публичный образовательный интернет-портал

Плавание в проливе Дрейка – только для смелых

266 05/11/2021
В проливе Дрейка
Антарктида на глобусе. Цифрами обозначены три попытки капитана Кука достичь континента
Антарктида на глобусе. Цифрами обозначены три попытки капитана Кука достичь континента

Не гостеприимное место

Пролив Дрейка разделяет самую южную точку американского континента и Антарктиду. Он считается самым широким проливом в мире, более 820 километров. И по глубине это чемпион среди проливов. Здесь встречаются глубины свыше 5 километров.

Пролив Дрейка – очень неприятное место для мореплавателя. Здесь почти всегда холодно, ветрено и гуляют высокие волны. Причин тому несколько.

Во-первых, между 40° и 50° южной широты вокруг Антарктиды в направлении с востока на запад проходит мощное холодное течение. Течение это по-научному называется циркумполярным или, более поэтично, течением Западных Ветров. Поскольку на пути этого течения нет никаких крупных препятствий, оно движется с ускорением от более тёплых мест в районе Новой Зеландии к местам более холодным. И как раз в проливе Дрейка скорость циркумполярного течения максимальна, 14.5 километров в час. Её приходится преодолевать всем кораблям, идущим по проливу Дрейка из Атлантики в Тихий океан.

Во-вторых, не только ветры разгоняют течение, но и течение подгоняет ветер. В результате такого взаимного ускорения между 50° и 60° южной широты постоянно дуют сильные ветры, и сила шторма то и дело достигает десяти баллов по шкале Бофорта. Представьте себе, каково здесь было плавать под парусами в 17 – 19 веках! Недаром моряки прозвали эти широты «неистовыми пятидесятыми».

И, наконец, в-третьих, ещё одно обстоятельство, чтобы плавание в проливе Дрейка не казалось лёгким. Здесь реально можно натолкнуться на дрейфующие льды и даже на айсберги. Летом (которое в этих широтах продолжается с ноября до марта) айсберги можно увидеть даже в северной части пролива, у берегов Огненной Земли. А зимой замерзает вся южная часть пролива.

Именно эти сложности плавания в водах вокруг Антарктиды, не позволила Джеймсу Куку во время его второго кругосветного плавания 1772 – 1774 годов открыть ещё один континент в дополнение к уже открытой им Австралии. Открытие выпало на долю русской экспедиции Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева в феврале 1820 года.  

В общем, пролив Дрейка – опасное место для плавания, а для небольшого парусного судна опасность повышается в разы. Хотя, конечно, пролив этот во многом замечателен. Циркумполярное течение во многом определяет погоду на планете. Кроме того, оно поднимает на поверхность воду из океанских глубин. Вода эта поглощает из атмосферы углекислый газ и вновь уходит на глубину. Таким образом, циркумполярное течение является одним из важных естественных механизмов, направленных на подавление глобального потепления. Модная сейчас тема!  

Название пролива

Пролив назван по имени английского мореплавателя и пирата 16-го века, которого королева Елизавета I посвятила в рыцари 4 апреля 1581 года. Заметим, посвящение происходило на палубе пиратского корабля, только-только возвратившегося из разбойного рейда вдоль тихоокеанского побережья Америки. Там Френсис Дрейк разграбил города и порты, принадлежавшие Испании, совершенно не ожидавшие налёта врагов с этой стороны. Но Дрейк в 1578 году обогнул Американский континент с юга, и оказавшись в роли волка в овчарне, порезвился на славу.

В Тихий океан Дрейк попал, пройдя Магелланов пролив. Однако многие, видя на карте пролив, названный именем великого мореплавателя, считают, что Дрейк проплыл через него первым и назвал своим именем по праву первооткрывателя. Но зачем опытному капитану было гнать свой корабль на несколько сот миль южнее в холодные и, как мы уже знаем, негостеприимные воды?

Магелланов пролив, конечно, в нескольких местах узок и не слишком глубок. Поэтому современные крупные грузовые суда и идут вокруг южной оконечности Америки через пролив Дрейка. В Магеллановом проливе они попросту застрянут. Фрегат же Дрейка был небольшого водоизмещения. Так что узкий пролив был для него вполне проходим.

Первыми прошли через волны и штормы пролива Дрейка голландцы. Произошло это только спустя пятьдесят лет после плавания знаменитого англичанина. В 1615 – 1616 годах моряки из города Хорн, решились повторить маршрут Магеллана, чтобы добраться до Молуккских островов, захваченных уже Голландской Ост-Индской компанией. Молуккские острова называли ещё Островами Пряностей, там выращивали гвоздику и душистый перец, мировой спрос на которые был необычайно велик. Так что прорыв на Молукки сулил такое же богатство, как попадание в золотые копи. Голландская Ост-Индская компания бдительно охраняла свою монополию, и её корабли сторожили выход из Магелланова пролива в Тихий океан. Так что авантюристов из Хорна, выбери они изведанную дорогу непременно бы задержали соотечественники. Поэтому смельчакам пришлось идти в обход материка более южным, более длинным и опасным путём. 29 января 1616 года  они обогнули мыс, который назвали мысом Горн в честь родного города, а затем благополучно прошли бушующий пролив.

