Остапа Бендера помните? А помните одну из его великих фраз: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения»? Часто говорят, что эту фразу сказал Генри Форд. Это не правда. Генри Форд таких слов не говорил. Зато он сделал всё, чтобы эти слова воплотить в жизнь.
С днём рождения!
27 сентября 1908 года произошло событие, изменившее мир. Не сразу, конечно, но, без сомнения, оно привело к огромным изменениям. В продажу начали поступать первые автомобили модели Ford T. Этот автомобиль выпускала Ford Motor Company на заводе, который находился в американском городе Детройте. Сам завод был основан в 1903 году промышленником Генри Фордом.
В то время автомобиль считался «игрушкой богатых мальчиков», и автопроизводители соревновались друг с другом, стремясь сделать эти игрушки покруче. Большие размеры, большие скорости, украшения кузова и в кабине. Генри Форд первым увидел нового покупателя, и создал для этого покупателя Ford T, двухместный автомобиль с бензиновым двигателем, полностью функциональный, но без излишеств. Этот автомобиль стоил достаточно недорого, чтобы любой труженик мог раскошелиться и позволить себе купить столь полезную вещь.
Железный конь
Автомобиль Ford T едва ли не сразу получил прозвище «жестяная Лизи». Почему жестяная, понятно, автомобиль делали из металла. А почему Лизи? Потому что это была самая распространённая в США лошадиная кличка. Железная лошадка имела четырёхцилиндровый двигатель объёмом почти в 3 литра и мощностью 20 л. с. Каждый, кто мог заплатить 850 долларов получал в пользование приличную тачку, которая могла нестись по американским дорогам со скоростью 40-45 миль в час (64-72 км/час). Кстати, американские дороги тогда были не очень, и такую скорость на них мог развить только смельчак, крепкий духом и телом.
Новая стратегия промышленного производства
Ни один автомобиль в США в те времена не стоил так дёшево, как Ford T. Цены на самые простые и незатейливые машины начинались с 1100 долларов. Средний годовой доход американца составлял 574 доллара. Это значило, что большинство американских семей могло себе позволить покупку автомобиля по цене, назначенной Генри Фордом.
Что же позволило ему столь драматически снизить цену на выпускаемые автомобили? Только применение конвейерного способа, позволявшего оптимизировать время сборки и уменьшить затраты.
Внедрение в процесс сборки автомобиля нового принципа организации труда положил начало стандартизации всех без исключения частей, из которых состоит автомобиль. Рабочий не крутится вокруг собираемого автомобиля, теряя время и мешая другим рабочим. Сборка сама перемещается к рабочему месту, где задерживается на некоторое время для выполнения определённой операции, после чего перемещается на следующую позицию. Каждый рабочий выполняет только одну определённую сборочную операцию. Детали и инструменты подвозятся к его позиции другими рабочими. Долой универсализм, даёшь специализацию!
Генри Форд не придумал собственно конвейер, но внедрил его в производство автомобилей, сделав его массовым, а значит, дешёвым. Кроме того, конвейерная сборка позволяла инженерам и организаторам по-новому организовать производство, выявлять и ликвидировать узкие места. Изменился и собственно труд рабочих, превратившихся в сборщиков. На завод к Форду шли охотно, он платил более высокую заработную плату. В то же время, работодатель предъявлял к рабочим дополнительные требования, как личного (ни капли спиртного!), так и общественного свойства (никаких профсоюзов!)
Высокая оплата и контроль за поведением работников позволили Форду обеспечить своим работникам определённые льготы при покупке автомобиля, изготавливаемого на собственном предприятии.
Благодаря усовершенствованиям Генри Форда Детройт стал центром автомобильной промышленности в стране. Автомобилю требуются сталь, стекло, резина. Таким образом успех «Ford Motor Company» повлёк за собой развитие других секторов промышленности. Появился постоянно растущий спрос на бензин, что стимулировало развитие нефтяной промышленности, а резкое увеличение числа автомобилей привело к массовому строительству разветвленной сети дорог. Собственный автомобиль сделал американцев более мобильными
Пионер массового производства
Производство автомобилей на заводах Форда стало началом современного, массового, производства. Собственно говоря, не Форд его придумал. Началом массового производства можно считать внедрение в обрабатывающее производство паровых машин, происшедшее в середине 18-го века в ходе промышленной революции в Великобритании.
Массовое производство стало возможно также разработке системы допусков, которая позволила производить взаимозаменяемые детали. Здесь большого успеха добились оружейники, среди которых был Сэмюэль Кольт, внедривший принципы конвейерного сборочного производства на своих заводах в Хартфорде ещё в середине 19-го века.
Начало серийного производства было заложено в США в начале 19-го века при производстве часов. Уже в 1840-х годах на бойнях в Чикаго применялся и конвейер. Туши, подвешенные на крюках, перемещались от раздельщика к раздельщику, и каждый рабочий на своём рабочем месте выполнял при этом только одну операцию
Хотя Форд был не первым, кто использовал технологию конвейерной сборки, именно он добился наилучших результатов, потому что рассчитывал на массовое потребление своего товара и всячески стимулировал это потребление. Кроме льгот, которые предоставлялись работникам при покупке автомобилей собственного производства, Форд демократизировал приобретение автомобиля, создав широкую сеть дилеров, и установив систему продаж автомобилей в кредит на долгий срок и на хороших условиях.
Искусство превратилось в ремесло
Следует сказать и о других последствиях воистину революционных нововведений Генри Форда. Новая технология сборки потребовала также изменения личных навыков рабочего, необходимых для успешной работы. Если раньше, при старой организации производства, каждый рабочий был универсалом и отвечал за изготовление и сборку всего автомобиля. Он выполнял свою работу вручную и имел стимул для развития всех своих умений.
Но при крупном серийном производстве вместе с взаимозаменяемостью деталей потребовалась и взаимозаменяемость работников. Сборка была разделена на небольшие повторяющиеся операции, не требующие от рабочих большого мастерства в традиционном смысле этого слова. Обучить стало возможным любого. С другой стороны, человек, работавший на конвейере и постоянно выполнявший одни и те же операции, тупел. Над этим посмеялся в фильме «Новые времена» Чарли Чаплин, герой которого сходит с ума, производя одну и ту же операцию, затягивая гайку.
Современные методы массового производства в конечном итоге изменили отношение людей к своей работе. Серийное производство заменило кустарный труд, а серийная сборочная линия положила конец ремесленным традициям, существовавшим веками. Рабочие, влюблённые в своё дело, уходили в ремонтники, где следовало «лечить» всю машину, а не собирать конкретный давно надоевший узел.
Или вдруг в итальянской деревне появляется небольшое предприятие, организованное бравым гонщиком Энцо Феррари, на котором виртуозы-рабочие практически вручную собирают самые прекрасные в мире автомобили. Правда, немного и ужасно дорогие.
Впрочем, это уже совсем другая история.