публичный образовательный интернет-портал

Чья Аравия? Саудовская!

232 18/08/2021
Тэги: #нефть
Саудовская Аравия
Абдул-Азиз ибн Сауд – первый король Саудовской Аравии
Абдул-Азиз ибн Сауд – первый король Саудовской Аравии

Времена меняются, и всё меняется вместе с ними. Кто бы сто лет назад мог представить, что мир будет интересовать то, что происходит на Аравийском полуострове? С точки зрения тогдашнего европейца ничего хорошего в жарких и скудных пустынях произрасти не могло. Сказкам о сказочных богатствах сказочной Аравии никто не верил, справедливо считая их россказнями вроде «Тысячи и одной ночи».

Так вот, в мире вряд ли обратили внимание на незначительное событие, происшедшее в Аравии в 1932 году. Один из аравийских кланов, а именно, клан саудитов, захватил практически всю территорию Аравийского полуострова. Глава этого клана с длинным, как это положено у арабов, именем Абдель Азиз ибн Абдаррахман аль-Фейсал ибн Турки Абдаллах ибн Муххамед аль-Сауд (1880 - 1953) объявил себя королём нового государства, Саудовской Аравии.

Пометить государство своей фамилией – это, безусловно, круто даже по европейским меркам. В Европе таким образом названо небольшое княжество Лихтенштейн и ещё более мелкая республика Сан-Марино, в Южной Америке – Боливия и Колумбия. И всё же появление на карте Саудовской Аравии осталось незамеченным.

Идея пометить страну своей фамилией может показаться даже смешной. Напоминает времена советских коммуналок, когда хозяин жилплощади в честность соседей не верит по умолчанию. А потому метит своими инициалами принадлежащее ему имущество. Чтобы не скрали. Зощенко, да и только!

Впрочем, у клана саудитов уже имелся печальный опыт потери царства. Тут мы углубляемся в историю захватывающую, но европейцам практически неизвестную. В 1890 году соседний клан, семейство Рашиди, захватил всю контролируемую саудитами немалую территорию в центральной Аравии, горное плато под названием Неджд, в том числе, город Эр-Риад. Членам семейства Саудов пришлось бежать в Кувейт. Абдаррахман, отец Абдель Азиза выпросил у турецкого губернатора ежемесячную пенсию в шестьдесят турецких лир для себя и своей семьи. Аравия в то время была отдалённой провинцией Османской империи, поэтому и деньги там ходили турецкие, и губернатор назначался из Стамбула.

Образование Саудовской Аравии 1902 – 1933
Образование Саудовской Аравии 1902 – 1933.

Но юному Абдель Азизу не подобало сидеть дома, смирившись с печальной действительностью. Наследник участвовал в разбойничьих забавах, совершая вылазки на оккупированную чужаками территорию Неджда. Кроме того, находясь в Кувейте, он постоянно гостил у своего родственника эмира этого княжества, которого звали Мубарак аль-Сабах. Это была хорошая школа государственного руководства. Впрочем, для Саудов тогда важнее было вернуть своё

Весной 1901 года наступил час войны. Абдель Азиз во главе крупного отряда, в который входили его ближние и дальние родственники, вторгся в пределы Неджда, грабя и убивая союзников враждебного клана Рашиди.

Вылазка удалась, Абдель Азиз захватил богатую добычу. Как следствие, родственники зауважали молодого Сауда и на сторону саудитов перешло более 200 племен. Абдель Азиз смог собрать серьёзную силу, шестьдесят всадников. И вот в ночь с 15 на 16 января 1902 года этот отряд приблизился к Эр-Рияду. Группа «штурмовиков», состоявшая из двадцати воинов, захватила цитадель и убила губернатора, поставленного врагами Рашиди.

Если смотреть из Стамбула, Рашиди был законным, вроде бы, правителем. Поэтому ему на помощь в 1904 году из центра прислали войска, дабы наказать бунтовщиков. Однако Абдель Азиз умело перегруппировал войска и лихо напал на «миротворцев». Те быстро ретировались, поскольку складывать голову, участвуя в разборках диких туземцев, никому не хотелось. В 1906 году Рашиди был свергнут и, естественно, убит. Хвала Аллаху, справедливость восторжествовала.

После победы Абдель Азиз занялся укреплением своего царства. Первым его грамотным шагом в этом направлении было вооружение и обучение войска. А во-вторых, правитель понял, что лучшая опора расписного шатра правителя – столб веры. По этой причине Абдель Азиз объявил себя сторонником истинной веры, то есть, ваххабитом. 

Следует сказать, что подобный шаг в шестнадцатом веке в Европе делали многие правители и даже короли, объявляя себя сторонниками реформации. Реформация – это ведь христианский фундаментализм, попытка вернуться к основам евангельского христианства. Ваххабизм же – это фундаментализм исламский, возвращение к «истинному» исламу. Ваххабиты полагают, что такую веру исповедовало поколение Пророка, а также еще два поколения после него. А затем – говорят они – пошла порча и искажение единственно верного учения. Беда была в том, что мусульмане пытались жить по законам завоёванных народов и приспосабливали ислам к их обычаям. А делать этого не следовало.

