Дрез, Карл Фридрих Кристиан Людвиг фон Зауерброн
Karl Friedrich Christian Ludwig Drais von Sauerbronn
Немецкий изобретатель, который изобрёл праобраз велосипеда. Полное его имя было Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйз фон Зауэрбон. Он родился в Карлсруэ в 1785 году в семье баденского Верховного судьи Карла Вильгельма Дреза и баронессы Эрнестины Кристины фон Кальтенталь. После окончания гимназии в 1803—1805 годах Дрез изучает архитектуру, сельское хозяйство и физику в университете Гейдельберга. В 1813 году он изобретает четырёхколёсную двигательную машину без лошадей, которую показывают сначала Великому герцогу, а позднее и русскому императору Александру I, который гостил в Карлсруэ у своей тёщи, маркграфини Амалии. Новое изобретение Карл Дрез представил в 1817 году, а в 1818 году получил патент на это изобретение. По сути это был самокат, выглядевший как стандартный в современный двухколёсный велосипед только без педалей. У него были и руль, и рама, и седло, так что человек спокойно садился на эту машину для ходьбы и передвигался, отталкиваясь ногами от земли, развивая скорость порядка 15 километров в час. Эти средства передвижения получили широкое распространение из-за природных катаклизмов. Извержение вулкана Тамбора в Индонезии привело к сильной климатические аномалии, что катастрофически сказалось на урожае, вызвало голод и снизило поголовье скота, и в частности, лошадей. Сам Дрез назвал своё изобретение «машиной для ходьбы», но оно стало популярным под названием «дрезина», образованным от фамилии изобретателя. Имя барона Карла Дреза осталось в истории именно благодаря этому устройству. Прочие его изобретения, например, прототипы современных печатных машинок и кухонных комбайнов остались почти незамеченными. Кстати, оснастить машину Дреза педалями придумал девятнадцатилетний француз Пьер Лауман в 1862 году. Слово «дрезина» и поныне существует в русском языке, как название различных лёгких железнодорожных средств передвижения, с мотором или на ручной тяге.