публичный образовательный интернет-портал

Дрезина

Техника
Дрезина ДГКУ-4969 с краном

Ручная дрезина на Мурманской ЖД возле Онежского озера. Цветная фотография Прокудина-Горского
Ручная дрезина на Мурманской ЖД возле Онежского озера. Цветная фотография Прокудина-Горского

Специальная тележка, передвигаемая вручную (как правило, двумя рабочими) или с помощью мотора по рельсам, служащая для поездок работников железнодорожного транспорта с целью осмотра железнодорожного пути и по другим служебным надобностям. Помимо скорости и простоты использования удобство дрезины заключалось в легкости снятия её с рельсов, в особенности, когда нужно было сделать это быстро из-за приближающегося поезда. Название своё дрезина получила по имени К. Дреза, который в 1817 году изобрёл двухколёсный самокат для собственного передвижения, прототип современного велосипеда.

Существует несколько разновидностей дрезины. Это велодрезина, которая приводится в движение усилиями мышц ног через специальную систему передач. Иногда это обычный поставленный на рельсы велосипед с дополнительным опорным колесом. Есть и четырехколесные велодрезины с разным количеством ведущих колес. Дрезины с комбинированным приводом передвигаются с помощью усилий и рук и ног. Дрезины, приводимые в движение двигателями, можно разделить на паровые, развивающие скорость до 70 километров в час (их сейчас можно увидеть только в музее), автодрезины, порой представляющие собой переоборудованные автомобили с металлическими колёсами, и мотодрезины, распространённые в СССР в пятидесятые годы и получившее название «пионерка» или даже «бешеная табуретка». Существовали броневые дрезины или бронелетучки, использовавшиеся до Второй мировой войны. Также были попытки создать ракетную дрезину. Изначально дрезины не были оборудованы сцепками. Теперь сцепки присутствует на всех выпускаемых дрезинах, их можно прицеплять к составам поездов.