публичный образовательный интернет-портал

Форд, Генри

Ford, Henry

30 Июля 1863 — 7 Апреля 1947
США
Генри Форд

Американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США. Его лозунг — «автомобиль для всех»; завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Компания «Ford Motor Company» существует по сей день.

Родился в Спрингфилде (штат Мичиган) старшим из шести детей  в семье Уильяма и Мэри Форд. Провёл детство на ферме своих родителей, учился в обычной сельской школе. Уже с детства проявил интерес к технике, оборудовал дома небольшую мастерскую, где проводил всё свободное время.

Когда Генри Форду исполнилось 16 лет, он перебрался в Детройт, где устроился на работу помощником машиниста. Через три года Форд переехал в Дирборн и в течении пяти лет занимался конструированием и ремонтом паровых двигателей, подрабатывая время от времени на заводе в Детройте. В 1888 году он женился на Кларе Браент и вскоре занял должность управляющего на лесопильном заводе. В 1891 году Форд стал инженером компании электрического освещения «Edison Illuminating», а через два года был назначен главным инженером компании. Ему было 28 лет и жизнь, казалось бы, удалась.

Первый двигатель внутреннего сгорания Форд собрал дома, непосредственно на кухне. В 1896 году он построил то, что сегодня мы назвали бы квадроциклом, поставил двигатель внутреннего сгорания на раму с четырьмя велосипедными колесами.

Таким был первый автомобиль Форда. В 1899 году Генри Форд уволился из компании Эдисона и основал собственную фирму. Через год это предприятие обанкротилось, Но Форд успел собрать несколько гоночных автомобилей, с которыми лично принимал участие в автогонках.  и в октябре 1901 года сумел стать чемпионом Америки.

В 1903 году Генри Форд создал компанию «Ford Motor». В 1906 году Генри Форд стал основным владельцем компании и её президентом. В 1908 году начался выпуск, вероятно, самого знаменитого автомобиля в истории, «Ford T», который завоевал рынок благодаря высокому качеству и низкой цене. Оба этих параметра только улучшились после запуска в 1913 году сборочного конвейера. В 1914 году рабочие заводов Форда получали самую высокую в США заработную плату, при этом условия работы у них были самые лучшие. Форд был одним из первых предпринимателей, реализовавших на практике идеи капитализма благосостояния. В понимании самого Форда, компания таким образом делилась прибылью с работниками. 

В 1919 году Генри Форд и его сын Эдсел выкупили акции предприятия у других акционеров за 105 с половиной миллионов долларов США и стали единственными владельцами фирмы. В том же году Эдсел стал президентом компании. Только в 1943 году, после скоропостижной кончины сына, Генри Форду вновь принял на себя руководство компании.

В 1920-е годы Форд пытался деверсифицировать собственный бизнес. На заводах Форда выпускали тракторы «Фордзон» и даже самолёты. По лицензии Форда на Путиловском заводе в Ленинграде начали выпускать советские трактора «Фордзон-Путиловец». Специалисты с заводов Форда участвовали в строительстве автозавода в городе Горьком в 1929 — 1932 годах и в реконструкции завода АМО в Москве. 

Форд исповедовал и распространял идеи антисемитизма (от чего, впрочем, впоследствии он публично отмежевался), и сотрудничал с нацистами Германии. 

Генри Форд умер в возрасте 83-х лет 7 апреля 1947 года.


Наш кинозал

Генри Форд. Из серии «Люди, которые построили Америку»

Гении и злодеи. Генри Форд