публичный образовательный интернет-портал

Кто «закрыл» Америку? Капитан Джордж Ванкувер

137 16/01/2021
Статуя Ванкувера в Ванкувере
Джордж Ванкувер
Джордж Ванкувер.

Большой кусок истории 20-го века прошёл под знаком покорения высоких широт и пространств вокруг Северного полюса. В русском языке советской поры появились слова, обозначавшие смелых людей, которые так или иначе пытались обжить эти широты, в которых нормальный человек не выживет. Челюскинцы, папанинцы, седовцы... О них писали книги и песни, их награждали высокими наградами.

Нам, отделённым от тех времён почти что столетием, трудно уже представить, для чего творились все эти подвиги. Многие смотрят на те давние события, как на очередные Олимпийские игры: чтобы очередной рекорд поставить. Выше, дальше, сильнее, холоднее...

Между тем, стремление моряков в северные приполярные районы началось в 17-м веке, а может быть, и раньше. И цель этих плаваний была одна: проложить самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий, из Европы – в Китай и Японию. Сокращение времени путешествия через северные моря было настолько существенным, а выгода для первопроходца – такой большой, что многие судовладельцы финансировали плавание в северных морях, а многие моряки были согласны терпеть холод, голод и смертельные опасности ради того, чтобы пройти из океана в океан либо вокруг северного края Евразии, либо обогнув северное побережье Америки. Первый путь назывался Северо-Восточным проходом, а второй – Северо-Западным.

Если с тем, как пролегает первый путь, неясностей почти не было, то со вторым у географов и моряков теплилась некоторая надежда на везение. Сперва предполагалось, что, поднявшись вверх по реке Святого Лаврентия от Квебека до озера Онтарио можно проплыть по цепи Великих американских озёр далеко на запад, а там обнаружить реку, текущую уже в Тихий океан. Но уже в 1667 году оказалось, что от самого западного из Великих американских озёр, озера Верхнего до Тихого океана ещё очень далеко.

Потом ещё почти сто лет моряки пытались обнаружить Северо-Западный проход, исследуя западные берега Гудзонова залива. Но в 1791 году и эти надежды были похоронены. Могильщиком этой легенды-надежды стал капитан Джордж Ванкувер (George Vancouver; 1758 - 1798).

Капитан Кук совершил три попытки приблизиться к Антарктиде
Капитан Кук совершил три попытки приблизиться к Антарктиде

Он начал службу на королевском флоте в тринадцать лет, и первым его капитаном был Джеймс Кук (James Cook; 1728 — 1779). Джордж Ванкувер участвовал во втором (1772—1775) и третьем (1776—1780) кругосветных плаваниях знаменитого капитана.

Честно говоря, об этом можно было только мечтать. Кук был известен, как капитан, отличавшийся строгостью, но не жестокостью. При том никто не возражал: строгость капитана Кука была закономерной и обоснованной. На своих кораблях он не давал матросам бездельничать, не терпел беспорядка и грязи.  И при этом лично следил за рационом команды. Кук был первым английским капитаном, который приказал брать в плавание лимоны и лимонный сок. Как следствие, за три года кругосветного плавания цингой у него не заболел ни один матрос.

В ходе второй экспедиции Кук пытался открыть большой южный континент, который, как считалось должен был существовать в окрестностях Южного полюса. Он несколько раз пытался подняться как можно южнее, заходя то с одной, то с другой стороны. Это происходило в январе, который в южном полушарии является самым тёплым месяцем. Так что погода должна была благоприятствовать намерениям капитана. Однако, после пересечения 71-го градуса южной широты, океан заштормил. Начали появиляться плавучие льды. Столкновение с ними могло привести к кораблекрушению, что фактически означало неминуемую гибель. Как известно, в ледяной воде пловец может продержаться пятнадцать-двадцать минут. И это предел. Делать нечего – капитан Кук приказал повернуть корабль на север и удаляться от полюса в более тихие воды.

И тут юнга Джордж Ванкувер срывается с места, бежит на нос, взбирается на бушприт и несется по нему, держась за поручни-леера, до самого края. Паренёк замер над бушующим морем, размахивая шляпой. Теперь он знал, что теперь в течение длительного времени будет известен, как  человек, оказавшийся ближе всех к Южному полюсу.

