публичный образовательный интернет-портал

Столыпинский вагон

Транспорт
Столыпинский вагон

Столыпинский вагон в музее УГМК, город  Верхняя Пышма
Столыпинский вагон в музее УГМК, город Верхняя Пышма

«История вагона такова. Он, действительно, пошел, по рельсам впервые при Столыпине: он был сконструирован в 1908 году, но — для переселенцев в восточные части страны, когда развилось сильное переселенческое движение и не хватало подвижного состава. Этот тип вагонов был ниже обычного пассажирского, но много выше товарного, он имел подсобные помещения для утвари или птицы (нынешние «половинные» купе, карцеры) — но он, разумеется, не имел никаких решеток, ни внутри, ни на окнах. Решетки поставила изобретательная мысль, и я склоняюсь, что большевистская. А называться досталось вагону — столыпинским…»

А. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ

Вадим Шефнер. Столыпинский вагон

Стандартные железнодорожные вагоны, массовый выпуск которых начался в 1910 году. Вагоны предназначались для перевозки крестьян из центральных губерний России в Сибирь и на Дальний Восток, где в рамках реализации реформы П. А. Столыпина они получали в пользование землю. От обычных эти вагоны отличались тем, что задняя их часть представляла собой помещение во всю ширину вагона, предназначавшееся для крестьянского инвентаря и скота. Зловещую славу «столыпинский вагон» получил позднее, уже после смерти самого Столыпина, когда в них стали доставлять людей в советские лагеря…