Не гостеприимное место
Пролив Дрейка разделяет самую южную точку американского континента и Антарктиду. Он считается самым широким проливом в мире, более 820 километров. И по глубине это чемпион среди проливов. Здесь встречаются глубины свыше 5 километров.
Пролив Дрейка – очень неприятное место для мореплавателя. Здесь почти всегда холодно, ветрено и гуляют высокие волны. Причин тому несколько.
Во-первых, между 40° и 50° южной широты вокруг Антарктиды в направлении с востока на запад проходит мощное холодное течение. Течение это по-научному называется циркумполярным или, более поэтично, течением Западных Ветров. Поскольку на пути этого течения нет никаких крупных препятствий, оно движется с ускорением от более тёплых мест в районе Новой Зеландии к местам более холодным. И как раз в проливе Дрейка скорость циркумполярного течения максимальна, 14.5 километров в час. Её приходится преодолевать всем кораблям, идущим по проливу Дрейка из Атлантики в Тихий океан.
Во-вторых, не только ветры разгоняют течение, но и течение подгоняет ветер. В результате такого взаимного ускорения между 50° и 60° южной широты постоянно дуют сильные ветры, и сила шторма то и дело достигает десяти баллов по шкале Бофорта. Представьте себе, каково здесь было плавать под парусами в 17 – 19 веках! Недаром моряки прозвали эти широты «неистовыми пятидесятыми».
И, наконец, в-третьих, ещё одно обстоятельство, чтобы плавание в проливе Дрейка не казалось лёгким. Здесь реально можно натолкнуться на дрейфующие льды и даже на айсберги. Летом (которое в этих широтах продолжается с ноября до марта) айсберги можно увидеть даже в северной части пролива, у берегов Огненной Земли. А зимой замерзает вся южная часть пролива.
Именно эти сложности плавания в водах вокруг Антарктиды, не позволила Джеймсу Куку во время его второго кругосветного плавания 1772 – 1774 годов открыть ещё один континент в дополнение к уже открытой им Австралии. Открытие выпало на долю русской экспедиции Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева в феврале 1820 года.
В общем, пролив Дрейка – опасное место для плавания, а для небольшого парусного судна опасность повышается в разы. Хотя, конечно, пролив этот во многом замечателен. Циркумполярное течение во многом определяет погоду на планете. Кроме того, оно поднимает на поверхность воду из океанских глубин. Вода эта поглощает из атмосферы углекислый газ и вновь уходит на глубину. Таким образом, циркумполярное течение является одним из важных естественных механизмов, направленных на подавление глобального потепления. Модная сейчас тема!
Название пролива
Пролив назван по имени английского мореплавателя и пирата 16-го века, которого королева Елизавета I посвятила в рыцари 4 апреля 1581 года. Заметим, посвящение происходило на палубе пиратского корабля, только-только возвратившегося из разбойного рейда вдоль тихоокеанского побережья Америки. Там Френсис Дрейк разграбил города и порты, принадлежавшие Испании, совершенно не ожидавшие налёта врагов с этой стороны. Но Дрейк в 1578 году обогнул Американский континент с юга, и оказавшись в роли волка в овчарне, порезвился на славу.
В Тихий океан Дрейк попал, пройдя Магелланов пролив. Однако многие, видя на карте пролив, названный именем великого мореплавателя, считают, что Дрейк проплыл через него первым и назвал своим именем по праву первооткрывателя. Но зачем опытному капитану было гнать свой корабль на несколько сот миль южнее в холодные и, как мы уже знаем, негостеприимные воды?
Магелланов пролив, конечно, в нескольких местах узок и не слишком глубок. Поэтому современные крупные грузовые суда и идут вокруг южной оконечности Америки через пролив Дрейка. В Магеллановом проливе они попросту застрянут. Фрегат же Дрейка был небольшого водоизмещения. Так что узкий пролив был для него вполне проходим.
Первыми прошли через волны и штормы пролива Дрейка голландцы. Произошло это только спустя пятьдесят лет после плавания знаменитого англичанина. В 1615 – 1616 годах моряки из города Хорн, решились повторить маршрут Магеллана, чтобы добраться до Молуккских островов, захваченных уже Голландской Ост-Индской компанией. Молуккские острова называли ещё Островами Пряностей, там выращивали гвоздику и душистый перец, мировой спрос на которые был необычайно велик. Так что прорыв на Молукки сулил такое же богатство, как попадание в золотые копи. Голландская Ост-Индская компания бдительно охраняла свою монополию, и её корабли сторожили выход из Магелланова пролива в Тихий океан. Так что авантюристов из Хорна, выбери они изведанную дорогу непременно бы задержали соотечественники. Поэтому смельчакам пришлось идти в обход материка более южным, более длинным и опасным путём. 29 января 1616 года они обогнули мыс, который назвали мысом Горн в честь родного города, а затем благополучно прошли бушующий пролив.
