
У многих из нас, у кого было советское детство оно прошло под лозунгом «Любите книгу, источник знания». В самом деле, до изобретения Интернета книга была главным источником любой информации. Если чего-то не было в книге, этого не было в мире. Недаром эксперты: историки, социологи, культурологи и экономисты считают книгопечатание главным изобретением человечества за две прошедших тысячи лет.
Не Максим Горький первым высказал мысль о том, что книга – источник знания. Уже в Средние века это было понятно всем грамотеям и не грамотным людям тоже. Книга, Библия, была прежде всего, источником знания Божественного. Без неё не возможно было вести церковные службы. Именно по этой причине чтение книг считалось уделом боговдохновенным, а переписывание книг – богоугодным занятием. Грамотеи и божьи люди в основном проживали в монастырях. Там и размножение книг сосредоточилось. Но сколько книг перепишешь вручную? И сколько ошибок при этом сделаешь?
Немецкий ювелир Иоганн Гутенберг (Johannes Gutenberg;1400 — 1468 в 1436 году изобрёл печатный станок. Но он не был первопечатником. Уже в 9 веке китайцы научились изготовлять гравюры и печатать с них оттиски в массовом количестве. В Корее за сто лет до Гутенберга придумали массовую печать с помощью наборных металлических литер, почти как это делал Гутенберг. Главным вкладом Гутенберга было внедрение в процесс печати винтового пресса, вроде того, который использовали виноделы для давки винограда и получения сока. Пресс равномерно прижимал металлический шрифт, смазанный краской, к бумаге и позволял делать множество копий одной страницы. Вот так, страница за страницей, печаталась книга. Не одна книга, а много книг, за один раз столько, что ни одному монаху такого количества за всю жизнь не переписать. Изобретение Гутенберга было ключом, открывшим путь к эре книгопечатания и к началу массового распространения информации, причём информации любой. Переписка книг в силу своей трудоемкости могла сойти за некоторое сакральное действие. Книгопечатание же сразу превратилось в бизнес. Напечатать стало возможным все, был бы сбыт. Типографии стали капиталистическими предприятиями, ориентирующимися на доход.
Технология книгопечатания была достаточно простой и вполне воспроизводимой. Когда в ходе одной из войн в 1462 году при взятии города Майнца, солдаты противника сожгли типографию Гутенберга, её работники, сами себя называвшие «детками Гутенберга», разбежались по другим городам. Как следствие во многих городах Европы появились типографии. Таким образом, печатать книги начали в самых разных городах и государствах.
Более всего преуспели типографы в Венеции. Этот город стал одним из первейших центров книгопечатания. В таком богатом, даже сверхбогатом городе, как Венеция, крутились очень крупные деньги. Следовательно, легче, чем в других городах можно было изыскать средства для создания типографии. Во-вторых, в Венеции типографам было легче сбывать произведенную продукцию. Венецианские корабли могли доставить книги по различным портам на различных берегах. Более того, оказалось, что кроме книг, огромной популярностью пользовались листки бумаги с отпечатанными на них новостями. Такие листки продавались дёшево. Они стоили одну мелкую венецианскую монетку, которую называли газеттой. Теперь понятно откуда происходит и идея газеты и даже само её название? Наконец, в 15-16 веках Венеция была самой образованной и самой вольнодумной частью Европы. Инквизиция здесь, конечно, существовала, но особенных зверств не проявляла. Жестоких гонений на инакомыслящих в Венеции не было никогода. Поэтому книгопечатание здесь не было опасным занятием. Более того оно оказалось прибыльным делом.
Венецианский книгоиздатель Альд Мануций (Aldus Pius Manutius; 1449 — 1515) был одним из самых известных книгоиздателей в тогдашнем мире. Он основал издательский дом Альда, который успешно работал при жизни хозяина и просуществовал еще почти сто лет после смерти основателя. Имя Полиграфисты и печатники почитают имя Альда Мануция не менее, чем имя Гутенберга. Книги, изданные в его венецианской типографии, называют «альдинами». Альдины – немногие образцы типографского искусства эпохи Возрождения, дошедшие до нашего времени.
Альд – что за странное имя? Это – местный вариант имени Тибальд. Тибальд Мануций был родом из городка Бассиано, который расположен в сотне километров к югу от Рима. Он родился в богатой семье, естественно, был хорошо образован. Основой тогдашней образованности были латынь и древнегреческий, и эти языки молодой человек знал в совершенстве.
Работа нашла родовитого и очень образованного Альда Мануция. Его приняли в дом княжей Карпи в качестве воспитателя принцев. Принцев! В настоящее время небольшой городок Карпи, что неподалёку от Модены, не сразу отыщешь на карте. Но в 15-м веке он был – ни много, ни мало – столицей княжества, хоть и небольшого, но самостоятельного государства. Когда Альд Мануций основал в Венеции в 1494 году типографию, один из бывших воспитанников, принц Альберто III Пио Карпи спонсировал его в этом начинании.