Арктика, Северно-Западный и Северно-Восточный проходы и Северный морской путь
Арктика, Северо-Западный и Северо-Восточный проходы и Северный морской путь

Потом ещё почти сто лет моряки пытались обнаружить Северо-Западный проход, исследуя западные берега Гудзонова залива. Но в 1791 году и эти надежды были похоронены. Могильщиком этой легенды-надежды стал капитан.

Он начал службу на королевском флоте в тринадцать лет, и первым его капитаном был Джеймс Кук (James Cook; 1728 — 1779). Джордж Ванкувер участвовал во втором (1772—1775) и третьем (1776—1780) кругосветных плаваниях знаменитого капитана.

Честно говоря, об этом можно было только мечтать. Кук был известен, как капитан, отличавшийся строгостью, но не жестокостью. При этом строгость капитана Кука была закономерной и обоснованной. На своих кораблях он не терпел бардака и грязи. Бездельничать морякам не давал. При этом лично следил за рационом команды. Он был первым английским капитаном, который приказал брать в плавание лимоны и лимонный сок. Как следствие, за три года кругосветного плавания цингой у него не заболел ни один матрос.

В ходе второй экспедиции Кук пытался открыть большой южный континент, который, как считалось должен был существовать в окрестностях Южного полюса. Это было в январе, который в южном полушарии является самым тёплым месяцем. После пересечения 71-го градуса южной широты, океан заштормил. Появились плавучие льды. Столкновение с ними могло привести к кораблекрушению, что фактически означало неминуемую гибель. Как известно, в ледяной воде пловец может продержаться пятнадцать-двадцать минут. И это предел. Делать нечего – капитан Кук приказал повернуть корабль.

И тут корабельный юнга Джордж Ванкувер срывается с места, бежит на нос, взбирается на бушприт и несется по нему, держась за канатные поручни-леера, до самого края. Паренёк замер над бушующим морем, размахивая шляпой. Теперь он знал, что будет известен, как человек, оказавшийся ближе всех к Южному полюсу.

Да Джордж Ванкувер вошёл в морскую историю этим своим озорством. А ещё тем, что отбил останки убитого капитана Кука у гавайских аборигенов. Но главное, он стал продолжателем дела Джеймса Кука, он завершил подробное картографирование западных берегов Северной Америки от Калифорнии до Аляски.

Ванкувер
Ванкувер.

В некотором смысле он закрыл Америку. Хорошая карта – это очень много. Она хоронит многие догадки и загадки.  

Капитан Ванкувер был почти наверняка уверен в том, что Северо-Западный проход существует, и что вход в него из Тихого океана начинается он в проливе Хуан де Фука. Этот пролив похож на широкую реку, впадающую в океан. В середине апреля 1792 года корабль Ванкувера подошел к этому проливу и начал его исследовать.  

Следует сказать, что картографирование пролива и многочисленных островов и заливов, рассыпанных здесь, заняло бы у экспедиции капитана Ванкувера вдвое больше времени, если бы англичанам не помогли в этом испанские коллеги. В эти же места прибыла испанская картографическая экспедиция, которой руководил капитан Хуан Бодега-и-Куадра. Два капитана работали вместе три недели. Надо сказать, что благодаря их дружбе и сотрудничеству был разрешен кризис, назревавший между Великобританией и Испанией.

Остров Ванкувер и пролив Джорджия на карте
Остров Ванкувер и пролив Джорджия на карте

Как известно, ещё в 1493 году Римский папа разделил весь земной шар на две половины. Граница проходила по меридиану, находящемуся посередине Атлантики. Было решено, что все вновь открытые земли к западу от этой границы будут принадлежать Испании, все же, что будет открыто к востоку от нее станет считаться владениями Португалии. И живите в мире! Это соглашение получило название Тордесильясского договора.

Впрочем, из установленного правила пришлось все же сделать два исключения: Бразилия осталась португальским владением, а Филиппины - испанским.

