публичный образовательный интернет-портал

Куда прилетели грачи? В Сусанино

278 20/12/2021
Вывеска магазина «Сусанин»
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 год. Государственная Третьяковская галерея
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 год. Государственная Третьяковская галерея

Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» – одна из самых известных картин в России. Хотя бы потому, что её любят развешивать на стенах в детских садах и в школах. Так что с детства запоминаются кривые берёзки среди начинающего таять снега, серые поля вдали и голубеющее небо.  Неброская краса российской ранней весны… И чёрные птицы, обустраивающиеся в своих гнёздах.

Это видишь сначала. А потом с детским любопытством начинаешь рассматривать то, что на втором плане, за деревьями. Там видишь церковь, тоже серенькую, непрезентабельную, под тон окружающим полям. И какую-то странную башню (кому же в детстве известно, что это – колокольня). И избы, полуприкрытые забором. Конечно, не развалюхи, но, опять же, непрезентабельное жильё. Однако, всё же жильё. Вон, из трубы белёсый дымок поднимается. В общем, видно, что художник Алексей Саврасов исповедовал реализм и российскую действительность не приукрашивал, а внушал зрителям любовь к тому, что есть. Разбитый путь, кривые тополя...

Потом эту картинку детки видели в учебнике по литературе и даже писали по ней изложение. Ну, когда что-то пишешь, тут не до раздумий. Написать поскорее, да покороче, чтобы ошибок было меньше, а, значит, оценка выше. А что писать, и так понятно. Весна-красна, грачи прилетели, на крыльях весну принесли, красивая природа, любимая Родина. То берёзка, то рябина… В классе тихо, все заняты, пишут. Аж перья скрипят!

Пожалуй, никто из скрипевших тогда перьями даже задумался над тем, где находятся эти бедные селенья, эта скудная природа? То ли художник Саврасов всё это «из головы выдумал», как говаривали в моём детстве, то ли в самом деле есть где-то это село с церковью, кривыми берёзками и грачами, которые сюда прилетели.

Тем более, в те давние далёкие годы не было Интернета, который знает всё. Поэтому ответ на какой-либо нестандартный вопрос отыскать было совсем непросто. Всё равно, что отыскать автора понравившегося стихотворения. К примеру, в этом тексте процитированы четыре довольно известных стихотворения. Цитаты эти даже выделены другим цветом. А кто авторы этих стихов? Попробуйте ответить на вопрос, не прибегая к помощи Интернета.

Вот тогда-то каждому станет понятным, что в безинтернетные времена найти ответ на какой-нибудь нестандартный вопрос можно было только одним из двух способов. Либо спросить у знающего человека, либо перерыть гору книжек, чтобы в одной из них случайно наткнуться на ответ. И по-другому – никак. Не было Гугла, чтобы у него спросить по-простому: «Куда грачи прилетели?»

Полупроводник Иван Сусанин
Полупроводник Иван Сусанин

Нонеча не то что давеча! В два клика находим Википедию, где сказано, что Саврасов написал свою знаменитую картину в Костромской губернии, в селе Молвитино, которое находится в 60 километрах от Костромы. А церковка на втором плане, колокольня которой столь хорошо организует вертикаль картины – это церковь Воскресения Господня.

Ещё клик, и можно узнать всё о молвитинской церкви. Это церковь симпатичная, небольшая, не то чтобы стандартная, но ничем особым не выделяющаяся. Похожие церкви можно отыскать и в Ярославле, и в Костроме. Аккуратная такая, небольшая, ладно поставленная деревенская церковь. Построили её ещё в 17-м веке, а конкретно, в 1690 году. Церковь Воскресения Господня представляет собой бесстолпный храм с двумя рядами окон. Над церковью возвышается шатровая колокольня. После революции 1917 года церковь разрушили, но в 1980-х годах восстановили. Однако, она не действующая, что по нынешним временам даже удивительно. Но и не заброшено здание. В нём сейчас находится музей Ивана Сусанина. Ведь Молвитино – родное село легендарного героя. В его честь в 1939 году Молвитино переименовали в Сусанино.

