
Имена и переименования
Очень часто разные народы по-разному называют одни и те же географические объекты. Тому есть множество причин.
Среди главных причин – привычка. Если тот или иной географический объект освоен языком и, что называется, обкатан и обжит, у носителей этого языка не будет желания заменить привычное называние на какое-то новое. Татары, живущие по берегам могучей реки, которую они издавна называли Идель, не понимают смысла замены этого названия на его русский аналог Волга.
Привычка – камень, который трудно сдвинуть с места. Советские власти любили переименовывать города, зачёркивать старорежимные наименования и внедрять на их место новые, обычно, в честь пламенных революционеров или героев-борцов. Это было и в первые годы советской власти, и в последние тоже. Как всегда, местных жителей не спрашивали, нужен ли им этот подарок. Помнится, в последние годы перед развалом СССР, нескольким российским городам присвоили имена умерших партийных начальников. И ни одно не прижилось: Рыбинск не стал для местных Андроповым, Набережные Челны – Брежневым, а Ижевск – Устиновым. Хотя фамилии были простые, русские, язык не сломаешь. Не то что Тольятти, Торез или Георгиу-Деж.
В Киргизии было и того хуже. Столичный город Бишкек московские начальники повелели назвать дивным именем Фрунзе. Дивность усугублялась тем, что в киргизском языке нет звуков «ф» и «з». Так что местные жители называли свою столицу «Пурунде».
Иногда они возвращаются
Когда идеологическое давление сняли, многие города стали называться по-старому: Санкт-Петербург, Тверь, Самара, Лиски. Однако, некоторые города решили не возвращать свою «девичью фамилию»: Киров и тот же Тольятти – примеры переименований, когда новые названия вытеснили старые. И жители небольших провинциальных городов Демидов и Тутаев решили остаться при советских, но привычных названиях своих населённых пунктов. А вновь появившийся на карте родины Екатеринбург оказался достаточно неудобным для произношения. В результате обитатели, а особенно молодые, стали называть его Ебург, а то и Ёбург.
Зачастую, причины переименований носят политический характер. Таким образом Таджикистан, ставший независимой республикой, переименовал находящийся на его территории пик Коммунизма в пик Исмоила Сомони, а пик Ленина – в пик Абу Али ибн Сины.
Последнее по сроку масштабное переименование населённых пунктов произошло в Украине в рамках процесса декоммунизации начиная с 2015 года. Город Ильичёвск в Одесской области, где находится самый крупный коммерческий порт на Чёрном море, стал бесхитростно называться Черноморском, чем доставил немало удовольствия поклонникам Ильфа и Петрова. Самый смешной случай в ходе этих переименований произошёл с городом Комсомольском, который находился на Днепре в Полтавской области. Комсомольском он был с самого основания в 1961 году. Во что же его переименовывать? Возник целый спектр предложений, в мозговой штурм включилась вся Украина. В результате город назвали Горишни Плавни (Верхние Плавни). А некоторые шутники даже предложили сделать его столицей Украины. Почему бы и нет? Благодаря истории с переименованием все в республике узнали, что есть такой город. И называется красиво. К тому же Горишни Плавни находятся почти в центре Украины.
Великое тригонометрическое исследование. Боевой или научный подвиг?
После краткого, хотя и неполного обзора интереснейшей темы переименований географических объектов, обратимся к самой высокой горе на Земле, которая, тоже имеет отношение к этой теме.
Как известно почти всем, высочайшая гора мира называется Эверест. А вот почему она так называется, знают не все. Этот пик был назван в 1865 году в честь британского топографа Джорджа Эвереста (George Everest; 1790 -1866), который до 1843 года возглавлял топографическую службу Индии. Эта служба в британской армии была чрезвычайно важным подразделением. Она не участвовала в боях и штурмах, но без неё было бы невозможно создание Британской империи. В конечном счёте, покорение той же Индии, считавшейся жемчужиной в короне.
К началу 19-го века британцы в основном уже завоевали эту страну, захватив главные города и построив в самых стратегически важных точках укреплённые форты. Но Индостан иногда называют субконтинентом, и не спроста. Его территория огромна, и на ней проживает множество самых разных народов. Чтобы достойно управлять этой чёртовой страной (или даже странами), её следовало, наконец, нанести на карту.
Сейчас, чтобы добраться из точки A в точку B мы прибегаем к помощи навигатора, получая информацию напрямую от геодезических спутников, сотнями висящих над поверхностью нашей планеты. С помощью этих спутников можно легко получить карту какого-угодно уголка Земли. (Если постараться, то даже карту Эвереста, покорение которого – несомненно, подвиг).
О, как бы нам позавидовали полководцы прежних времён, которые приходилось водить свои войска по картам, составленным весьма приблизительно! И моряки, которые уходили в далёкие плавания, довольствуясь портуланами, то есть своими или чужими заметками на клочках бумаги.
