публичный образовательный интернет-портал

Челюскинцы

Политика -нцы
Пролетарский привет челюскинцам и спасшим их лётчикам. Художник П. Соколов-Скаля

Битва за север.«Челюскин»

Участники арктического рейса на пароходе «Челюскин»  в 1933 - 1934 годах. Пароход был раздавлен льдами в Чукотском море, пассажиры высадились на льдину и были спасены летчиками, которые стали первыми Героями Советского Союза.

Полярная экспедиция, возглавляемая членом-корреспондентом Академии наук О.Ю. Шмидтом, вышла 16 июля 1933 года на пароходе «Челюскин» (командир В.И. Воронин) из Ленинграда. Экипаж преодолел расстояние до Мурманска, а 2 августа 1933 года, после захода в Копенгаген и устранения некоторых дефектов судна на верфях, где был построен пароход, отправился из Мурманска во Владивосток.

По пути следования пароход столкнулся со льдами, которые попались на пути экспедиции уже в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. После устранения препятствий с помощью ледоколов отряд продолжил путешествие самостоятельно. К 1 сентября 1933 года команда прибыла на мыс Челюскин. Дальнейшее путешествие осложнилось сплошными льдами Чукотского моря, что привело к блокированию судна 23 сентября 1933 года. Экипаж и участники экспедиции были вынуждены перейти в дрейф. После выхода в начале ноября 1933 года в Берингов пролив пароход «Челюскин» оказался отнесен на северо-запад и был вынужден уйти на зимовку, оказавшись скованным льдами. После трехмесячного дрейфа 13 февраля 1934 года в результате сжатия льдов «Челюскин» был раздавлен. Корабль ушел под воду, забрав с собой единственного погибшего «челюскинца» завхоза Б. Могилевича, придавленного сместившимся палубным грузом. На льдинах остались 104 человека из 112. 8 человек покинули судно ранее у мыса Челюскин.

Тайны века. Челюскин. Обречённые на подвиг

15 февраля 1934 года специальной комиссией во главе с В. В. Куйбышевым было принято решение о спасении челюскинцев при помощи авиации. Однако реализовать план удалось далеко не сразу. Только три недели спустя после крушения, 5 марта 1934 года самолет, пилотируемый А. Ляпидевским, смог приземлиться на льдинах, забрав с собой десять женщин и двоих детей. Следующая попытка была предпринята только 7 апреля 1934 года. Группа летчиков, в которую входили М.В. Водопьянов, И.В. Доронин, Н.П. Каманин, С.А. Леваневский, А.В. Ляпидевский, В.С. Молоков и М.Т. Слепнев, совершила 24 рейса по спасению челюскинцев. Челюскинцы перевозились в становище Ванкарем. Заболевшего О.Ю. Шмидта отправили в г. Ном на Аляску. 13 апреля 1934 года последние члены экспедиции, среди которых были шесть челюскинцев во главе с исполняющим обязанности начальника экспедиции А.И.Бобровым и капитаном В.И.Ворониным, покинули льдины. Операция по спасению людей была завершена.

В Москве для участников экспедиции была организована торжественная встреча. Летчики, спасавшие людей, были удостоены звания Героя Советского Союза и награждены орденами Ленина. Все челюскинцы, за исключением двух детей, получили ордена Красной звезды, включая погибшего Б. Могилевича.