Имя Сусанина стало в высшей степени нарицательным. Прозвище «сусанин» – юмористический мем, обозначающий ненадёжного проводника, или как шутили студенты-технари во время моей учёбы в институте, «полупроводника». Полупроводники, как известно, отличаются одним интереснейшим свойством: в одну сторону они пропускают электрический ток свободно, а в противоположную – никак нет.

Как часто бывает, юмористическое отношение к герою обусловлено несколькими причинами. Во-первых, Сусанин совершил свой подвиг в 1613 году. Более 400 лет назад! Времена мушкетёров! Потому несерьёзно, как содержимое авантюрного романа, мы и воспринимаем события, отделённые от нас такой толщей времени.

Во-вторых, о героизме Сусанина мы знаем, в первую очередь, из прекрасной, но верноподданнической оперы Михаила Глинки, которая и называлась-то верноподданнически, «Жизнь за царя». Ясно, что историзма в опере будет ещё меньше, чем в романе-фельетоне Александра Дюма-отца. Очевидно, что опере Михаила Глинки, как историческому документу, верить не стоит от слова «совсем».

И то сказать, история спасения молодого Михаила Романова, только-только избранного в русские цари Земским собором от отряда польских десантников довольно мутная. То ли Иван Сусанин под пытками не открыл врагам дорогу в Ипатьевский монастырь, где укрывался юный царь со своей матерью. То ли всё же вызвался в проводники, однако повёл врагов в другую сторону, и завёл в болото, где отряд погиб.

Воскресенская церковь в Сусанино. Приблизительно с того же ракурса она изображена и на картине А. Саврасова
Воскресенская церковь в Сусанино. Приблизительно с того же ракурса она изображена и на картине А. Саврасова

К тому же, судя по историческим данным, никакие польские отряды в 1613 году в эту глушь не заходили. От Москвы до Костромы 350 километров. Это 6.5 часов на поезде. Сколько же туда добираться пешком? Да по лесам, да по болотам? И зачем?   

То есть, каноническая легенда до сих пор не выработана. За основу принимают всё то же либретто оперы «Жизнь за царя». Это, в-третьих.

В-четвёртых, согласно тому же либретто, поляки в опере – совершенные иностранцы-захватчики. На самом деле, Речь Посполитая была наследницей Великого княжества Литовского, где говорили – мало кто в России об этом знает – на старобелорусском языке. В те годы язык тех, кого в Москве называли поляками или литвинами, не слишком отличался от московского наречия. Ни тем, ни другим переводчики не требовались. Война в 1612 году была более спором славян между собою, нежели войной с захватчиками, как трактовали в России, например, войну с Наполеоном.

Именно память о той войне 1812 года вдохновила Глинку на создание патриотической оперы. С той же целью, для возбуждения русского патриотизма, опера «Жизнь за царя» была восстановлена на сцене Большого театра в 1939 году, правда под псевдонимом «Иван Сусанин». В том же 1939 году село Молвитино переименовали в Сусанино, а в полуразрушенной сельской церкви устроили музей Ивана Сусанина. Можно поспорить с тем, спас ли Сусанин царя, но Воскресенскую церковь, от разрушения он спас точно.

Забавно, что уроженец села Молвитино спас царя ещё один раз. Звали его Осип Комиссаров и во времена царя Александра II он работал в Санкт-Петербурге мастером по изготовлению шляп. 4 апреля 1866 года, когда у ворот Летнего сада на царя покушался Дмитрий Каракозов, Комиссаров ударил его по руке, благодаря чему царь остался жив. Комиссарова, как спасителя государя, а следовательно, и отечества, наградили офицерским чином и дворянством. Он стал Комиссаровым-Костромским. Впрочем, большого счастья эти почести уроженцу Молвитина не принесло. От внезапно свалившихся на него бонусов, Комиссаров спился и умер от белой горячки.

Церковь же в Молвитине, хранимая витающим над ней духом народного героя, выглядит сейчас почти так же, как на картине Саврасова. О чём даже свидетельствует мемориальная доска на её стене.


Text.ru - 100.00%