У Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche; 1875 — 1951) не было никаких свидетельств об образовании, но все называли его «профессором». Не для того, чтобы подольститься, но, чтобы засвидетельствовать своё высочайшее уважение к одному из основателей автомобильного дела. К тому же два крупных технических университета, в Вене и в Штутгарте, присвоили ему степень почётного доктора. Так что своё «профессорское» звание великий изобретатель вполне заслужил.
Фердинанд Порше родился в немецкой семье на Судетах. Сейчас это – территория Чехии, а в те годы это была Австро-Венгрия. Которую мы, к сожалению, чаще всего представляем по Гашековскому «Солдату Швейку», почему и считаем её межеумочной державой. Хотя это была технически и политически развитая большая европейская страна, чрезвычайно многонациональная, которой мировая война не позволила произвести столь необходимую модернизацию. Между прочим, сейчас во многих самостоятельных странах, входивших когда-то в Австро-Венгерскую империю о временах перед Первой мировой войной и о старом добром императоре Франце-Иосифе I вспоминают с ностальгией: хорошее было время. Чувство, знакомое обитателям бывшего Советского Союза.
Но в отличие от советской империи, в Австро-Венгрии расцветала очень своеобразная культура мирового уровня (в чём до сих пор можно убедиться, гуляя по улицам прекрасной Вены или прекрасного Львова-Лемберга). Кроме того, эта страна вносила немалый вклад в мировой научно-технический прогресс. Достаточно вспомнить Эрнста Маха и Людвига Больцмана, Зигмунда Фрейда и Станислава Провачека, и могучий концерн Эмиля Шкоды. Да что уж там, уроженец Австро-Венгрии Никола Тесла высшее образование получил в Будапеште, который тогда был второй столицей империи, однако во многих отношениях считался первым. В планах имперского правительства было сделать третьей столицей империи Прагу. Вероятно, в этом случае бравый солдат Швейк вряд ли стал бы литературным героем.
Отец Фердинанда был металлистом, и первые технические навыки будущий автостроитель получил в родительской мастерской. А технические знания – в местной технической школе, по окончании которой Фердинанд отправился в Вену, где начал работать в электрической компании. Попутно Фердинанд Порше был вольнослушателем в Венском университете. И очевидно, не без пользы, что можно увидеть из его дальнейшей технической карьеры.
В 1898 году Фердинанд Порше начал работать на фирме «Лорнер», которая среди прочего была поставщиком автомобилей для императорского двора. Здесь он сконструировал электромобиль. Электродвигатели были встроены в ступицы двух передних колёс (как на «Луноходе» и на нынешних марсоходах). Таким образом, изящно решались проблемы с механической коробкой передач. Её заменили на передачу электрическую, которую реализовать было гораздо проще. Автомобиль, сконструированный Порше, был не только одним из первых электромобилей, но ещё и первым автомобилем с передним приводом. А для того, чтобы продлить время работы аккумуляторов, Порше установил на свой автомобиль двигатель внутреннего сгорания, вращавший генератор, который, в свою очередь, подзаряжал аккумуляторы. Это был первый гибридный автомобиль!
В 1902 году Фердинанда Порше призвали в армию. Он отслужил по специальности, и кстати, был личным водителем эрцгерцога Франца-Фердинанда, из-за убийства которого началась Первая мировая война.
Отслужив в армии Порше поступает на должность главного конструктора австрийского филиала компании «Daimler», которую организовал Эмиль Елинек, тот самый Елинек, по имени дочери которого был назван автомобиль «Мерседес». Когда началась Первая мировая война, Фердинанд Порше продолжал работу на фирме, конструируя двигатели для самолётов и дирижаблей. За эту работу он получил степень почётного доктора Венского технического университета.
В 1926 году Фердинанд Порше занял должность главного инженера компании Daimler-Benz AG в Штутгарте, где среди прочего занимался производством гоночного автомобиля с невиданным тогда двухлитровым двигателем.
К тому времени имя Фердинанда Порше было известно уже на всю Европу, а может быть, даже на весь мир. По крайней мере, в 1930-х годах его пригласили в СССР, предлагая даже стать министром автомобильной и тракторной (читай: танковой) промышленности. Обещания были роскошными, но Порше отказался от этого предложения. И вероятно, правильно сделал, ибо его могла постигнуть судьба многих сталинских наркомов.
Вместо этого Порше 6 марта 1931 года открыл в Штутгарте собственное конструкторское бюро, которое занималось разработкой двигателей, а также проектированием автомобилей. Он уже чувствовал в себе силы, чтобы осуществить свою мечту и построить дешёвый автомобиль для всех жителей Германии. Чем они хуже американцев, которых Генри Форд уже сделал автомобильной нацией? Так в январе 1934 года на свет появился знаменитый концепт-проект «Жука», самой известной и самой массовой машины, производившейся в мире. Концепт был представлен в марте того же года на берлинском автосалоне и тут же попался на глаза Гитлеру. Тот был очарован идеей производства массового народного автомобиля (Volkswagen), и объявил о запуске проекта Порше в жизнь. В Нижней Саксонии тут же начали строить автомобильный завод и город для инженеров и рабочих, который после войны назвали Вольфсбург (привет, автоград Тольятти!). Одновременно началась компания по привлечению денег. Будущим покупателям предлагалось купить замечательный народный автомобиль за смешную сумму в 999 марок, к тому же разбиваемую на небольшие недельные платежи.
Забегая вперёд, скажем, что любовь и покровительство фюрера дорого обошлись Фердинанду Порше после того, как война закончилась поражением Германии. Так же, как членство в гитлеровской партии и в СС.
Но до начала войны уже построенный завод успел выпустить несколько сотен легковых машин. В 1939 году завод начал выпускать военную продукцию. Сам же Фердинанд Порше был привлечён к работе над военными проектами. И здесь он проявил свою инженерную гениальность. Вместе со своим сыном на базе «Фольксвагена» он создал несколько моделей военных вездеходов, в том числе, плавающую. Порше также принимал участие в создании немецких танков и спроектировал самоходную артиллерийскую установку «Фердинанд», впоследствии переименованную в «Элефант», а также сверхтяжёлый танк «Маус».
После поражения Германии в войне, Фердинанд Порше был арестован и просидел в тюрьме почти два года. Поскольку первоначально он находился во французской зоне оккупации, в заключении Порше помогал настроить завод «Рено», на выпуск мирной продукции. «Рено» как раз в то время осиротел после смерти основателя и бывшего владельца Луи Рено, который тоже не был белым и пушистым. Во время войны он активно сотрудничал с немцами. Порше помог поставить на конвейер микролитражку «Рено-4», которая оказалась самым массовым автомобиле, выпускавшимся во Франции вплоть до 1994 года.
Французские оккупационные власти хотели вывезти во Францию весь завод Порше, но по ходу новых соглашений между союзниками Вольфсбург перешёл в британскую зону оккупации. Англичане возобновили производство «Жуков» уже в 1946 году. И с тех пор «Фольксвагены» производили вплоть до 2003 года. Объём производства этих машин оказался самыми большим за всю историю отрасли.
Сын Фердинанда Порше Ферри организовал в Австрии новое производство, которое стало выпускать спортивные автомобили. Совершенно неожиданно для производителя эти автомобили стали бестселлерами и подтолкнули производство. Так на автомобильном рынке, наконец появился автомобиль с именем «Порше», «Порше-356».
Порше-старший ещё увидел этот автомобиль, но он оказался последним в его жизни. 31 января 1951 года великий автомобилист-изобретатель скончался в результате инсульта.