Папа Римский был, конечно, высшим авторитетом в католическом мире. Но совсем не для протестантов-англичан. Вслед за Френсисом Дрейком английские мореплаватели и купцы принялись осваивать тихоокеанское побережье Северной Америки. Естественно, что испанские корабли стали брать в плен суда англичан. Повод для войны!

Однако морская война между двумя империями не вспыхнула. Обе стороны решили, что овчинка не стоит выделки, и дело было разрешено миром и взаимным сотрудинчеством моряков двух стран.

На карте, полученной в результате совместных трудов британских и испанских моряков чередовались (и доныне чередуются) английские и испанские имена. А самый большой остров решили назвать островом Куадра и Ванкувера. Однако, вскоре остров стали называть короче: Ванкувер. Как бы в виде компенсации, в 1903 году именем Куадра назвали остров на восточном побережье острова Ванкувер в проливе Джорджия. Который также был наименован в честь капитана Ванкувера.

Открытий экспедиция сделала множество, но принесли они изрядное разочарование. Северо-Западный проход найден не был. Оставалась небольшая надежда на то, что он находится севернее, на Аляске. Великий Джеймс Кук во время своей третьей экспедиции дошел вдоль западного берега Америки аж до Берингова пролива. Кстати, это именно он назвал пролив, разделяющий Америку и Азию, именем русского капитана, Витуса Ионассена Беринга (1681—1741). На своих картах Дж. Кук обозначил на побережье Аляски устье крупной реки. Может быть, эта река - начало Северо-Западного прохода?

Памятник капитанв Джорджу Ванкуверу в американском городе Ванкувере,  Esther Short Park Vancouver WA
Памятник капитанв Джорджу Ванкуверу в американском городе Ванкувере,  Esther Short Park Vancouver WA

Но нет! Оказалось, что великий мореплаватель ошибся, как ошибались довольно часто многие моряки. За устье реки он принял широкий залив. Ванкувер переименовал реку Кука в залив Кука. А всего именем великого капитана названо множество географических объектов. Стоит посчитать, может быть это - рекорд для книги Гиннеса.

Экспедиция капитана Ванкувера длилась с 1791 по 1795. Но принесла она ему в конечном счете не столько славу, сколько отставку и преждевременную смерть. В составе команды был шестнадцатилетний аристократ Томас Питт, племянник тогдашнего премьер-министра. Дело в том, что для сдачи экзамена на звание лейтенанта королевского флота надо было провести в море шесть лет. Томас Питт проходил обязательную морскую практику корабле капитана Ванкувера.

Когда корабль стоял на Таити, этот юноша благородных кровей совершил поступок совсем не благородный. В обмен на благосклонность местной красавицы, он подарил ей какой-то корабельный инвентарь. Кража была раскрыта и с аристократом поступили как с обычным моряком – выпороли.

По возвращении сэр Томас мобилизовал общественное мнение против обидчика. Капитана Ванкувера обвинили в «тирании и жестокости».  Трудно сказать, чем закончилось бы судилище, но Джордж Ванкувер скончался в возрасте сорока лет от туберкулеза. Отчет экспедиции для британского Адмиралтейства закончил капитан второго корабля, П. Паджет.

Остров Ванкувер знали все капитаны, ходившие в Тихом океане вдоль берегов Северной Америки: прекрасный ориентир.  Кроме того, за островом открывался проход к удобным бухтам канадской провинции Британская Колумбия и к порту Гранвиль. Вопреки своему названию (по-французски «Большой город»),  Гранвиль был городишком небольшим и мало кому известным.

В 1867 году началось строительство трансконтинентальной железной дороги, пересекающей всю Канаду от Монреаля до Гранвиля. Управляющий строительством Уильям Ванхорн предложил переименовать Гранвиль по близлежащему, широко известному, острову. Так 6 апреля 1886 года на свет появился город Ванкувер. С тех пор он развивается и хорошеет, не забывая человека, по имени которого был назван.

Экспертами журнала Economist Ванкувер несколько раз признавался самым лучшим городом на всей планете. Как говорят специалисты, здесь самый высокий уровень жизни, высокие безопасность и социальная стабильность, хорошие климат и экология.