публичный образовательный интернет-портал

Сгоревшие мечты. Катастрофа дирижабля «Гинденбург»

287 19/04/2022
Цеппелин «Гинденбург» готовится к взлёту.
Цеппелин «Гинденбург». Сравнительные размеры с различными техническими объектами и животными
Цеппелин «Гинденбург». Сравнительные размеры с различными техническими объектами и животными

Последний гигант

Дирижабль «Гинденбург» LZ129 впервые поднялся в воздух 4 марта 1936 года. На верфях в Фридрихсхафене он строился 5 лет и до сего дня является самым большим летательным аппаратом, который поднимался в воздух. Размеры впечатляли: длина сигарообразного баллона составляла 245 метров, максимальный диаметр «сигары» был 41,2 метра, а объём баллона был 200 тысяч кубометров. Баллон был разделён на 16 изолированных секций. Обшивка была сделана из прочной многослойной ткани, пропитанной специальным составом, обеспечивавшим прочность и огнеупорность.

У цеппелина были четыре дизельных мотора «Даймлер-Бенц» каждый мощностью около 1000 л. с. «Гинденбург» мог поднять в воздух 100 тонн полезной нагрузки, до 75 пассажиров и летел со скоростью 135 километров в час.  Это позволяло совершать трансатлантические рейсы в весьма комфортных условиях вдвое быстрее, чем на трансатлантических лайнерах. Полёт «Гинденбурга» над океаном туда и обратно продолжался 5 дней и 20 часов.  

Соперники

К середине 1930-х годов дирижабли обошли самолёты и по грузоподъёмности, и по дальности полёта. И хотя скорость самолётов была в 4-5 раз выше, но перелёт всего одного пилота через Атлантику был ещё рекордным подвигом.      

Быстрые и вёрткие самолёты были прекрасными боевыми машинами. Боевые же качества цеппелинов раскрылись во время Первой мировой войны и не слишком вдохновляли военных. Главным достоинством дирижаблей была высота полёта и грузоподъёмность. Ни одна зенитная пушка не могла достать цеппелин, парящий на высоте нескольких километров, а бомбовая нагрузка в несколько десятков тонн была серьёзной угрозой городам противника. Но огромная медлительная «сигара» была слишком заметна. Поэтому для большей неожиданности налёты дирижаблей производились, как правило, ночью. Да и обслуживание огромных воздушных кораблей было, как и полагается кораблям, сложным.  

Главным соперником дирижаблей стали морские корабли. Здесь главным преимуществом кораблей воздушных оставалась скорость и возможность доставить пассажиров в любую конечную точку. Грузоподъёмность дирижаблей, конечно была ниже, но этот параметр можно было бы легко повысить. А комфортность полёта на дирижабле мало уступала комфортности путешествия на океанском лайнере. К тому же это были 1930-е годы, время модерна и скромный минимализм кают дирижабля казался более привлекательным, чем пошлая роскошь кораблей. К тому же, и более справедливым. На дирижаблях не было первого, второго и третьего класса. Все были в равных условиях.

Пассажирские палубы цеппелина «Гинденбург»
Пассажирские палубы цеппелина «Гинденбург»

«Гинденбург» довольно часто сравнивают с «Титаником», а его катастрофу называют гибелью небесного «Титаника». Сравнение не вполне справедливое.

Как произошла катастрофа?

6 мая 1937 года «Гинденбург» завершал трансатлантический перелёт. Местом посадки ему был назначена площадка в районе городка Манчестер в штате Нью-Джерси. Когда дирижабль приближался к причальной мачте, его задняя часть внезапно загорелась. Это был не взрыв, а именно пожар. Водород горит очень быстро. Пламя едва ли не мгновенно охватило весь дирижабль. Словно гигантский факел, «Гинденбург» медленно осел на землю. Меньше, чем за сорок секунд всё было кончено. Всего в результате инцидента погибло 36 человек: 13 пассажиров, 22 члена экипажа и один рабочий из причальной команды. Пожар был снят на киноплёнку, поскольку в толпе, встречающей «Гинденбург» был кинооператор. Был там и радиожурналист. Его репортаж с громкими криками, когда дирижабль вспыхнул ушли в эфир, были записаны и сохранились до сегодняшнего дня.

Причина вспышки была не очевидной. Поэтому сразу же после катастрофы начали циркулировать разные версии о том, почему произошёл трагический пожар.

Горящий «Гинденбург». Нью-Джерси, 1937. Фотоснимок, использованный для оформления обложки альбома «Led Zeppelin»
Горящий «Гинденбург». Нью-Джерси, 1937. Фотоснимок, использованный для оформления обложки альбома «Led Zeppelin»

Террористический акт

Эта версия приходит в голову первой. При расследовании она была отвергнута, но, как это ни странно, идея о том, что дирижабль вспыхнул из-за диверсии оказалась очень популярной, причём как с германской, так и с американской стороны. Её ведь так легко представить в виде детектива или кинофильма!

