публичный образовательный интернет-портал

Красивое слово каупер. Это что такое? Или кто такой?

276 11/12/2021
Старая доменная печь с кауперами в ландшафтном парке Дуисбург-Норд (Германия)
Эпиграф. Равель
Эпиграф

Поэт Александр Блок назвал девятнадцатый век железным. И в самом деле, в этом веке, в конце его, многие деятели искусства поняли, как много человечеству обещает прогресс науки и техники. И поняв это, почувствовали тягу к местам, где множество людей собирались вместе для того, чтобы ковать что-то железное. Самый впечатляющий пример – восторг композитора Мориса Равеля огромным металлургическим заводом, который он увидел с яхты, проплывавшей по Рейну. Почему этот пример впечатляющ? Потому что восторг свой композитор воплотил в мелодии «Болеро», которая стало самым известным его произведением.  

Металлургическое производство, действительно, вдохновляет. Особенно, когда смотришь на него со стороны.

В 1930-е годы в советской стране стало модным слово «индустриализация». Герой «Золотого телёнка», старый ребусник Синицкий, пытался вставить его в шараду для отдела «Шевели мозговой извилиной» местной газеты. Советские же художники, вдохновлённые этим словом, разъехались по металлургическим заводам, создавая полноразмерные индустриальные живописные полотна.

Выпуск шлака на Косогорском металлургическом заводе, 1937. Художник Алексей Вольтер
Выпуск шлака на Косогорском металлургическом заводе, 1937. Художник Алексей Вольтер

Более всего мастера кисти любили изображать мартеновские печи, из которых сверкающим потоком изливалась сталь и бессемеровские конверторы, над которыми во время работы поднимался сияющий ореол. Доменные печи тоже выглядели очень художественно: огни, трубы, из которых к небу красиво поднимается рыжий или синий дым. И рядом – три-четыре сооружения со скруглённой верхушкой, которые только подчёркивали могущество металлургического процесса. Художники обязательно вставляли их в картину. Некоторые даже выучивали название этих великанов: кауперы. Красивое слово!

Кауперы – это доменные воздухонагреватели, которые придумал в 1857 году английский изобретатель Эдуард Альфред Каупер (Edward Alfred Cowper; 1819 —1893). 1850-е годы – это годы становления британской металлургии. В 1856 году Генри Бессемер придумал конвертор для продувки чугуна воздухом, благодаря чему процесс получения стали ускорился в несколько раз, а значит, сталь сделалась дешёвым конструкционным материалом. Пошла, так сказать, в люди. Изобретение Каупера, в конечном счёте, тоже способствовало удешевлению стали.

Доменные воздухонагреватели нужны для нагрева холодного воздуха перед подачей его в доменную печь. Дутьё повышает температуру в нижней части домны, из-за чего шихта, смесь руды и известняка плавится и превращается в чугун. Если в доменную печь поступает не холодный, а нагретый воздух, для расплавления шихты потребуется меньше кокса, а значит, производство чугуна обойдётся дешевле. Каупер возвращает в доменную печь часть тепла, которая иначе улетала бы в трубу вместе с отходящими газами. Именно экономия топлива оправдывает строительство рядом с домной высоченных башен воздухонагревателей.

Каупер представляет собой цилиндрическое сооружение из огнеупорного кирпича с круглым куполом. Высота его – около 50 метров, а диаметр около 10 метров. Снаружи нагреватель покрыт стальным кожухом, защищающим кирпичную кладку от разрушения и препятствующим излучению тепла в окружающее пространство.

Во время работы домны вовнутрь каупера поступает горячий доменный газ и воздух. В доменном газе содержится много окиси углерода. Этот газ внутри воздухонагревателя соединяется с кислородом воздуха и сгорает, нагревая кирпичную кладку. В результате сгорания окиси углерода получается углекислый газ, который через дымовую трубу уходит в атмосферу, образуя разноцветные дымы, которые так нравились живописцам, изображавшим мощь советской индустрии.

