публичный образовательный интернет-портал

Генри Форд – друг рабочих?

27/01/2020
Конвейер на заводе Форда

В 1908 году Генри Форд начал производство первого в мире серийного автомобиля, Модели Т или «Жестяной Лиззи», как эту машину тут же прозвали. Модель T выпускалась много лет и число автомобилей этой серии составляло несколько миллионов. Цена этой модели была 850 долларов. По тем временам не так уж и мало. Были автомобили и более дешёвые. Ford Model N, который начали выпускать в 1906 году, стоил 500 долларов, а автомобиль фирмы «Oldsmobile» Curved Dash, который выпускался в 1901 году стоил 650 долларов. Но массовое производство должно было вести не только к снижению цены.
Во-первых, Модель Т была проще в управлении, а значит обучиться вождению этого автомобиля было проще. Рядовая американская домохозяйка могла без труда научиться водить семейный автомобиль. Эх, если бы Владимир Ильич думал о том, как бы кухарку научить управлять автомобилем, а не управлять государством! Насколько счастливее были бы все: и кухарка, и государство, и производитель автомобилей!
Во-вторых, первый серийный автомобиль Форда, был на удивление «всеядным». Двигатель «фордика» мог работать и на бензине, и на керосине, который фермеры закупали для тракторов, и даже на этиловом спирте, который, конечно же, активно производила одноэтажная Америка. Так что «Форд Т» пошёл в народ раньше бензоколонок. К слову говоря, если бы не сухой закон, ветвь двигателей, работавших на этаноле, могла бы неплохо развиваться.
В-третьих, «Жестяная Лиззи» была весьма удобной в эксплуатации, с эффективной системой охлаждения и смазки.
Так что не только и не столько низкой ценой Генри Форд планировал захватить новый рынок. Но и невысокая цена транспортного средства была важна.
Для уменьшения цены производства автомобиля Форд применил метод конвейерной сборки. Этот метод не был новацией. Например, на чикагских бойнях туша двигалась мимо мясников, которые последовательно её разделывали. А на заводе Форда конвейр применяли не для «разборки», а как раз наоборот, для сборки. Решение было правильным. За десять лет конвейерная сборка снизила цену Модели Т до 360 долларов!
Главная проблема конвейерного производства была продолжением его достоинства. Работа была организована так, что каждый рабочий много раз в день повторял одну и ту же операцию. Работать на конвейере было ужасно скучно, а занчит, утомительно. Чарли Чаплин в фильме «Новые времена» изящно посмеялся над этим.

И комик не слишком преувеличил опасность. Боясь сойти с ума от такого монотонного труда рабочие массово увольнялись. Форд столкнулся с колоссальной текучестью кадров, что было весьма невыгодно. В 1913 году выручка Форда достигла 90 миллионов долларов, а прибыль составила 27 миллионов. Но у конвейера было много вакантных рабочих мест.
Рабочего нанимали на 9-часовой рабочий день с зарплатой 2.3 доллара в день. На заводе «General Мotors» заработок был такой же, но риск свихнуться от однообразия на конвейер там был меньше.
И тогда Форд изменил условия найма. В 1914 году он предложил зарплату 5 долларов в день с 8-часовым рабочим днем, а также 18-дневный оплачиваемый отпуск для отдыха или лечения. Оплачиваемые нерабочие дни для неквалифицированных сотрудников – в 1914 году это была супер-новация. У ворот завода Форда собрались толпы желающих наняться на работу.

Правда, в предложении Форда была маленькая деталь, которую не все сразу заметили. Он продолжал платить 2.3 доллара, но некоторым рабочим добавлялись в качестве премии 2,7 долларов. Чтобы получить бонус, рабочий должен был воздерживаться от спиртного, не бить жену и детей, содержать жилье в чистоте, откладывать деньги на банковский счет. Сотрудники специально созданного в компании Социологического департамента поставляли информацию начальству. Они приходили с проверками домой, чтобы удостовериться, что рабочий добродетельный и экономный человек.
То, что делал Форд, повлияло на весь американский бизнес. Зарплаты начали повышать сначала конкуренты Форда, потом их поставщики, а потом и все остальные.
В 1926 году Форд уменьшил рабочую неделю до 5 дней, при сохранении того же месячного уровня зарплаты. С этого момента начинается история современного трудового стандарта: 5 дней в неделю, восьмичасовый рабочий день, оплачиваемый отпуск.
Профсоюзы и левые политики сражались за 8-часовой рабочий день почти 100 лет и почти не продвинулись в этом вопросе. Если где в Америке и улучшались условия труда, то с массой условий, а белым все равно платили больше чем черным. Форд же платил всем одинаково.
Вот так и получилось, что Форд, гнавший со своего завода профсоюзников и коммунистов, которые по определению должны были бороться за права трудящихся, сделал для своих (и не только своих) рабочих гораздо больше, чем требовали левые.

Text.ru - 100.00%

Постоянная ссылка на статью