публичный образовательный интернет-портал

Силуэт

Культура
Силуэтная картина. Иллюстрации В. В. Гельмерсена к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, вдали, в тумане, видимые без деталей.

Силуэтом также называется разновидность графической техники, представляющая из себя контур, залитый краской (как правило, чёрной тушью на светлом тоне) ли­бо вы­ре­занный из бу­ма­ги. Силуэтный портрет – один из распространёных видов портрета.

Техника силуэтного портрета распространилась в 18-м веке во Франции. Силуэт считался весьма дешёвым  видом портрета по сравнению с портретами, которые делали масляными красками. Поэтому он быстро переместился в относительно бедную часть общества, к тем людям, которые не могли заказать дорогие портреты. Аристократы же относились к подобной «дешёвке» пренебрежительно. В виде насмешки над государственным контролёром финансов Этьеном де Силуэтом (1709–1767), который пытался затормозить бессмысленные расходы аристократов, они стали называть все мелкие, непрестижные своей дешевизной вещи силуэтами. Несмотря на это, силуэтные портреты прижились в качестве небольшого, интимного сувенира, напоминавшего о друзьях, близких родственниках, любимых.

Техника силуэтного портрета родилась повторно ​​в конце 19 века, Её освоили профессиональные художники. Силуэтные изображения воспроизводили жеманный стиль рококо 18 века, а также культуру дворянских усадеб.

В России технику силуэтных портретов использовали и совершенствовали многие известные художники: Елизавета Кругликова, Георгий Нарбут, Василий Гельмерсен


Георгий Нарбут. Автопортрет с семьёй

Е. Кругликова -  Групповой портрет русских художников Е. Лансере, И. Репина и К. Петрова-Водкина в залах художественной выставки