публичный образовательный интернет-портал

Дрез, Карл Фридрих Кристиан Людвиг фон Зауерброн

Karl Friedrich Christian Ludwig Drais von Sauerbronn

29 Апреля 1785 — 10 Декабря 1851
Германия
Карл Дрез

Модель дрезины на городском празднике в Равенбурге  2011 года
Модель дрезины на городском празднике 2011 года в Равенбурге (Германия)

Немецкий изобретатель, который изобрёл праобраз велосипеда. Полное его имя было Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйз фон Зауэрбон. Он родился в Карлсруэ в 1785 году в семье баденского Верховного судьи Карла Вильгельма Дреза и баронессы Эрнестины Кристины фон Кальтенталь. После окончания гимназии в 1803—1805 годах Дрез изучает архитектуру, сельское хозяйство и физику в университете Гейдельберга. В 1813 году он изобретает четырёхколёсную двигательную машину без лошадей, которую показывают сначала Великому герцогу, а позднее и русскому императору Александру I, который гостил в Карлсруэ у своей тёщи, маркграфини Амалии. Новое изобретение Карл Дрез представил в 1817 году, а в 1818 году получил патент на это изобретение. По сути это был самокат, выглядевший как стандартный в современный двухколёсный велосипед только без педалей. У него были и руль, и рама, и седло, так что человек спокойно садился на эту машину для ходьбы и передвигался, отталкиваясь ногами от земли, развивая скорость порядка 15 километров в час. Эти средства передвижения получили широкое распространение из-за природных катаклизмов. Извержение вулкана Тамбора в Индонезии привело к сильной климатические аномалии, что катастрофически сказалось на урожае, вызвало голод и снизило поголовье скота, и в частности, лошадей. Сам Дрез назвал своё изобретение «машиной для ходьбы», но оно стало популярным под названием «дрезина», образованным от фамилии изобретателя. Имя барона Карла Дреза осталось в истории именно благодаря этому устройству. Прочие его изобретения, например, прототипы современных печатных машинок и кухонных комбайнов остались почти незамеченными. Кстати, оснастить машину Дреза педалями придумал девятнадцатилетний француз Пьер Лауман в 1862 году. Слово «дрезина» и поныне существует в русском языке, как название различных лёгких железнодорожных средств передвижения, с мотором или на ручной тяге.