Германские сторонники версии диверсии, естественно, считали пожар, случившийся на немецком дирижабле, результатом атаки со стороны «международного еврейства». В США же подозревали, что пожар на борту устроен сторонниками международного коммунистического движения, Коминтерна. Тоже версия так себе. Тем более, что никаких следов умышленного поджога так и не обнаружили.

Маловероятной была также версия о том, что пожар организовали конкуренты. Во-первых, таковых у компании «Цеппелин» в мире было немного. Поэтому от подобного происшествия они бы не выиграли, а проиграли. Пострадала бы репутация зарождающейся перспективной отрасли, дальних международных пассажирских перевозок, а значит, и грядущее экономическое процветание тех, кто эту отрасль основывал. Так что версию террористического акта отбросили одной из первых.

Разряд статического электричества

Обложка первого альбома группы «Led Zeppelin» с пылающим дирижаблем
Обложка первого альбома группы «Led Zeppelin» с пылающим дирижаблем

Другая популярная версия состоит в том, что пожар был вызван разрядом статического электричества при стыковке с причальной мачтой. Сторонники этой версии обращают внимание на то, что конструкцией цеппелина не предусматривались меры по выравниванию потенциала электрического поля по всей поверхности оболочки баллона. Оболочка была матерчатой и крепилась к дюралюминиевому каркасу непроводящими тросами из растительных волокон. Возможно немецкие инженеры не придавали этому вопросу большого значения, потому что дирижабль первоначально рассчитывали заполнить негорючим гелием.

Кроме того, сторонники этой версии указывают на то, что во время посадки собиралась гроза. Именно из-за грозы «Гинденбург» не причалил, как это намечалось, к небоскрёбу «Эмпайр Стейт Билдинг» в центре Нью-Йорка. Специально для этого на вершине здания была оборудована причальная мачта. Но грандиозный рекламный трюк, прибытие сотни пассажиров в самый центр пункта назначения, отменили. Дирижабль ушёл от опасности на военный аэродром в штате Нью-Джерси, хотя от судьбы сбежать не смог.  

Стюардесса с дирижабля «Гинденбург»
Стюардесса с дирижабля «Гинденбург»

Утечка водорода

В момент снижения дирижабля, баллон которого наполнен водородом, возникает опасный момент. Дирижабль уменьшает подъёмную силу, сбрасывая часть газа в атмосферу. Поэтому возникла версия с утечкой водорода, который и загорелся от какой-либо причины.

Здесь тоже множество возражений. Во-первых, клапаны для сброса газа направлены вверх. Лёгкий водород после выпуска его из баллона тут же улетает вверх, так что он не может окружать летательный аппарат в концентрации, достаточной для того, чтобы вспыхнул пожар.

«Гинденбург», как это видно на снятом в момент катастрофы кинофильме, горел, а не взорвался. Что, в общем-то, не противоречит теории. Смесь водорода с воздухом взрывается в определённом коридоре концентраций, от 18.3 до 59%. При меньших (от 4.1%) или бóльших (до 74.2%) концентрациях водород воспламенятся и очень быстро сгорает, но без взрыва. Внутри оболочки, где концентрация водорода доходила почти до 100% пожар, даже от случайной искры, был практически невозможен, из-за отсутствия кислорода. Пожар могла вызвать только большая утечка водорода наружу, и не через клапаны, а через возможное повреждение оболочки. Хотя оболочка «цеппелина» была выполнена из толстого (тройного) слоя материи, пропитанного специальным упрочняющим составом из порошкового алюминия, оксида железа и бутирата ацетилцеллюлозы, повредить который было не просто.

Воспламеняющаяся оболочка и огнеопасная пропитка

Небольшое количество теорий объяснения пожара ссылается на то, что в состав пропитки входили горючие материалы, так что оболочка не могла не загореться. Это не так. Да, конечно, смесь оксида железа и алюминия при определённом соотношении составляющих образует горючую термитную смесь, а такое соединение, как нитрат целлюлозы входит в состав взрывчатых веществ. Но ведь нитрат, а не бутират! Бутират ацетилцеллюлозы действует не как взрывчатка, а как огнетушитель. Пропитанный им материал может гореть только при наличии постоянного источника огня. При его удалении пламя тут же затухает. После пожара «Гинденбурга» на земле было найдено множество несгоревших кусков оболочки. То есть, свою огнезащитную роль оболочка баллона выполнила в полной мере.

На борту дирижабля
На борту дирижабля

Так что воспламенение оболочки дирижабля – тоже не объяснение.  

Воспламенение от молнии

Никто из встречающих дирижабль молнии не видел. Конструкция «Гинденбурга» была рассчитана на прямой удар молнии. Разве что молния ударила заходящий на посадку дирижабль в тот самый момент, когда летательный аппарат сбрасывал в атмосферу водород. Хотя и такой случай был предусмотрен руководством по управлению воздушным кораблём. Спускать газ во время грозы было запрещено.