Заметим, что британцы всегда уделяли много внимания картографии. Знаменитый английский мореплаватель, капитан Джеймс Кук более десяти лет бороздил моря и океаны не для собственного удовольствия и не только ради славы. Он выполнял важное и секретное задание Адмиралтейства, тщательно нанося на карту очертания континентов и островов, захваченных Великобританией.
Джордж Эверест начал свою службу в 1806 году, став кадетом бенгальского артиллерийского полка. Подобно многим артиллеристам, он хорошо знал математику. Потому в 1818 году, в возрасте 28 лет, его назначили помощником полковника Уильяма Лэмбтона (William Lambton). Уильям Лэмбтон был первым начальником геодезической службы британской армии.
В 1806 году начался грандиозный проект, который назвали «Великим тригонометрическим исследованием (Great Trigonometrical Survey)». Пожалуй, никогда скромная наука тригонометрия не была втиснута в столь боевые рамки. Проект предполагал проведение топографической съемки полуострова Индостан вдоль меридиана, проходящего через всю его территорию, от мыса Коморин на юге и до Гималаев на севере. На основании очень точных результатов этих измерений можно было проводить другие топографические съёмки так, чтобы их результаты всех съёмок чётко согласовывались. Благодаря этому появилась возможность составить точную топографическую карту огромной страны. Вначале этой операцией (трудно сказать, научной или боевой) руководил полковник Лэмбтон, а затем его сменил полковник Эверест.
Военные топографы взялись за нелегкое дело. Следует сказать, что странные они были люди. Поклоняясь тригонометрии словно какой-то языческой богине, они везде таскали с собой тяжеленые теодолиты и очень громоздкие астролябии. И более всего эти странные люди ценили точность своих странных измерений.
Эта экспедиция с шуточным названием продолжалась долго, без малого полвека. И да, это была не весёлая прогулка чудаковатых Паганелей в военной форме. Человеческих жертв, финансовых расходов и усилий участников в неё было вложено столько, что эту военно-научную операцию вполне можно назвать победоносной войной. Войной с природой.
Военные топографы прошли с юга на север около 20 градусов широты, то есть, почти 2400 километров непроходимых джунглей, широких рек, топких болот и жарких степей. Результаты топографической съемки, проделанной британскими военными топографами имели также и большое значение для науки. Благодаря этим измерениям астрономы смогли точно определить форму Земли. Тогда это достижение числилось по большей части научной победой. В наше время это очень важная практическая информация, без которой рассчитать траекторию тех спутников, которые нынче так облегчили труды геодезистов, было бы попросту невозможно.
Джордж Эверест стал полковником и начальником топографической службы Индии в 1823 году, после смерти Уильяма Лэмбтона. Под его руководством Великое тригонометрическое исследование было завершено. Заслуги Эвереста в этой победе были несомненны. Признанием этого можно считать его назначение в 1830 году главным топографом Ост-Индской компании, которая была коммерческим предприятием-тяжеловесом, предприятием в высшей степени серьезным, и денег на ветер выбрасывать не приученного. Должность в Ост-Индской компании совсем не была для полковника Эвереста синекурой. Вплоть до своего ухода в отставку в 1843 году Джон Эверест совмещал эту должность со своей основной работой главного военного топографа Индии. Расставшись с военной службой, он покинул Индию и до конца жизни жил в Англии.
Интересно, что за всё время своей службы Эверест побывал в Гималаях только однажды, пика, которому спустя много лет было присвоено его имя, не видел ни разу. Название вершине дал следующий начальник топографической службы Индии, полковник Эндрю Уо (Andrew Waugh; 1810—1878). Вершина до той поры была безымянной. Для внутреннего пользования его называли «Пиком XV». Этот номер означал, что топографы неверно оценили высоту горы и считали её только пятнадцатой по высоте среди других гималайских вершин. Но в 1856 году были опубликованы точные результаты топографических измерений. Оказалось, что эта гора на самом деле возвышается над уровнем моря на 8844.43 метра. Более высокой вершины в мире не было!
Два имени одной высокой горы
Итак, полковник Эндрю Уо, назвал гималайскую вершину в честь своего предшественника на посту начальника геодезической службы Индии. Он чистосердечно полагал, что эта гора до того никакого названия не имела. Спустя несколько десятков лет оказалось, что это не так. Тибетцы называли эту гору Джомолунгма («Божественная»), а непальцы дали ей имя Сагарматха («Мать богов»). Но имя «Эверест» было уже на всех географических картах. Впрочем, многие составители карт, атласов и энциклопедий, следуя общему прогрессивному и антиколониальному курсу стали писать рядом привычное название «Эверест» и громыхающее, труднопроизносимое для европейского языка, «Джомолунгма». Пусть каждый выберет то, что ему по нраву. Пусть расцветают тысячи цветов!