Имя же Френсиса Дрейка было присвоено этому проливу уже в двадцатом веке моряками, участниками британской антарктической экспедиции.

Что впереди?

После того, как был открыт для судоходства Панамский канал, пролив Дрейка опустел. Лишь крупнотоннажные грузовые суда и контейнеровозы решаются проходить его суровые воды. Да ещё военные корабли классом не меньше крейсера лихо режут высокие штормовые волны. Корабли, следующие в Антарктиду, также иногда прокладывают здесь свой путь.

Может показаться странным, но многие считают, что в недалёком будущем судоходство в этом негостеприимном проливе станет живее. Главные надежды у них на туризм в Антарктиду.

Не будем вспоминать времена Беллинсгаузена и Лазарева. Даже в наши дни попасть в Антарктику нелегко, а трудности проживания там делают освоение шестого континента нашей планеты по сложности вполне сравнимым с освоением космоса. Но если в наше время серьёзно говорят о начале космического туризма, то, по-видимому, и туризм в Антарктиду ожидает подъём. Даже сейчас в сторону Антарктиды стартуют ежегодно несколько десятков туристических круизов.

Карта Антарктики и 3 попытки Дж. Кука приблизиться к Южному континенту
Карта Антарктики и 3 попытки Дж. Кука приблизиться к Южному континенту.

Не стоит этому удивляться. Круизы на кораблях ледового класса к Северному полюсу уже стали привычными. Их организуют многие туристические компании, и эти путешествия, несмотря на дороговизну, окупаются. Людям нравится романтика первооткрывателей, даже если трудности первооткрывательства максимально облегчены. Может быть, потому и нравится.  

Что можно увидеть в Антарктиде?

Даже «перерыв» на пандемию не охладил интереса энтузиастов к посещению труднодоступных холодных краёв.

Сейчас могучие ледокольные корабли могут доставить туристов на Северный полюс, так сказать, на макушку Земного шара. Антарктида, конечно, край более суровый, чем Арктика. Поэтому вряд ли в ближайшее время туристов ожидает высадка на Южном полюсе. Но в окрестностях самой южной точки планеты посмотреть им будет на что.

Существует два направления маршрутов круизов в Антарктиду. К западной оконечности континента корабли направляются из Аргентины или из Чили. К восточной части Антарктиды туристы отправляются из Австралии.

Начальным пунктом путешествия в Антарктиду из Южной Америки чаще всего является самый южный город на Земле Ушуая, принадлежащий Аргентине. Городок этот сам по себе достоин внимания. Бывший когда-то местом ссылки для преступников, нынче он живёт от туристических доходов, и потому выглядит красивеньким и ухоженным. Среди развлечений – поездка на раритетном поезде, который тянет старинный паровоз, по самой южной в мире железной дороге. Эту поездку иногда называют «Железнодорожным путешествием на краю света».

Ушуая находится на берегу пролива Бигль. Пролив получил своё название в честь брига «Бигль», совершившего кругосветное путешествие в 1831 —1836 годах. Корабельным учёным на «Бигле» в том путешествии был Чарльз Дарвин. Благодаря ему этот корабль и остался в памяти потомков. А благодаря кораблю, прошедшему здесь 10 июня 1834 года, получил имя и пролив. Одной из здешних туристических достопримечательностей является самый южный в мире маяк, который тоже показывают туристам.

Мыс Ханна на о. Ливингстон (Южные Шетландские острова) вблизи Антарктиды, популярный среди туристов
Мыс Ханна на о. Ливингстон (Южные Шетландские острова) вблизи Антарктиды, популярный среди туристов

Туристы, конечно, проплывают пролив Дрейка. Те, у кого нет морской болезни, любуются грозной красотой высоких волн. Те же, кто морской болезни подвержен, радуются, когда плавание происходит по более спокойным водам. Случается и такое!

Обычно круизы в Антарктиду включают высадку пассажиров на прибрежный лёд шестого континента, небольшой поход вглубь материка, плавание вдоль берегов и, иногда, посещение одной из научных станций. Кроме того, туристы посещают уникальные острова, расположенные в южных широтах. Это могут быть Южные Шетландские острова, где находится около десятка полярных станций. Кого-то везут на Фолклендские (Мальвинские) острова, единственное из постоянно населённых мест в приантарктическом регионе. На островах Южная Георгия когда-то останавливались китобои. Сейчас заброшенные китобойные базы восстановили, и они являются местной романтической достопримечательностью. На островах Короля Георга – множество пингвинов, и – диковинка в этих суровых краях – постоянный аэропорт.

Именно сюда из чилийского города Пунта-Аренас прилетают те, кто не боится трудностей и склонен к бóльшему риску. Здесь лихие туристы начинают совсем экстремальные туры к берегам Антарктиды на борту парусной яхты. Полная возможность представить себя на месте Джеймса Кука, а также Беллинсгаузена и Лазарева и совершить собственное открытие Антарктиды.  


Text.ru - 100.00%