Усталость металла

Дирижабль кажется изящным и лёгким. Но самые ответственные части его конструкции, металлический каркас баллона и растягивающие его ванты работали под постоянным напряжением. Поэтому в них накапливалась усталость металла и могли возникнуть серьёзные деформации, приведшие к разрушению. При заходе на посадку напряжения в металле каркаса или же вант могли привести к разрушению и разрыву оболочки. Через отверстие мог начать вытекать водород, что, как уже было написано выше, могло привести к загоранию.

Последствия аварии

Несмотря на множество версий, причина внезапного пожара найдена не была. Сейчас, озирая эту историю из нашего прекрасного далёка, понимаешь, что главной жертвой катастрофы дирижабля «Гинденбург» стало собственно дирижаблестроение. Но почему?

В годы Первой мировой войны дирижабли выглядели вполне себе приличным оружием. Они стали первыми бомбардировщиками. Налёты дирижаблей на Англию начались 19 января 1915 года. А в ночь в ночь с 20 на 21 марта 1915 года, немецкие дирижабли бомбили Париж. Дирижабли были чрезвычайно грузоподъёмны и могли обрушить на врага несколько тонн бомб. Они шли ночью на большой высоте, недоступные для самолётов-истребителей. Для пущей незаметности на фоне ночного неба их баллоны и кабины окрашивали в чёрный цвет. Дирижабли зависали над целью и спокойно сбрасывали свой смертоносный груз. После чего растворялись в ночном небе, не доступные ни для выстрелов зенитных орудий, ни для слабосильных самолётов-истребителей.

Британский дирижабль в полете над сельской местностью на фоне облачного неба
Британский дирижабль в полете над сельской местностью на фоне облачного неба

Но уже в начале 1930-х годов военные разочаровались в громоздких небесных «сигарах». Небольшие, но быстрые и юркие самолёты оказались лучшими небесными бойцами. 

И дирижабли переключились на пассажирские перевозки, где всё, казалось, им благоприятствовало. Самым главным достоинством дирижаблей оказалось, что они летели. То есть при скорости в 150 километров (которая в начале 1930-х годов была уже невелика по сравнению с самолётами), они могли совершать трансатлантические рейсы. И хотя по количеству пассажиров они уступали пароходом, но были втрое, а то и вчетверо их быстрее. В Нью-Йорк и в Буэнос-Айрес из Европы можно было доставить сотню пассажиров за три дня! А виды с прогулочной палубы «Гинденбурга» не сравнишь ни с какими морскими пейзажами. Небо – не море!

Если учесть, что трансатлантические перелёты аэропланов были тогда на грани рекорда и подвига, было ясно, что будущее пассажирских авиаперевозок – за цеппелинами, и надолго.

Катастрофа «Гинденбурга», к тому же снятая на плёнку и одновременно озвученная в эфире, положила конец этим надеждам. И это при том, что не все пассажиры дирижабля погибли. Водород сгорел меньше чем за минуту. По мере сгорания кабина дирижабля довольно плавно опустилась на землю. Погибли в основном те, кто, обезумев, прыгали из окон, когда кабина находилась ещё очень высоко.

Катастрофа дирижабля «Гинденбург». Гигант сгорел всего за одну минуту

Пожар «Гинденбурга», снятый на киноплёнку был, конечно, плохой рекламой. Но, быть может, компания «Цеппелин» и оправилась от последствий катастрофы, если бы в Германии к тому времени не утвердились нацисты. Одним из главных в гитлеровской верхушке был Герман Геринг, военный лётчик-ас Первой мировой войны. В силу этого он дирижабли не любил. А поскольку, как уже выяснилось, боевой пользы от воздушных кораблей не предвиделось, он без всякой жалости способствовал тому, чтобы завод в Фридрихсгафене закрылся. А поскольку Германия была самой продвинутой страной в области строительства небесных кораблей, этого разгрома достало для того, чтобы отрасль скукожилась и уже не смогла конкурировать с быстро развивавшейся авиацией.

Так что уже не плыть нам, не спеша, над белыми облаками, не разглядывать с прогулочной палубы разноцветную поверхность земли или голубизну океанских вод. Не флиртовать весело два-три дня, которые длится межконтинентальный перелёт. Вздохнём же разочаровано и перевернём эту страницу развития техники!

Вклад в искусство

Пожар, прикончивший самый большой летательный аппарат, когда-либо существовавший в мире, прикончил одновременно и целую отрасль. Несмотря на это, он внёс своеобразный вклад в развитие музыкального искусства. 2 января 1969 года в свет вышел первый альбом британской рок-группы Led Zeppelin. На конверте этого альбома был изображён дирижабль «Гинденбург», уничтожаемый огнём. Казалось бы, дурной пример не оказался заразительным. Новая группа не прогорела, не потерпела крушение, как свинцовый дирижабль (от этой пессимистической метафоры происходит и название альбома, и название ансамбля). Так что, через тернии – к звёздам, в небеса славы и фантастических мечтаний!


Text.ru - 100.00%