публичный образовательный интернет-портал

Как Дворцовая площадь стала, наконец, площадью

95 09/10/2020
Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге
Штурм Зимнего дворца. Художник П П Соколов-Скаля
Штурм Зимнего дворца. Художник П П Соколов-Скаля

Одно из самых известных мест в Северной столице – Дворцовая площадь. Эта центральная площадь Санкт-Петербурга известна всем по множеству профессиональных и любительских фотографий и по кинофильмам. А ещё по множеству фантастических картин советских художников, изображавших историческое событие, штурм Зимнего дворца 25 октября 1917 года (конечно, по старому стилю). Это историческое событие, имело место, но выглядело оно не так красочно и величественно, как должно было выглядеть согласно «Краткому курсу истории ВКП(б)». Вот художники-соцреалисты и поправляли действительность.

Царям дворец построил Растрелли

В северной части Дворцовой площади находится Зимний дворец. То здание, которое мы видим сейчас на фотографиях – пятое из построенных на этом месте. Архитектор Б. Ф. Растрелли (1700 — 1771) возвёл барочный дворец для императорской семьи в 1754 — 1762 годах. Стиль барокко предполагает праздничность и украшательство, поэтому фасад дворца украшен обильно и затейливо. За двести лет истории здание Зимнего дворца красили в самые разные цвета. Например, с воцарением Николая II в 1897 году дворец был покрашен в красновато-терракотовый цвет и в таком виде прошёл через времена революции и Гражданской войны.

Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого. Художник Б. М. Кустодиев 1921
Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого. Художник Б. М. Кустодиев 1921

Именно в таком колорите он изображён на картине Б. М. Кустодиева с длиннющим названием «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого». Площадь Урицкого – под этим псевдонимом Дворцовая площадь пребывала с октября 1918 года до января 1944 года.

Дворцовая площадь – одно из тех мест в Петербурге, которое создавалось в течение десятков лет. Её последовательно застраивали несколько архитекторов, передавая застраиваемый ансамбль друг другу, словно эстафетную палочку. Архитекторов выдающихся, которым хватило мастерства и – это слово здесь уместно – такта, чтобы продолжать замысел предшественника. В результате сложившийся архитектурный ансамбль кажется построенным в одночасье по одному генеральному плану.

Ваше слово, товарищ Росси!

Вид на Зимний дворец и Дворцовую площадь с высоты
Вид на Зимний дворец и Дворцовую площадь с высоты

Без малого через пятьдесят лет после возведения Зимнего дворца архитектор К. И. Росси (1775—1849) взялся за застройку южной части площади. В 1819 – 1829 годах он построил напротив Зимнего дворца огромную подкову здания Главного штаба. Два трёхэтажных корпуса были соединены роскошной триумфальной аркой, прославляющей недавнюю победу русской армии над Наполеоном. Здание Главного штаба было, в отличие от Зимнего дворца, построено в строгом стиле классицизма, как строили тогда в Российской Империи правительственные здания. Если бы эти здания стояли рядом, развесёлый барочный стиль Зимнего дворца и строгий классицизм Главного штаба противоречили бы друг другу. Но в реальности противоречие стилей заметно не было. Слишком большое пространство разделяло Зимний дворец и Главный штаб, расстояние скрадывало противоречие стилей.

К. И. Росси также предполагал, что в центре площади должен стоять величественный памятник. Этот памятник отмечал бы середину площади и приковывал бы к ней взгляд зрителя. Николай I решил поставить в центре площади гранитную монолитную колонну с бронзовой статуей ангела на вершине. Колонну он приказал назвать Александровской, дабы прославить, как победителя Наполеона, своего брата Александра Павловича. Поэтому ангел на вершине колонны попирает крестом змея, и его лицо, как говорят, похоже на лицо царя Александра I.

Подвиг Монферрана

Здание Главного гвардейского штаба
Здание Главного гвардейского штаба

Александровская колонна является не только архитектурным памятником, но и выдающимся инженерным сооружением. Архитектору и инженеру Огюсту Монферрану (1786 —1858), который в это время руководил строительством Исаакиевского собора, удалось поставить на почти трёхметровый пьедестал гранитную колонну высотой 47.5 метров. Никакого крепежа! Колонна держится в вертикальном положении только силой своего веса – почти 600 тонн! Установка Александровской колонны произошла 30 августа 1832 года и заняла меньше двух часов. Присутствовавший при событии император Николай I, понимавший толк в инженерном деле, воскликнул: «Монферран, Вы обессмертили себя».

Через два года, 11 сентября 1834 года, Александровская колонна была официально открыта. Колонну построили в модном в 1830-е годы стиле ампир (что по-французски значит, имперский). И опять большое пространство площади сгладило разницу в стилях. Если воспользоваться метафорой «Архитектура – застывшая музыка», все сооружения Дворцовой площади пели в унисон.

Казалось бы, ансамбль главной площади Российской Империи сложился. Северная и южная её части были застроены величественными зданиями, а в центре высился торжественный монумент. И все же не хватало одной мелочи. Чтобы Дворцовая площадь воспринималась, действительно, как площадь ее следовало замкнуть ещё и с восточной стороны, там, где протекала река Мойка. Параллельно реке, по улице Миллионной стояли небольшие строения, которые именно в силу своего невеликого размера, замкнуть пространство Дворцовой площади не могли.

Тихий финальный аккорд

Киров принимает парад физкультурников. Художник А. Н. Самохвалов, 1935. На заднем фоне - бывший штаб Гвардейского корпуса
Киров принимает парад физкультурников. Художник А. Н. Самохвалов, 1935. На заднем фоне - бывший штаб Гвардейского корпуса

Закончить монументальную задумку Карла Росси по созданию Дворцовой площади довелось архитектору Александру Павловичу Брюллову (1798 – 1877). Александр Брюллов приходился старшим братом известному художнику Карлу Брюллову (1799 — 1852). Помните его знаменитые картины «Последний день Помпеи» и «Всадница»?

Александр Брюллов был опытным архитектором. На его счету значился первый памятник Севастополя, знаменующий подвиг брига «Меркурий» и его капитана А. Казарского. На восточной стороне Дворцовой площади он построил в 1843 году здание Штаба Гвардейского корпуса. Это четырёхэтажное здание, выдержанное в стиле классицизма, как в то время полагалось зданиям государственных учреждений, замкнуло простор Дворцовой площади. И при этом оно не отвлекало внимания зрителя от более важных строений. Если вдуматься, то поставить на царственной площади малоприметное, но необходимое строение – сложная задача для любого архитектора.

Если опять вспомнить сравнение архитектуры с музыкой, архитектор А. П. Брюллов тихим аккордом закончил мелодию, которую начал Б. Растрелли, подхватил К. Росси и возвысил до настоящего форте О. Монферран.

Архитекторы и знатоки города на Неве знают о необходимости и неприметности в ансамбле Дворцовой площади здания Штаба Гвардейского корпуса, и рассказывают об этом жителям и гостям Санкт-Петербурга. Эту особенность издавна использовали оформители праздничных мероприятий. В советское время на здании Штаба гвардейского корпуса размещали крупномасштабное панно, благодаря чему неприметное в обычные дни строение становилось ярким цветовым или смысловым аккордом праздника. Да и сейчас художники активно эксплуатируют свойство как бы невидимости этого здания, без которого, однако, Дворцовая площадь, не выглядела бы площадью.