Имя же Френсиса Дрейка было присвоено этому проливу уже в двадцатом веке моряками, участниками британской антарктической экспедиции.
Что впереди?
После того, как был открыт для судоходства Панамский канал, пролив Дрейка опустел. Лишь крупнотоннажные грузовые суда и контейнеровозы решаются проходить его суровые воды. Да ещё военные корабли классом не меньше крейсера лихо режут высокие штормовые волны. Корабли, следующие в Антарктиду, также иногда прокладывают здесь свой путь.
Может показаться странным, но многие считают, что в недалёком будущем судоходство в этом негостеприимном проливе станет живее. Главные надежды у них на туризм в Антарктиду.
Не будем вспоминать времена Беллинсгаузена и Лазарева. Даже в наши дни попасть в Антарктику нелегко, а трудности проживания там делают освоение шестого континента нашей планеты по сложности вполне сравнимым с освоением космоса. Но если в наше время серьёзно говорят о начале космического туризма, то, по-видимому, и туризм в Антарктиду ожидает подъём. Даже сейчас в сторону Антарктиды стартуют ежегодно несколько десятков туристических круизов.
Не стоит этому удивляться. Круизы на кораблях ледового класса к Северному полюсу уже стали привычными. Их организуют многие туристические компании, и эти путешествия, несмотря на дороговизну, окупаются. Людям нравится романтика первооткрывателей, даже если трудности первооткрывательства максимально облегчены. Может быть, потому и нравится.
Что можно увидеть в Антарктиде?
Даже «перерыв» на пандемию не охладил интереса энтузиастов к посещению труднодоступных холодных краёв.
Сейчас могучие ледокольные корабли могут доставить туристов на Северный полюс, так сказать, на макушку Земного шара. Антарктида, конечно, край более суровый, чем Арктика. Поэтому вряд ли в ближайшее время туристов ожидает высадка на Южном полюсе. Но в окрестностях самой южной точки планеты посмотреть им будет на что.
Существует два направления маршрутов круизов в Антарктиду. К западной оконечности континента корабли направляются из Аргентины или из Чили. К восточной части Антарктиды туристы отправляются из Австралии.
Начальным пунктом путешествия в Антарктиду из Южной Америки чаще всего является самый южный город на Земле Ушуая, принадлежащий Аргентине. Городок этот сам по себе достоин внимания. Бывший когда-то местом ссылки для преступников, нынче он живёт от туристических доходов, и потому выглядит красивеньким и ухоженным. Среди развлечений – поездка на раритетном поезде, который тянет старинный паровоз, по самой южной в мире железной дороге. Эту поездку иногда называют «Железнодорожным путешествием на краю света».
Ушуая находится на берегу пролива Бигль. Пролив получил своё название в честь брига «Бигль», совершившего кругосветное путешествие в 1831 —1836 годах. Корабельным учёным на «Бигле» в том путешествии был Чарльз Дарвин. Благодаря ему этот корабль и остался в памяти потомков. А благодаря кораблю, прошедшему здесь 10 июня 1834 года, получил имя и пролив. Одной из здешних туристических достопримечательностей является самый южный в мире маяк, который тоже показывают туристам.
Туристы, конечно, проплывают пролив Дрейка. Те, у кого нет морской болезни, любуются грозной красотой высоких волн. Те же, кто морской болезни подвержен, радуются, когда плавание происходит по более спокойным водам. Случается и такое!
Обычно круизы в Антарктиду включают высадку пассажиров на прибрежный лёд шестого континента, небольшой поход вглубь материка, плавание вдоль берегов и, иногда, посещение одной из научных станций. Кроме того, туристы посещают уникальные острова, расположенные в южных широтах. Это могут быть Южные Шетландские острова, где находится около десятка полярных станций. Кого-то везут на Фолклендские (Мальвинские) острова, единственное из постоянно населённых мест в приантарктическом регионе. На островах Южная Георгия когда-то останавливались китобои. Сейчас заброшенные китобойные базы восстановили, и они являются местной романтической достопримечательностью. На островах Короля Георга – множество пингвинов, и – диковинка в этих суровых краях – постоянный аэропорт.
Именно сюда из чилийского города Пунта-Аренас прилетают те, кто не боится трудностей и склонен к бóльшему риску. Здесь лихие туристы начинают совсем экстремальные туры к берегам Антарктиды на борту парусной яхты. Полная возможность представить себя на месте Джеймса Кука, а также Беллинсгаузена и Лазарева и совершить собственное открытие Антарктиды.