Каждый из нас когда-нибудь учился играть в шахматы. Не все в этом преуспели. Многие остались на уровне великого комбинатора Остапа Бендера, который твёрдо знал, что первый ход пешкой e2 – e4 никаких неожиданностей не принесёт, а там – видно будет. Но уж основы правил: какие бывают шахматные фигуры и как они ходят, выучили все.
Заметим, что запомнить форму шахматных фигур (их для каждого цвета 6, а всего 12) совсем не сложно. Даже трёхлетнему малышу это под силу. Дело в том, что форма у всех шахматных фигур почти всегда одинаковая, стандартная.
С одной стороны, это удивляет. Ведь в карточных играх, которые не менее популярны, чем шахматы, рисунки на картах (а их, с учётом тузов, 16, да ещё иногда один джокер) не стандартизируют. Более того, часто выпускают сувенирные наборы карт с очень своеобразными, иной раз, весьма фривольными, картинками. Почему бы и форму шахматных фигур не разнообразить под стать картам?
Но с другой стороны, стоит немного подумать, и всё становится понятным. Дело в том, что, играя в карты, мы сначала смотрим не на картинку, а на значение карты и на масть. А они тоже стандартизированы и изображаются единообразно в двух противоположных углах каждой карты. Только приняв решение и сделав ход, можно полюбоваться на картинку, которая для карты есть не более чем красивое платье для человека. Но и не менее.
В шахматах же значительность фигуры определяется её формой. И если форма шахмат от набора к набору меняется, это затрудняет и замедляет игру. Поэтому в данном случае – да здравствует единообразие!
Конечно, нестандартные шахматные наборы существуют, но чаще всего это – сувениры. Если кому-нибудь захочется всерьёз поиграть такими шахматами необычной формы, он тут же почувствует, как это неудобно, словно бежать со связанными ногами.
Шахматы были популярны в Европе издавна и сначала форма фигур была самой разнообразной. Но поскольку чаще всего в эти шахматы играли несколько человек, они довольно быстро привыкали к фигурам «собственной» формы, и это им не очень мешало.
По мере роста числа шахматистов росло и число шахматных наборов. В каждом из шахматных клубов: в парижском кафе «Режанс», в венском «Централе», в лондонском «Святом Георге» играли фигурами собственной, особенной, формы. А в той же Великобритании имелись ещё и наборы шахматных фигур с красивыми названиями Калверт, Эдинбург, Лунд, Меррифилд и многие другие. И форма фигур в каждом отличалась от таковой в других наборах.
И, оказалось, что это уже было не очень удобно. Во-первых, многие фигуры имели довольно сложную форму и потому были весьма дорогими в изготовлении. Во-вторых, хотя собственная форма – это прекрасно, но некоторые фигуры становились неуклюжими и очень легко опрокидывались. В-третьих, некоторые фигуры были настольно изящны, что разбивались, упав на пол, будто стеклянные. Ну, и конечно, как было уже сказано, из-за множества различных стилей стало трудно во время игры определять шахматные фигуры, если приходилось играть в незнакомом месте с иным набором шахматных фигур. Неудобство стало очевидным, разностилье в дизайне фигур попросту мешало играть. Это неудобство становилось трагическим, если проводились международные соревнования и чемпионаты. В каждой стране были наборы шахматных фигур собственной формы, да ещё и не по одному такому набору.
И тут появился ещё один набор. Его запатентовал в марте 1849 года Натаниэль Кук, а за выпуск взялась известная лондонская компания Джона Жака (John Jaques & Son), специализировавшаяся на производстве оборудования для различных игр: карточных колод, шаров и молотков для крикета, и шахматных наборов тоже. Кстати, Натаниэль Кук приходился зятем хозяину компании Джону Жаку. Ничего личного, только бизнес!
Новые шахматные наборы с изящными фигурками из слоновой кости поступили в продажу 29 сентября 1849 года. Компания Жака правильно оценила высокий потенциал рынка. Любителей шахмат к середине 19-го века было много и были они, как правило, людьми состоятельными. Для любителей же шахмат победнее выпускали наборы деревянных фигур. Начало продаж новых шахматных наборов сопровождала массовая реклама. Натаниэль Кук был редактором крупной газеты, в которой печатал свои статьи лучший шахматист Великобритании, Говард Стаунтон (Howard Staunton; 1810 — 1874), который по факту считался тогда и лучшим шахматистом мира. В день начала продаж в своей колонке Стаунтон одобрил дизайн фигур и рекомендовал своим читателям пользоваться именно набором компании Жака. Буквально в следующем номере новые шахматные фигуры были названы «стаунтоновскими». Чуть позже Стаунтон ставил свою подпись на внутренней части шахматных досок, которые выпускала компания «John Jaques & Son». А в рамках одного из мероприятий к каждой коробке придавали бесплатно учебник шахматной игры Стаутона.
Дизайн фигурок, в самом деле, был отличный. Самой высокой фигурой на доске был, естественно король. Без утяжеления его «рост» был 3.5 дюйма (8.9 см). Выпускались и более высокие фигурки королей, 4.4 дюйма (11.1 см), но для того, чтобы они были устойчивыми, их утяжеляли. Соответственно утяжеляли и другие фигуры набора. Король был увенчан высокой короной с крестом, у ферзя (то есть, у королевы) корона была пониже, с шариком. Наше время толерантное, поэтому сейчас чаще всего корону короля венчает не крест, а острие.
Слон или офицер по-английски называется «bishop» («епископ»), поэтому его венчает подобие митры католического священоначальника. Силуэт коня скопировали с конской головы, изображённой на афинском Парфеноне. Это было не просто поклонение античным образцам. В начале 19-го века прогремел скандал с мраморными рельефами, которые вывез из Греции британский коллекционер лорд Элгин. Так что профили парфенонских коней были известны широкой публике. Ладья копировала башню средневекового замка. Первоначально изготовители метили фигуры, которые должны были стоять на королевском фланге, крестиком.
Стаунтон использовал свой чемпионский авторитет для того, чтобы внедрить «стаунтоновские» шахматные фигуры во всех европейских шахматных клубах. Большого сопротивления со стороны шахматной общественности это не вызвало. Фигуры, действительно, оказались удобными и для шахматистов, и для зрителей, наблюдавших за игрой. Фигуру высотой около 10 сантиметров трудно не заметить, даже издалека.
Тому, что стаунтоновские шахматные фигуры стали фактическим стандартом, способствовала и относительно невысокая стоимость этих наборов. Кроме того, компания «John Jaques & Son» выпускала и более дешёвые наборы шахмат с более мелкими фигурами, повторяющими, однако общий дизайн.
Сейчас руководящие органы шахматных турниров указывают в положении о турнире, что игра должна вестись только стаунтоновскими фигурами. Это требование считается само собой разумеющимся и никем не оспаривается. Более того, стаунтоновские фигуры так прочно вошли в общественное сознание, что теперь любой человек, интересующийся шахматами, говоря о любимой игре, представляет шахматные фигуры именно такими, какими сто пятьдесят лет назад их изобразил Натаниэль Кук и изготовил из слоновой кости Джон Жак. Кстати, с 1939 года компания Жака прекратила использовать слоновую кость для выпуска своих изделий, отреагировав на критику защитников природы вообще и африканских слонов в частности.