Домна и кауперы
Домна и кауперы

Ну вот, кирпичная кладка внутри каупера раскалилась. Теперь в воздухонагреватель открывают подачу холодного внешнего воздуха, который, забирает тепло от кирпичей, нагреваясь при этом до 400 – 500 градусов и уходит в доменный цех, где, уже горячий, используется для дутья.    

Доменный процесс непрерывный, значит непрерывным должен быть и нагрев воздуха. Поэтому рядом с каждой доменной печью ставят 3-4 воздухонагревателя. Пока один, уже нагретый, используется для разогрева воздуха, другие нагреваются потоком отходящих из домны газов. После того, как каупер охлаждается, его переключают на нагрев, а дутьё подают через другой воздухонагреватель.

Кауперы выполняют и некоторую экологическую функцию, поскольку в них выгорает вредная окись углерода и некоторые другие газы, без всякого сомнения, ядовитые. А значит, дым, уходящий в дымовую трубу, а оттуда в атмосферу становится менее вредным для окружающей среды.

Промышленно-ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд». Залезь на каупер!
Промышленно-ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд». Залезь на каупер!

Всё же, всяких гадких соединений там остаётся множество. Доменное производство, без всякого сомнения, производство грязное. Поэтому в развитых странах, чтобы избавить свою природу от излишней нагрузки, предпочитают закрывать производство чугуна, экспортируя эту технологию в страны неразвитые.

В начале 20-го века Морис Равель восторгался металлургическим производством в городе Дуйсбурге на Рейне. Дуйсбург вырос на месте впадения в Рейн реки Рур. Поскольку до развития автомобильных и железных дорог, реки являлись основными путями, по которым транспортировали крупные грузы, Дуйсбургу было обеспечено процветание. Он был самым крупным речным портом в Европе, обойдя в этом отношении даже Антверпен.

В 19-м веке этот город в Рурской области превратился в крупный центр металлургической и химической промышленности. В Дуйсбурге разместились крупнейшие металлургические предприятия компании «Thyssen». В начале 20-го века Рурский индустриальный район был символом германской промышленности и, одновременно, символом революционного движения пролетариата Германии. А также символом потрясающего загрязнения воды и воздуха. Многие считали, что великая река Рейн загрязнилась настолько, что ей предстоит стать сточной канавой Европы.

Но в 1980-х годах погасли последние доменные печи и бессемеровские конвертеры. Их можно было бы снести, а освободившиеся территории использовать, например, для застройки. Жители Дуйсбурга, однако, решили сохранить заводы, которые за много лет стали силой и славой их родного края. Для этого было придумано оригинальное решение. В 1990-х годах бывшая промышленная зона превратилась в огромный парк площадью около 180 гектаров.

Многие жители нынешней России ещё помнят советское словосочетание «Парк культуры и отдыха». (Большинство из этих парков почему-то носили имя Горького) Так вот, ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд», разбитый на территории бывшего металлургического завода, это, действительно парк культуры и отдыха, где зелёный наряд природы и могучие творения разума и воли человека переплелись на редкость естественно.

180 гектаров – большая территория. Для посетителей здесь проложены несколько маршрутов, проходя по которым, постигаешь историю немецкой (да и мировой тоже) промышленности. Музейными сооружениями стали бывшие цеха и промышленные площадки. Можно (и, честно говоря, нужно) подняться по специальной лестнице на вершину доменной печи. Здесь оборудована смотровая площадка. Отсюда можно увидеть, что небо не покрыто разноцветными дымами, которые в старое время считались признаком промышленной мощи. Внизу нет никакой пыли и грязи. Наоборот, зеленые лужайки, многочисленные водоемы и сады стали прекрасной оправой для мощных заводских строений из красного кирпича. И кирпич, действительно, красный, а не грязный, как это было сто лет назад. Сверху открывается прекрасный вид на окрестности. Когда-то они были чёрными от копоти и серыми от пыли, а теперь они зеленые от деревьев и травы.

А в огромном бывшем газгольдере (резервуаре для газа) сегодня плещется морская вода. Здесь находится крупнейший в Европе дайвинг-центр. Можно поплавать. Может быть, даже под музыку Равеля.


Text.ru - 100.00%