником Анри Ривьером (Henri Rivière; 1864 - 1951). Это крепкий мастер, художник второго ряда. Его имя не столь популярно, как, скажем, имена П. Пикассо или М. Шагала. Лучи славы не высветили его имя даже случайно, как, например, произошло это с Жан-Батистом Пигалем. В честь этого скульптора 18 века парижский муниципалитет назвал одну из площадей столицы, Place Pigalle, на которой позже открылся знаменитый «Мулен Руж». Вот тебе и всемирная слава!
Однако, увидев работы А. Ривьера однажды, их запомнишь навсегда. Так что свой оригинальный след в искусстве Франции 19-го века он, несомненно, оставил.
Он родился в Париже в семье среднего достатка. Отец в своём магазинчике торговал вышивками и женскими нарядами. Когда разразилась франко-прусская война папаша Ривьер увёз семью в более спокойные места, на свою родину, в Пиренеи. По окончании войны семья возвратилась в Париж, Анри пошёл в школу. В 1873 году отец умер, но мать вскоре вышла замуж повторно, так что благосостояние её и её детей почти не изменилось. После окончания школы, мать пытается устроить сына в магазин, где продавали страусовые перья. Странным и безумным городом был в то время Париж! Перья страуса в нём пользовались спросом и торговля ими неплохо кормила торговца.
Впрочем, в этом магазине Анри Ривьер проработал всего неделю, а потом подался в вольные художники. Мать пожаловалась отчиму, отчим же показал работы пасынка своему приятелю, художнику, который предложил обучить Анри основам профессии, уж если тому взбрело в голову стать художником.
Решение оказалось правильным, и вскоре искусство начало кормить Анри Ривьера. Он входит в круг молодых парижских авангардных художников и начинает сотрудничать с Родольфом Сали (Rodolphe Salis; 1852-1897), открывшим знаменитое кабаре под не менее знаменитым названием «Черный кот» («Le Chat Noir»). Сали позиционировал своё кабаре, как место, посещаемое самыми известными людьми Парижа, где можно было с этими знаменитостями запросто познакомиться. В кабаре имелись развлечения, как в других подобных заведениях Парижа. Но только в «Чёрном коте» работал театр теней. Инициатором, организатором и оформителем этого оригинального зрелища был Анри Ривьер.
Кроме этого, Ривьер исполнял должность художественного редактора журнала, который начал издаваться в 1882 году и назывался – вот удивительно – «Le Chat Noir». Кстати, изображение афиши кабаре с затейливым чёрным котиком, которую нарисовал А. Ривьер, является довольно популярной картинкой, распространяемой в Интернете.
В 1895 году Ривьер женился, купил дом в любимой Бретани и проводил в провинции всё лето. Он нашёл себе новое занятие, профессионально освоил печать цветных гравюр на дереве, офортов и литографий. Первые цветные литографии «Красоты Бретани» и «Виды природы» художник выпустил в 1896 году. Это погружение в графику помогло Анри Ривьеру открыть японское искусство.
Искусство Дальнего Востока, Китая и Японии вошло в моду в последней трети 19-го века и во Франции, и во всей Европе. Япония казалась ещё более экзотичной чем Китай из-за того, что долгое время была фактически закрыта от мира. Все японские товары поступали в Европу через Нидерланды, единственную страну, сумевшую наладить торговлю с удивительными и дикими азиатами. Женские шёлковые кимоно стали носить европейские богатые модники. Что немного напоминает смешную ситуацию, сложившуюся в начале 1950-х годов в Восточной Германии, когда жёны комсостава выходили на люди в женских комбинациях, считая их модными европейскими платьями. Красивыми, хотя и немного коротковатыми.
В 1897 году, ориентируясь на всеобщий интерес к ориентализму, Анри Ривьер открывает магазин, специализировавшийся на торговле предметами ремесла и искусства из Японии. Желающих приобрести восточные диковинки, оказалось много. Магазин довольно скоро стал прибыльным. Ах, Париж, Париж, великий базар искусств и чудес!
При более близком знакомстве Япония оказалась страной не только древней, но и очень своеобразной культуры. Кому, как не Анри Ривьеру, освоившему графику и выпускавшему цветные литографии, было интересно узнать о знаменитом Кацусика Хокусаи (1760 - 1849), художнике, который в 1830-м году создал серию из 36 цветных гравюр, которую он назвал «36 видов горы Фудзи». На этих гравюрах Хокусаи изобразил различные сцены из повседневной жизни, происходящей в современной ему Японии на побережье вдоль дороги, соединяющей Киото и Токио, древнюю и современную столицы страны. Отличительной особенностью этой серии была гора Фудзияма, непременно присутствовавшая фоном на каждой гравюре. Величие горы то ли подчёркивало мелочь людских усилий, то ли вызывало гордость за то, как упрямо и настойчиво человек переделывает дикую природу.
Идея Хокусаи оказалась плодотворной настолько, что её повторил уже в 1850-х годах художник Хиросигэ (1797—1858). Под тем же названием он выпустил серию своих цветных гравюр.
Ривьер тоже вдохновился примером великого Хокусаи, но пошёл другим путём, решив изобразить картины парижской жизни, сгруппировав их не вокруг природного чуда, высоченного вулкана Фудзиямы, а вокруг чуда рукотворного. Очевидно, что таким чудом должна была стать Эйфелева башня, которая видна из многих уголков огромного города, и которая уже стала символом этого города. И вот, в 1902 году художник создаёт серию цветных литографий, которую назвал «36 видов Эйфелевой башни». Оказалось, что великое инженерное чудо окрашивает в необычные тона и даже делает немного загадочной каждодневную жизнь столицы мира, большого города. Который всего двадцать лет спустя один не просыхающий от рома американец назовёт праздником, который всегда с тобой.