публичный образовательный интернет-портал

Колоссальный Сесил Родс

265 29/10/2021
Сесил Родс (1853–1902)
Колос Родсовский. Раскрашенная карикатура из лондонского журнала «Панч»
Колос Родсовский. Раскрашенная карикатура из лондонского журнала «Панч»

В номере английского юмористического журнала «Панч» от 10 декабря 1892 года появилась карикатура, которая потом многократно перепечатывалась и по этой причине стала широко известной. Карикатура называлась «The Rhodes Colossus». В переводе на русский следовало бы называть её «Колосс Родс», потому что на ней был изображён Сесил  Родс (Cecil John Rhodes; 1853 — 1902), британский бизнесмен, богатейший магнат Южной Африки и, как следствие, влиятельный политик. Он приобрёл (а где не приобрёл, там захватил) обширные земли в районе реки Замбези. Здесь было организовано немаленькое государство Родезия, названное так по имени Родса. В современный период это было единственное государство-эпоним, названное по личному имени человека. Но всё течёт, всё изменяется. 24 октября 1964 года страна Родезия, исчезла с карты Африки, а вместо неё появились две страны. На месте Северной Родезии возникла Замбия, а на месте Южной Родезии Зимбабве.

Фамилия Родса хорошо рифмовалась с одним из семи чудес Древнего мира, Колоссом Родосским. Это была статуя бога Гелиоса, покровителя острова Родоса, высотой около 35 метров. Из-за её огромности статую назвали Колоссом, а по месту расположения – Колоссом Родосским.

Как известно, из семи чудес света уцелели только египетские пирамиды. Колоссальная статуя на острове Родос была воздвигнута в 294—282 годах до н. э.  и простояла всего пятьдесят лет. Во время землетрясения ноги статуи подломились, и она упала. Восстанавливать Колосса не стали, и его обломки пролежали на земле почти 800 лет.

Колосс Родосский, конечно, потрясал воображение. Иначе вряд ли его запомнили бы на века. Впрочем, память потомков не сохранила ни подробного описания вида статуи, ни даже места, где её поставили. Принято считать, что Колосс стоял на входе в бухту Родоса, как своеобразная арка: одна нога его упиралась в один берег, вторая – в другой. Корабли, входя в порт, проплывали между ног статуи. Впрочем, профессиональные архитекторы и строители подвергают эту легенду вполне обоснованной и конструктивной критике. Но эффектная картинка уже запечатлелась в исторической памяти. В самом деле, красиво: одна нога здесь, другая – там, голова упирается в облака, а между ног проплывают кораблики.

Опубликованная карикатура апеллировала именно к образу Колосса Родосского. На ней Сесил  Родс изображался отважным покорителем Африки. Правая его нога стояла на южной оконечности континента, в Кейптауне, а левая – на севере Африки, в Египте. Чёрный континент покорно простирался между ног, ожидая покорения, колонизации и приобщения к европейской цивилизации. В том, что у Родса хватит на это и силы, и решительности, сомнений не было. На правом плече героя висела винтовка, а в правой руке он держал пробковый шлем, ставший к тому времени едва ли не символом колонизаторов. О приобщении к цивилизации напоминал телеграфный провод, растянутый между широко расставленными руками колоссального Родса. Это был символ одной из идей великого колонизатора, соединить Кейптаун с Каиром телеграфным кабелем, а затем и железной дорогой от мыса Доброй Надежды до Александрии.

Колосс Родосский. Художник Сальвадор Дали, 1954
Колосс Родосский. Художник Сальвадор Дали, 1954

Если вдуматься – мечта дерзновенная. Протяжённость Африки с севера на юг – более 8 тысяч километров. Для сравнения: 8 тысяч километров на карте России – это расстояние от Москвы до Хабаровска. Но ведь железную дорогу нельзя провести по прямой линии, поэтому длина планировавшейся Трансафриканской железной дороги должна была составить 11.5 тысяч километров. Если бы проект осуществился, это была бы самая длинная железнодорожная магистраль в мире!

Конечно, такой проект требовал немеряных затрат: по самым скромным оценкам – около 1 миллиарда фунтов стерлингов. Но подобная цифра вряд ли останавливала владельца компании «Де Бирс», которая занималась добычей алмазов в Южной Африке. И человека, привыкшего добиваться своего не только дипломатией и подкупом, но и грубой военной силой. Ведь одной из причин англо-бурских войн, с которых начался 20-й век, было стремление Родса захватить как можно бóльшие территории.

Но вряд ли можно было бы назвать Родса современным русским грубым словом «олигарх». Он не стремился только к личному обогащению. Родс был идейным колониалистом и империалистом, не отделявшим своё благосостояние от процветания викторианской Британской империи. Хотя слова «колониалист» и «империалист» сейчас тоже звучат, как ругательные. В свете «новой этики» активно обсуждается вопрос о сносе памятников Родсу в Южной Африке и даже в Оксфордском университете, где он проучился всего один семестр. Но в конце 19-го века быть империалистом значило быть прогрессором и нести африканцам свет культуры, одновременно расширяя границы Британской империи. В 1870-е годы телеграфные линии связи, проложенные даже через океан, соединили части этой империи информационно, линии железных дорог и пароходы должны были их связать физически.   

