В 1285 году родился человек, именем которого названо логическое правило «бритва Оккама». Эту «логическую бритву» до сих пор используют в спорах и в дебатах для оценки приводимых аргументов. Так что вклад этого английского монаха-францисканца в современную науку, да и вообще в современную жизнь, несомненен.
Оккам (с ударением на первом слоге) – это не фамилия, а прозвище по месту рождения. Oakham в переводе с английского – «дубовый хутор» («оак» – дуб, «hamlet» или сокращённо «ham» – хутор). Местечко небольшое, но отмеченное уже в самом начале английской истории. В переписи островных владений Вильгельма Завоевателя (1028 — 1087), так называемой «Книге Судного дня», Оккам уже значится, как поселение, в котором была церковь.
В отрочестве Уильям был отдан родителями вo францисканский монастырь. Может быть, семейство не могло его прокормить, а возможно, хотели, чтобы крестьянский паренёк проявил себя в духовной карьере. Это был единственный в те времена социальный лифт для смышлёных ребят из народа. Уильям из Оккама, в самом деле, смог реализоваться на ниве религии. Сначала он обучался в Оксфордском университете, а потом – в Сорбонне. Затем он начал преподавание и в том, и в другом университете.
Оккам преподавал логику, одну из обязательных частей университетского курса. Именно тогда он станет популяризировать принцип, который впоследствии был назван лезвием (или, что то же самое, бритвой) Оккама. Принцип этот формулировался следующим образом: Не умножай сущности без необходимости. Этот принцип потому и назвали бритвой, что он позволял, не вникая в подробности сплетения логических силлогизмов, сразу делать выбор в пользу одного из двух объяснений. Принцип «отсекал» слишком сложные и формально правильные теории, оставляя самую простую, оперирующую наименьшим числом сущностей. Не обязательно такая теория могла быть верной. Но опыт показывал, что чем короче цепочка выводов, тем более вероятно, что теория будет верной. Авиаконструктор Андрей Туполев говорил, что летают только красивые самолёты. Учёные знают, что верны красивые теории. Красота же теории состоит в её избавлении от «лишних бантиков» ненужных понятий.
Будучи уже известным преподавателем, Оккам приходит к опасным выводам, которые отрицали непогрешимость Папы Римского, а также его особый статус как духовного, так и мирского владыки, ставящего и свергающего с трона монархов. Фактически это были зачатки протестантского вероучения за 200 с лишним лет до рождения Мартина Лютера.
Начало этим взглядам положила дискуссия о нищете Апостолов, об их смирении и нестяжательстве. Те, кто читал книгу У. Эко «Имя розы», помнят, что это была довольно скользкая тема, с которой оказывалось легко соскользнуть в ересь. Вся логика подобного диспута могла привести к выводу о том, что современные церковные иерархи позабыли о христианских идеалах раннего христианства.
Подобных выводов Оккаму не простил правивший в то время папа Иоанн ХХII. Оккам и его единомышленник Микеле Чезена были призваны к папскому двору, который находился тогда во французском городе Авиньоне. Папа жил здесь в роскоши не просто излишней, но к тому же и ужасно безвкусной.
Пребывание Оккама и Чезены в Авиньоне закончилось взятием под стражу. Дело могло закончиться плохо: судом и тюрьмой, а может быть, и казнью.
К счастью, монахи смогли сбежать из Авиньона и скрыться в Мюнхене, под защитой императора Людвига IV Баварского, который был давним противником папы. Папа же отлучил беглецов от церкви, чем закрыл им возможность возвращения в родные края. Свобода мысли была оплачена отлучением и изгнанием. Такова, чаще всего, судьба учёного.
Впрочем, Мюнхен был вполне достойным городом. Здесь, в королевской столице, Оккам продолжал занятия философией. И политикой тоже. Ничего не поделаешь, жизнь заставила! В своих выступлениях Уильям (или, на немецкий манер, Вильгельм) отстаивал правоту короля против притязаний папы.
Ну, а может ли нам пригодиться опыт человека, жившего почти семь с половиной столетий назад? Может, ещё как! Сегодня, когда наше сознание захлестывает океан фейковой и недостоверной информации, бритву дедушки Оккама следует держать острой, чтобы отсекать фальшивки и слишком «правдивые» объяснения.
Ну, а если надо кому-либо что-нибудь объяснить, следует давать наиболее короткое объяснение, как можно более сокращая логические и причинно-следственные цепочки, конечно, не за счёт потери общего смысла.
Если же Вам надо получить объяснение, отдайте предпочтение самому короткому объяснению, содержащему наименее длинную цепочку аргументов.
Помним об истине, не множим сущности! И, кстати, лезвие Оккама – это только самое известное из нескольких логических бритв.