публичный образовательный интернет-портал

Эйфелева башня

Архитектура и строительство
Эйфелева башня, стальная красавица

Эйфелева башня служила входной аркой на Всемирной выставке 1889 года
Эйфелева башня служила входной аркой на Всемирной выставке 1889 года

Металлическая башня в центре Парижа, и наиболее известная архитектурная достопримечательность города, один из символов Парижа. Названа в честь главного конструктора Гюстава Эйфеля. Гюстав Эйфель был уже известным инженером, хозяином инженерного бюро, к тому моменту, как муниципалитет Парижа объявил конкурс на архитектурное сооружение, которое должно было стать главным на Парижской Всемирной выставке 1889 года. Выставка знаменовала 100-летие Великой французской революции, и сама собой родилась мысль построить самый высокий в мире флагшток для флага Франции – 300-метровую башню из стали, арка которой служила бы входным порталом на выставку.     

Инженерное бюро Эйфеля имело огромный опыт по работе со стальными конструкциями. В разных странах они построили множество мостов, перекрытий и вышек. Более того, первоначальный проект стальной вышки был найден в архиве бюро. Его раннее разработал коллега Г. Эйфеля, Морис Кёшлен.  

Проект Эйфеля победил на конкурсе, но его пришлось доработать, чтобы сделать башню не только самой высокой в тогдашнем мире, но и красивой. Дело в том, что первоначальные эскизы попали в руки журналистов, которые опубликовали их, и парижская художественная общественность возмутилась. Все единодушно считали, что творение Эйфеля прикончит тот Париж, который они знали и любили. Башенные опоры были декорированы камнем, опоры связали арками, этажи закрыли прозрачными стенами, а вершину башни скруглили. Кроме того, на уровне первого этажа разместили 72 таблички с именами знаменитых французских учёных. 

С момента победы в конкурсе у Эйфеля и его коллег было совсем немного времени, чтобы возвести стальную башню – с 28 января 1887 года до 31 декабря 1889 года, всего два года. Они блестяще справились с этой задачей. Все чертежи были настолько точны, что монтажникам (их было 300 человек) не пришлось ничего подгонять и сверлить. Они только скрепили 18 038 металлических деталей с помощью 2.5 миллионов заклёпок. И покрасили в красивый цвет. По договору с мэрией компания Эйфеля должна была через 20 лет разобрать башню. Но через 20 лет наступила эра радио и Эйфелева башня стала не только самым высоким в мире флагштоком, но и самой высокой радиомачтой. Во время Первой мировой войны благодаря приёмникам, установленным на вершине башни, французская разведка успешно пеленговала радиограммы немецких шпионов.  

А главное, Эйфелева башня «вписалась» в городскую среду Парижа и стала одним из символов города. Эйфелеву башню называют самым фотографируемым архитектурным сооружением в мире и самой посещаемой платной достопримечательностью.