Трансафриканская железнодорожная линия, несмотря на потрясающую дороговизну её сооружения, окупилась бы в экономически приемлемые сроки хотя бы за счёт трансконтинентальной перевозки грузов от Средиземного моря и Кейптауна по всей Африке. . На продолжительную перспективу планировались также ответвления к ближайшим портам на побережье Индийского океана.

Но стальные пути были ещё и фактором политическим. Они связывали и соединяли не только предприятия и океанские порты, но и создавали нации.

В одном только Старом Свете примеров было предостаточно. Например, благодаря становлению единой железнодорожной сети в центре Европы вместо маленьких и с политической точки зрения слабых государств появилась единая, и потому могучая Германия. Причём появилась лет на двадцать раньше, чем это государство нарисовали на политической карте Европы. Железные дороги виртуально уменьшили громадные расстояния внутри Российской империи, приблизив окраины к столичным городам Петербургу и Москве и к центрам производства. Искусственно созданная Бельгия благодаря железнодорожной инфраструктуре стала государством процветающим и единым, несмотря на то, что в этом государстве жили два народа, традиционно не любящие друг друга. Из-за подобного объединительного эффекта правительства европейских стран охотно финансировали прокладку железных дорог как в метрополии, так и в колониях. Это тоже брал в расчёт тороватый Сесил  Родс, выступая с претенциозным проектом трансафриканской железной дороги.

Проект железной дороги от Кейптауна до Каира
Райанэйр у ворот.

Большинство дел, которые затевал Родс, завершались успешно. Но вот проложить железную дорогу через африканский материк ему не удалось. И об этом сейчас можно пожалеть так же, как о том, что огромные воздушные корабли-дирижабли проиграли битву за воздушное пространство юрким москитам-самолётам.

А ведь, казалось бы, какой красивый мог получиться результат! Разве не заманчиво было бы подняться в вагон «Трансафриканского экспресса» вроде вагонов знаменитого «Восточного экспресса» со всеми удобствами? Который понесёт пассажиров со головокружительной скоростью 45 миль в час из Кейптауна на север, а за окном будут меняться южноафриканские живописные пейзажи? Пройдёт всего два дня, и паровоз даст гудок, при въезде на ажурный мост, проходящий вблизи величественного водопада Виктория, названного именем великой королевы.  

А потом пройдут еще два дня пути, вероятно, самые скучные на этой дороге. Пассажиры, устав от экзотических пейзажей за окнами, займутся разговорами и лёгким, ни к чему не обязывающим флиртом. И вдруг все бросятся к окнам, в которых совершенно внезапно откроется водная гладь озера (которое тоже назвали Виктория). Прекрасная королева была, господа! И здесь, как нам скажет некий любитель географии, не расстающийся с бедекером, ровно половина нашего пути.

А затем, без малого четыре дня поезд будет следовать вдоль могучей реки Нил, которая течёт через саванну. За окнами – слоны и жирафы. Нил становится всё более полноводным и широким. Но пассажирам уже надоело глядеть в окно. Даже знаменитые храмы Луксора им не интересны. Последняя сотня миль, последние два часа пути! И вот путешественники, которые пересекли великий чёрный континент, прибывают на роскошный каирский вокзал, украшенный прозрачными восточными каменными кружевами. Они ни капельки не устали в удобном трансафриканском экспрессе. Спасибо вам, господин Родс за то, что вы твёрдой рукой вытащили дикий континент к свету культуры, образования и прогресса!

Впрочем, путь Африки к прогрессу и процветанию оказался не таким прекрасным, как воображаемая поездка на трансафриканском экспрессе. Цивилизаторские успехи и неудачи Сесила Родса оцениваются совсем с иной точки зрения, сильно отличающейся от той, которая считалась правильной в Британской империи, управлявшейся блаженной памяти королевой Викторией I.

В спорах забывается сложная история Южной Африки, завоевание которой происходило с двух сторон одновременно. С юга двигались белые англичане и буры, жестоко враждующие друг с другом. А с севера шли чернокожие завоеватели из племён зулу, обращавшие в рабство или уничтожавшие местных жителей бушменов, тоже чернокожих. Недаром флаг современной Южно-Африканской Республики такой цветастый!  

Сесил Родс весьма успешно плавал в этом горячем супе взаимной вражды народов и рас. Естественно, что он боролся не за общечеловеческие ценности (которые, кстати, тогда понимались, исключительно как ценности христианские). И история показала, что та сторона, за которую он воевал, принесла на завоёванную территорию, больше порядка, закона и безопасности. 

Например, страна Зимбабве, появившаяся на месте южной части Родезии известна сейчас в мире, как страна, переживающая перманентную гуманитарную катастрофу, а проще говоря, голод. Что же касается экономики, никаких достижений здесь нет. Кроме самой высокой в мире инфляции, когда цены измеряются в миллиардах. Зато местные коррумпированные начальники всерьёз обсуждают проблему избавления от могилы Сесила Родса. Появились требования эксгумировать его тело и отослать в Лондон. А то его упокоение в священной земле оскорбляет духи предков и даже приносит в окрестности неудачу и плохую погоду. 

Вести борьбу с покойниками легко и приятно!


Text.ru - 100.00%