Книги издательского дома Альда стали широко известны по всему тогдашнему миру в первую очередь потому, что Мануций широко издавал древнегреческих авторов. В этом возникла необходимость, и для этого появилась возможность. После падения Византийской империи и её превращения в империю Османскую, возникла опасность того, что греческая культура и литература, сосредоточенные в школах и библиотеках Константинополя, который скоропостижно стал Стамбулом, придут в упадок, а многие труды древних, просто пропадут. Италия стала первым прибежищем большого числа учёных греков, которые эмигрировали из бывшего Константинополя. Они поселились в Риме, во Флоренции и в Венеции. Таким образом, к услугам Альда Мануция были и наборщики, и корректоры, и редакторы, и даже комментаторы высокой квалификации. Помимо древнегреческих авторов типография Мануция выпускала также книги латинских авторов, а также итальянцев. Среди итальянских читателей были популярны Данте, Петрарка и Боккаччо.
Популярность альдин обусловливалось также их очень высоким качеством. Поэтому на продукцию Альда ориентировались и другие издатели. Таким образом, явочным порядком сначала в Венеции, а затем и в печатнях других итальянских и европейских городов был создан стандарт печатной книга. Кроме больших книг, в половину и в четверть печатного листа, предназначавшихся, в первую очередь, для библиотек монастырей и университетов, Альдус Мануций начал печатать книги относительно небольшого размера, для личного пользования размером в восьмую часть печатного листа (in octavo). Если размер печатного листа времён Альда Мануция перевести в современные единицы измерения, получится приблизительно 60×108 см. Соответственно, формат in octavo приблизительно совпадал с форматом современного стандартного листа писчей бумаги, 30×21 см. С книгами такого компактного размера было удобно работать. Кроме того, их можно было взять с собой в поездку. Таким образом, качество печатной книги определялось не только ее содержанием, но и параметрами сугубо техническими. Переформулируя известное высказывание Чехова, можно сказать, что в книге всё должно быть прекрасно: и размер листа, и качество бумаги, и расположение текста на странице, и шрифт, которым набрана эта книга.
А что из себя представляет хорошая печатная книга? Ответ на этот вопрос с одной стороны прост, а с другой, сложен. Простой ответ даёт читатель: хорошую книгу можно читать быстро, и при этом чтение не утомляет глаз. Сложность возникает, когда типографы пытаемся выяснить, за счет чего это происходит. Оказывается, читаемость зависит от таких особенностей набора, как длина строки, расстояние между линиями, а также от формы шрифта, который печатники называют гарнитурой, и от размера шрифта, называемого в типографиях кеглем.
До того, как книги начали печатать, их переписывали. Но монастырские переписчики никуда не торопились, поэтому они писали не поспешной рукописной скорописью, плохо разбираемой при чтении. Они фактически прорисовывали буквы таким образом, чтобы их форма и размер были единообразными. При определённом разнообразии манускриптов, они были всё-таки и в значительной мере стандартизированы.
Первые образцы печатного шрифта типографы попросту скопировали с рукописного шрифта книг-манускриптов. Гарнитура этога шрифта называлась «антиквой» («древней») Антиква была шрифтом чётким и хорошо читаемым.
Но лучшее – враг хорошего. С самого начала типографского производства появились люди, профессионально занимавшиеся производством шрифтов и стремившиеся сделать книги еще более удобочитаемыми и потому красивыми.
Гутенберг первоначально вырезал шрифты для печати из твердого дерева, бука. Отсюда пошло русское слово «буква». От названия этого же дерева произошли также слова «Book», и «das Buch», которыми называют книги на английском и на немецком языках соответственно.
Но почти сразу же на смену деревянным шрифтам пришли шрифты металлические, отливаемые из специального сплава. Шрифтовик должен был совмещать навыки литейщика, гравера и обладать хорошим вкусом. Поэтому довольно часто в эту область приходили ювелиры. Собственно, и Иоганн Гутенберг до того, как занялся книгопечатанием, был ювелиром.
Шрифтовик Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450 –1518), который длительное время работал с Альдом Мануцием, тоже был сыном ювелира. Именно Гриффо придумал для типографии Мануция шрифт под названием «курсив».
Этот шрифт копировал рукописное написание букв. Само слово происходит от латинского словосочетания «cursiva littera», означающего «беглый почерк». При курсивном написании буквы наклоняются приблизительно на 15 градусов вправо (по ходу письма), а форма некоторых из них изменяется. Например, форма курсивных русских букв а, г, д, т (а, г, д, т) совершенно отличается от формы этих букв при обычной печати.
Самое главное достоинство курсивного письма состоит в том, что оно более убористое. Почему? Причина простая. Следующая буква начинается сразу же за предыдущей. Расстояния между буквами сокращаются до нуля! Благодаря этому Альд Мануций смог поместить в относительно небольшие книги формата in octavo содержание более крупных книг, напечатанных другим, не курсивным, шрифтом.
Имя Альда Мануция дошло до наших времён и помнится многими, кто занимался компьютерной вёрсткой книг или компьютерной типографикой. Первая программа компьютерной вёрстки PageMake была разработана американской компьютерной компанией Aldus, созданной в 1984 году и поглощённой впоследствии гигантом Adobe.