публичный образовательный интернет-портал

Дорогая дырка от бублика компании «Пежо»

19/10/2020
Винтажный плакат «Пежо»

Десятилетие после окончания Первой мировой войны принято называть «ревущими двадцатыми». Ревущими они были из-за джаза, гремевшего тогда с любой сцены, из-за радиовещания, ставшего воистину глобальным, из-за кинематографа, который стал звуковым. И из-за автомобилей тоже. Звуки моторов и сигналы клаксонов наполнили пространство городов. Автомобиль перестал быть роскошью, а стал необходимым удобством, без которого – ну, никак.

Подъём благосостояния в 1920-е годы казался очевидным. По окончании войны производство в США и во многих европейских странах неуклонно росло. Соответственно росла доходность акций предприятий, как крупных, так и мелких, как успешных, так и тех, чьи успехи были фиктивными. Акции приносили хороший доход, а потому казались всем самым лучшим вложением денег. И, что немаловажно, волатильным вложением: акционеры полагали, что они всегда смогут продать акции, если не с прибылью, то без потери стоимости.

И вдруг что-то пошло не так. Начиная с 3 сентября 1929 года количество желающих продать свои акции стало превышать количество желающих эти акции купить. Как следствие, стоимость ценных бумаг падала. Апофеозом стал четверг 24 октября 1929 года. В этот день было продано рекордное число акций, и цены на биржах мира рухнули, разоряя миллионы инвесторов.

Индекс Доу-Джонса на бирже в Нью-Йорке уже вошёл в штопор, когда на Парижском автосалоне, открывшемся 3 октября 1929 года фирма «Пежо» (Peugeot) представила новую модель своего автомобиля. Это был 23-сильный седан, дешёвый и элегантный.

Пежо 201
Пежо 201

Экономический кризис – плохое время, для начала продаж нового автомобиля. В кризис деньги стоят дорого. Люди совершают покупки с осторожностью. К тому же французы всегда были известны своей рачительностью и просто так швырять деньги на ветер у них не считалось хорошей привычкой. Но и покупать дешёвые таратайки люди уже не хотели.  Ибо, согласно известной поговорке, они не считали себя настолько богатыми, чтобы покупать дешёвые вещи. Новый автомобиль «Пежо 201» был хорошим сочетанием высокого качества и цены, приемлемой для массового покупателя.  

Низкую цену при высоком качестве новому автомобилю обеспечивала конвейерная сборка, которая впервые позволила компании начать выпуск по-настоящему массового автомобиля. Конвейерная линия был только-только запущена на заводе Пежо в городке Сошó (Sochaux). Город этот расположен на востоке Франции в регионе Франш-Конте, возле границы со Швейцарией. Герб региона, стоящий на задних лапах лев, стал также символом автомобилей «Пежо», а уж художники постарались использовать на 100 процентов все достоинства этой символики. Царь зверей поделился с «Пежо» своей царственностью. Такая, казалось бы, мелочь тоже помогла новому автомобилю удержаться на рынке в тяжёлое время.

И тогда же появилась особенность, отличающая марку «Пежо» до сих пор. Речь идёт об обозначении модели тремя цифрами с обязательным нолём посередине.

Фирменная «изюминка» возникла совершенно случайно. До этого выпускаемые компанией автомобили нумеровались в порядке появления на рынке. Такой абстрактный номер модели покупатели не воспринимали, и производители давали автомобилю дополнительное поясняющее название. Так, предшествовавший «Пежо 201» автомобиль типа 190 называли «La 5CV Peugeot», то есть попросту «Пежо с двигателем 5 лошадиных сил»

Но с «Пежо 201» рекламщики отличились.  Было решено всем последующим моделям автомобиля давать номера из трёх цифр, в котором средняя цифра будет нулём. Таким образом, сам номер модели будет говорить покупателю: «Я – Пежо». Мало того, внутрифирменное соглашение было запатентовано, и номер марки с нулём посередине стал принадлежностью всех последующих автомобилей «Пежо».

Говорят, что идея исходила от конструкторов. Они рассматривали возможность помещать внутрь цифры «0» горловину бензобака или радиатора, а также отверстие для заводной ручки. Красиво и функционально! Понятия о красоте и функциональности изменились, однако средний ноль в номерах марок «Пежо» сохранился.   

Модель 201 позволила компании удержаться на плаву во время мирового кризиса 1930-х годов. Её в различных модификациях производили до 1937 года. Кроме дешевизны и сильного двигателя на этой машине впервые применили независимую подвеску (которая иначе называется по имени изобретателя «подвеской Макферсона»). Это новшество улучшило сцепление с дорогой и сделало автомобиль более проходимым и легко управляемым, поскольку уменьшило вибрации рулевой колонки. Дизайнеры угадали и с видом кузова, абрис которого был модным в продолжении всех 1930-х годов. С 1930-го года верхнюю часть решётки радиатора украсила стилизованное изображение льва.

Начиная с модели 201 все модели «Пежо» нумеровались фирменным образом. При этом первая цифра (до нуля) коррелировала с размером автомобиля, а последняя (после нуля) указывала на поколение.

С 1932 года начался выпуск модели 301, а с 1934 года – модели 401. После Второй мировой войны были чрезвычайно популярными автомобили моделей 203, 403, 404, 204, 504. Нынче по дорогам бегают «Пежо» марок 108, 208, 308 и так далее.

Оказалось, однако, что патентованная нумерация моделей иногда даёт сбой. Впервые компания столкнулась с этим в 2005 году, выпустив свой первый кроссовер с двумя нулями посередине. Это был автомобиль модели 1007, компактная городская машина с раздвижными дверями. В последующие годы компания продолжила нумеровать подобным образом последующие модели внедорожников.

Компания «Пежо» до сих пор сохраняет глобальные права на использование трехзначных номеров моделей с нулем в середине для своих легковых автомобилей. Известен случай, когда компания «Порше» на Франкфуртском автосалоне 1963 года представила свой автомобиль с задним расположением двигателя, как «Porsche 901», но затем, после протеста фирмы «Пежо», изменило его название на «Porsche 911».

Надо сказать, что ни одна другая автомобильная компания, кроме «Пежо», не предпринимала попыток зарезервировать за собой определённую систему нумерации моделей. Хотя, казалось бы, таких систем можно придумать множество. Или оригинальным можно быть только однажды?