Фердинанда Порше (1875 – 1951) считают гением автомобилизма. И вполне заслуженно. Но он совсем не был гением-одиночкой. Рядом с ним, вместе с ним, конкурируя с ним, жили и работали многие талантливые инженеры и предприниматели.
Вот, например, Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka; 1878 – 1967), как считается, внёс в развитие автомобилестроения вклад, равный вкладу Фердинанда Порше. И, кстати, знаменитый жукообразный корпус автомобиля, который запомнился всем фанатам «Фольксвагена» впервые нарисовал именно Ганс Ледвинка. На четверть века раньше, чем это вошло в моду, он решил, что аэродинамический кузов автомобиля – это стильно. В 1936 на заводе «Татра» в Чехословакии, где главным конструктором был Ганс Ледвинка, начали выпускать автомобиль среднего класса Tatra T97. Главной фишкой этого автомобиля был не только аэродинамический кузов, но и заднее расположение 4-цилиндрового двигателя мощностью в 40 лошадиных сил с приводом на задние колёса. Всё это упростило дизайн, а значит, снизило цену. Автомобиль, развивавший максимальную скорость 130 км/ч, оказался по карману широкому кругу покупателей. «Народный автомобиль» был готов сойти с конвейера в Чехословакии.
В середине 1930-х годов концепцию «народного автомобиля» в Германии выдвинул Фердинанд Порше. Нацистское руководство с энтузиазмомо приняло эту концепцию. Гитлер потребовал от автоконструктора подготовить «народный автомобиль» к выпуску. Сроки были назначены почти нереальные. Естественно, что Фердинанд Порше «вдохновился» дизайном уже существующей чешской машины. Он довольно изящно признался позже, что проект своего «Жука» «подсмотрел через плечо Ледвинки».«Фольксваген» Тип 1 поразительно походил на машины «Татра» ранних конструкций, так что это сходство бросалось в глаза даже непрофессионалам. Компания «Татра» подала в суд на Порше за плагиат. Тот не отказывался заплатить «Татре» за использование ее дизайна. Он лично не видел в таком заимствовании ничего плохого. Техническое творчество не знает границ. Германия ли, Чехословакия – не всё ли равно? Впрочем, Гитлер так не считал. Он попросил Порше не торопиться удовлетворять иск чехов, пообещав, что эту проблему он уладит сам.
И «уладил» весьма кардинальным образом. В 1938 году гитлеровцы оккупировали Чехословакию. Тут же производство Т97 на заводе «Татра» было приостановлено. К тому моменту было выпущено всего 508 машин. Иск Порше, естественно, отозвали.
И Фердинанд Порше, и Ганс Ледвинка были уроженцами Австро-Венгерской империи. Первый родился в Судетах, а второй – в пригороде Вены. В их памяти ещё было живо единое государство: Вена, Будапешт, Прага – не всё ли равно где жить, где работать? Потому оба не слишком понимали смысл растаскивания общего имущества по «национальным квартирам». Автомобильное производство они считали таким же интернациональным делом, каким считали физику или математику их современники учёные. И обоих ждало разочарование. Любовь нацистских начальников не прошла даром ни тому, ни другому. Как известно, по окончании Второй мировой войны Фердинанд Порше отсидел в тюрьме 20 месяцев. Ганса Ледвинку за сотрудничество с оккупантами посадили на 5 лет. В 1951 году он перебрался в Мюнхен, где ушёл на покой и вёл жизнь пенсионера, наблюдая (наверняка, с нелёгким сердцем), как коммунистическое правительство Чехословакии, в конце концов, похоронило производство легковых автомобилей «Татра Т97».
После войны компания «Tatra» возобновила иск против компании «Фольксваген». Суд да дело тянулись до 1967 года, когда немецкая компания заплатила чехословацкой в качестве компенсации три миллиона немецких марок.