публичный образовательный интернет-портал

Всеволожск и Всеволожские. Часть 2. Всеволожск

28/12/2019
Мемориал Разорванное кольцо во Всеволожске на берегу Ладожского озера

Итак, имение Рябово за долги ушло в казну. Всеволожские формально оставались его владельцами Но всё же одно дело – формальное владение, а другое – владение реальное.

Погасить долги деда и выкупить заложенное Рябово решился Павел Александрович Всеволожский (1839—1898), внук Всеволода Андреевича.

Шёл 19-й век. Здесь нужны были таланты деда: расчётливость и деловитость. Поэтому необходимо было оптимизировать хозяйство, сделать его более доходным. Павел Всеволожский справился с этой задачей за несколько лет. Он обновил усадьбу, модернизировал производство. Век электричества уже сменял век пара. Поэтому Павел Всеволожский построил в имении мельницу, лесопилку и насосную станцию, движимые паровыми машинами. Но и небольшая гидроэлектростанция тоже была возведена. Поскольку все принадлежавшие Всеволожским земли владельцы использовать не могли, приблизительно третья их часть была отдана в аренду здешним крестьянам.

В 1887 году государство всё же выставило заложенное Рябово на продажу. Тогда супруга Павла Александровича, Елена Васильевна за свои личные деньги выкупила имение и перезаложила его в банк. Благодаря этому появилась возможность опять отсрочить платежи. Собственно говоря, благодаря этому и возник Всеволожск, было где возникать.

Паровоз Ириновской дороги. Всеволожск. В конце 19-го века несомненным символом прогресса стали железные дороги. Да и не только символом! По звонким рельсам к владельцам железных дорог катили ощутимые доходы. В начале 1890-х годов было организовано акционерное общество с целью построения узкоколейной железной дороги до Ладожского озера. Основателем акционерного общества был крупный чиновник и видный общественный деятель барон Павел Леопольдович Корф. Акционерами стали по большей части крупные землевладельцы, по землям которых должна была пройти узкоколейка . Поскольку конечным её пунктом было имение Ириновка, принадлежавшее барону Корфу, строющуюся дорогу назвали Ириновской. Она начиналась в Санкт-Петербурге на Охте.

В Ириновке находились торфяники. Дорогу строили в первую очередь для перевозок торфа с этих торфяников. Строительство должно было окупиться: торф покупали, как топливо электростанции, во множестве появившихся в Петербурге и его окрестностях.

Но Ириновская дорога предназначалась не только для грузовых перевозок. Она была рассчитана и на перевозку пассажиров.

Строительство не было запредельно дорогим: требовалось уложить всего-то 34 километра путей. Для пущего удешевления дорогу строили по упрощенному проекту: не делали мощное полотно, запланировали минимальное количество станций и только необходимые инженерные сооружения, узкая колея. Да, это была первая в России узкоколейка!

Для обслуживания дороги использовались легкие паровозы. Они двигались не быстро, и благодаря тому, что вагоны двигались медленно, пассажиры ничем не рискуя могли прыгать в них на ходу!

Павел Всеволожский, конечно, вложил средства в строительство железной дороги, расчитывая на хорошие дивиденды. Его вклад был достаточно велик, чтобы он имел на заседаниях правления право решающего голоса. А посему он потребовал: одну из станций, которые будут построены на его земле, назвать его именем: «Всеволожская». Проектировщики не противились. В 1892 году построили станцию «Рябово», а в 1895 году была введена в строй и станция «Всеволожская».

Железная дорога оказалась предприятием выгодным, всерьёз приносящем деньги. Однако Всеволожске смогло выкупить свою «вотчину» Рябово спустя 15 лет. Сделал это в 1906 году уже сын Павла Александровича — Василий Павлович. А через 11 лет мир перевернулся.

После октябрьской революции семейство Всеволожских из «своего» города исчезло. За них можно только порадоваться. В посёлке скоро забыли о «тёзках». О замене «старорежимного» названия станции никто даже не задумался. «Всеволожская», казалось была «Всеволожской» со времён Петра I. В 1938 году станция стала рабочим поселком. Так сказать, была повышена в звании! А в 1963 году стал посёлок Всеволожск городом.

Новое время – новые песни. В 2009 году город решил почтить своего основателя и поставить ему памятник. Попробуйте угадать кому из нескольких Всеволожских, о которых было рассказано, поставили памятник? Если говорить честно, то основателем города следовало бы объявить Павла Александровича. Но памятник поставили Всеволоду Андреевичу. Впрочем, светский франт времён Александра I выглядит на пьедестале симпатичнее, чем скучный николаевский чиновник.
При этом довольно смешно, что памятник поставлен на Октябрьском проспекте. Как будто бы славу Октябрю пели на Руси со времён Петра I!


Памятник Всеволожскому во Всеволожске