публичный образовательный интернет-портал

Всеволожск и Всеволожские. Часть 2. Всеволожск

28 28/12/2019
Мемориал Разорванное кольцо во Всеволожске на берегу Ладожского озера
Паровоз Ириновской железной дороги. Станция Всеволожск
Паровоз Ириновской железной дороги. Всеволожск.

Итак, после кончины Всеволода Андреевича Всеволожского осталось много долгов, из-за которых имение Рябово ушло в казну. Всеволожские формально оставались его владельцами, выплачивая проценты по долгу. Но всё же одно дело – формальное владение, а другое – владение реальное.

Погасить долги деда и выкупить заложенное Рябово решился Павел Александрович Всеволожский (1839—1898), внук Всеволода Андреевича.

Шёл 19-й век, и деньги можно было заработать, проявив таланты деда: деловитость и расчётливость. Поэтому перво-наперво Павел Всеволожский решил сделать своё хозяйство более доходным. Как сказали бы сейчас, оптимизировал хозяйство. Павел Всеволожский обновил усадьбу, модернизировал производство. В Рябово благодаря ему были построены лесопилка, мельница, и насосная станция, движимые паровыми машинами.

Однако, было уже очевидным, что век пара сменит век электричества. Поэтому Павел Всеволожский построил в имении также небольшую гидроэлектростанцию.  

Но надежда на то, что с помощью такой «стратегии малых дел» можно будет выкупить дедово имение, не оправдалась. В 1887 году государство всё же выставило заложенное Рябово на продажу.

Памятник В. А. Всеволожскому во Всеволожске
Памятник В. А. Всеволожскому во Всеволожске

Следует заметить, что в данном случае в долгах бултыхались не какие-нибудь непроходимо бедные чиновники, а отпрыски двух очень богатых и знатных российских родов. Жена Павла Александровича, Елена Васильевна была из рода Кочубеев, семейства весьма богатого, по крайней мере, сравнимого с богатством Всеволожских. Когда Рябово было выставлено на продажу, она за свои личные деньги выкупила имение и перезаложила его в коммерческий банк. Благодаря этому появилась возможность опять отсрочить платежи. Собственно говоря, благодаря этому и возник Всеволожск, поскольку было место где городу возникать.

Город возник благодаря прокладке железной дороги. В конце 19-го века железные дороги стали несомненным символом прогресса. И если бы только символом! По звонким рельсам к владельцам железных дорог катили ощутимые доходы.

В начале 1890-х годов возникла идея о прокладке узкоколейной железной дороги от Санкт-Петербурга до Ладожского озера. Для осуществления этой идеи было организовано акционерное общество. Его основателем был видный общественный деятель, и, что немаловажно, крупный чиновник барон Павел Леопольдович Корф. Акционерами стали по большей части крупные землевладельцы, по землям которых должна была пройти узкоколейка. Поскольку конечным её пунктом было имение Ириновка, принадлежавшее барону Корфу, строящуюся дорогу назвали Ириновской. Она начиналась в Санкт-Петербурге на Охте.

По Ириновской железной дороге должны были ходить не столько дачные пассажирские поезда, сколько товарные. В Ириновке начали разработку торфяников, и дорога в первую очередь должна была обеспечить перевозку торфа на петербургские электростанции.

Проект строительства не был запредельно дорогим: требовалось уложить всего-то 34 километра путей. К тому же для пущего удешевления дорогу проект ещё более упростили: решили проложить узкоколейку, не отсыпали мощное полотно, запланировали минимальное количество станций и только необходимые инженерные сооружения. Это была одна из первых в России узкоколеек.

Для обслуживания лёгкой железной дороги использовались и легкие паровозы. Они были не очень мощные, потому двигались не быстро. Благодаря тому, что вагоны двигались медленно, пассажиры могли прыгать в них на ходу без всякой опасности для жизни!

От эксплуатации Ирининской дороги можно было получить крупные дивиденды. Павел Всеволожский, понимая доходность предприятия, конечно, вложил в строительство железной дороги собственные деньги. Его вклад был велик, на заседаниях правления поэтому он обладал правом решающего голоса. Воспользовавшись этим он потребовал: одну из станций, которые будут построены на его земле, назвать «Всеволожская». Проектировщики не противились. В 1892 году построили станцию «Рябово», а в 1895 году была введена в строй и станция «Всеволожская».

Расчёт на выгодность узкоколейки до Ладожского озера оправдался. Однако выкупить свою «вотчину» Рябово Всеволожские смогло только спустя 15 лет. Сделал это в 1906 году уже сын Павла Александровича — Василий Павлович.

А через 11 лет мир перевернулся. После октябрьской революции семейство Всеволожских из «своего» города исчезло. С учётом того, как пошла дальнейшая история страны, за них можно только порадоваться. Впрочем, в посёлке скоро забыли о «тёзках». О замене «старорежимного» названия станции никто даже не задумался. Аналогичный случай произошёл на Урале со станцией Богданович и во Владимирской области с городом Кольчугино. «Всеволожская», казалось была «Всеволожской» со времён Петра I. В 1938 году станция стала рабочим поселком. Так сказать, её повысили в звании. А, пришло время, в 1963 году стал посёлок Всеволожск городом.

Новое время – новые песни. В 2009 году город решил почтить своего основателя и поставить ему памятник. Попробуйте угадать кому из нескольких Всеволожских, о которых было рассказано, поставили памятник? Если говорить честно, то основателем города следовало бы объявить Павла Александровича. Но памятник поставили Всеволоду Андреевичу. Впрочем, светский франт времён Александра I выглядит на пьедестале симпатичнее, чем скучный чиновник времён Николая II.
При этом довольно смешно, что памятник поставлен на Октябрьском проспекте. Как будто бы славу Октябрю пели на Руси со времён Петра
I!
.


Text.ru - 100.00%