публичный образовательный интернет-портал

Османизация

Архитектура и строительство
Париж

Расширение Парижа при Османе
Расширение Парижа при Османе

Градостроительные работы, проводившиеся в период Второй империи (третья четверть XIX века) по поручению Наполеона III под руководством барона Османа (префекта департамента Сена) и во многом определившие современный облик Парижа.

В начале 19 века в Париже наступил городской кризис. Причиной стали рост населения, узкие тесные улицы в центре, антисанитария, преступность, эпидемии. Остров Сите целиком представлял собой лабиринт узких кривых улочек и трущоб — и это в самом центре города. А в 1832 году из-за холеры в Париже умерло около 20 тысяч человек. С проблемами пытались бороться: прокладывали новые улицы, устанавливали газовое освещение и общественные туалеты, клали тротуары. Но ситуация требовала более основательного подхода.

В 1853 году только что назначенный префектом Осман по поручению Наполеона III начал масштабную реконструкцию. Она состояла из трех этапов, которые суммарно заняли 18 лет.

1. Перестройка структуры: на острове Сите вокруг собора Нотр-Дам снесли около 9 гектаров трущоб. Начали строительство глобальных дорожных осей средней шириной 18 метров. Всего было проложено более 100 км дорог.

2. Устройство бульваров и площадей с круговым движением, завершение площади Звезды со сходящимися к ней проспектами.

3. Строительство новых кварталов.

Осман считал главным обеспечить удобную логистику. К концу реконструкции в городе насчитывалось 12 вокзалов, которые были связаны между собой через освободившийся центр. К новым домам подвели воду и газ, а фасады сделали одинаковыми. Также к единому стилю привели все уличные фонари, скамейки, газетные киоски, тумбы с афишами и многое другое.

Изменения были системными и затронули всю инфраструктуру. Они включали в себя новую водопроводную систему, канализационные коллекторы, зеленые зоны в стиле английских парков. В каждом из 80 парижских кварталов появились скверы.

Османизация Парижа — пример разумного решения инженерных, эстетических и административных задач. Такой проект нельзя выполнить только волевым решением — нужны постоянные переговоры, сложное регулирование, выстроенная система финансирования.

В 1870 году Османа сняли с должности из-за подозрений в коррупции и неэффективном расходовании средств. Но как бы то ни было, его реконструкция Парижа изменила как город, так и его жителей.