И в этом была определённая правда. Первобытный ислам весьма подходил к первобытному образу жизни, который вели кочевники в Аравийской пустыне в начале двадцатого века. Первобытный, в данном случае, не значит, примитивный. Старая вера была во вполне рабочем состоянии просто потому, что жизнь аравийских бедуинов за тринадцать столетий, прошедших от проповедей Пророка, мало изменилась.  Разве что они освоили огнестрельное оружие. 

А вот в том мире, который продвинулся гораздо дальше, уже заваривалась мировая война, дело, как оказалось, совсем не шуточное.  Европейские державы смотрели на Османскую империю как на умирающего дядюшку. Столпившись у смертного одра, они алчно прикидывали, что кому достанется. У кандидата в покойники добра было немало. 

Англия примерялась к Ираку, территории, где когда-то находился Вавилон, земле богатой и нефтеносной. Это было вполне понятно. Уже забегали автомобили, нефть переставала быть лекарством, которое в аптеках продавали в бутылочках ёмкостью по пол литра, а превращалась в стратегическое сырье. К югу от Ирака лежала Аравия, как уже было сказано, дикая и никому не нужная пустыня. Главную ценность на Аравийском полуострове имели порты Мускат и Аден. Эти порты контролировали выход в Индийский океан из Персидского залива и из Красного моря. Ещё был Хиджаз на побережье Красного моря. Здесь находились священные для мусульман города Мекка и Медина. Именно из-за их ценности у приверженцев ислама турки еще в 1908 году провели туда железную дорогу из Дамаска. 

Великобритания уже надёжно контролировала Мускат и Аден. Естественно, это были ворота в Индию. В Хиджаз же начали приезжать историки, археологи и офицеры британской разведки (иногда эти функции совмещались). Они пытались подружиться с местными султанами-царьками-шейхами для того, чтобы поднять в этих краях восстание против Турции, если война вспыхнет. 

Посулы и денежные подарки распределялись в соответствии с важностью той или иной области для интересов империи. Поэтому британцы усиленно обхаживали правителя Хиджаза и Мекки Хусейна ибн Али аль-Хашими (1854 — 1931). Он был уважаем среди мусульман не только потому, что владел святыми городами Меккой и Мединой. Помимо этого хашимиты были единоплеменниками Мухаммада. А, значит Хусейн имел больше шансов стать властителем Аравии, чем Абдель Азиз. Ясно, что сам Абдель Азиз придерживался прямо противоположного мнения. Это противоречие выливалось в бесконечные стычки между хашимитами и саудитами.

С началом Первой мировой войны оба семейства выступили на стороне британской армии против Османской империи. Ставки были высоки для обоих кланов, но особенно для хашимитов. Поэтому Великобритания не скупилась. Она обещала самого Хусейна признать королём всей Аравии, а обоих его сыновей, Фейсала и Абдаллу, сделать правителями двух богатейших стран: Сирии и Ирака. 5 июня 1916 года Хусейн Хашими поднял восстание против османов, а в ноябре того же года провозгласил себя королем Аравии. 

Но так вышло, что союзники, Англия и Франция, уже заключили между собой тайное соглашение о разделе бывших турецких провинций. Это соглашение называют соглашением Сайса-Пико 1916 года по фамилиям двух дипломатов, которые проводили эти тайные переговоры. Согласно соглашению Сайса-Пико Сирия и Ливан отходили Франции. Поэтому Фейсалу предложили стать королем не в Дамаске, а в Багдаде. Абдалле же вместо богатейшего Ирака выгородили часть пустыни на восточном берегу реки Иордан и Мертвого моря. Это место назвали королевством Трансиордании (то есть, Заиорданьем) и сказали: ты будешь править тут. Их же отца, Хусейна, признали только королем Хиджаза, а не королем всей Аравии. Дело в том, что соперникам-саудитам был обещан султанат в Наджде, в центральной Аравии.

Всходы посеянной вражды не заставили себя долго ждать. С 1919 по 1924 год на Аравийском полуострове шли войны между Абдель Азизом аль-Саудом и семейством аль-Хашими. В результате Абдель Азиз захватил почти весь Аравийский полуостров и 8 января 1926 года в Большой Мечети Мекки провозгласил себя королем Хиджаза, султаном Неджда и присоединенных областей. А с 1932 года его государство стало называться Саудовской Аравией. Поскольку управляли и управляют этим государством саудиты, сыновья и внуки первого короля Абдель Азиза. 

В марте 1938 года в Саудовской Аравии были обнаружены огромные запасы нефти. А 7 августа 1939 года саудовские нефтяные месторождения начала эксплуатировать американская компания «Стандард Ойл». Вскоре после этого Саудовская Аравия стала одной из самых богатых стран в мусульманском мире.

Хашимитам повезло меньше. Внук Фейсала I, тоже Фейсал, был убит в 1958 году в ходе социалистической революции в Ираке. Большой радости стране это, кажется, не принесло, ведь спустя несколько лет в Багдаде воцарился арабский социалист и по совместительству диктатор Саддам Хусейн. Воцарился он всерьез и надолго. Он исправно покупал советское оружие, расплачиваясь за это деньгами, полученными от продажи нефти. А чаще всего, ничем не расплачиваясь, а только провозглашая антиимпериалистические лозунги.

Королевство Иордания, где правят потомки Абдаллы, не богато природными ресурсами. Кстати, и хашимиты, подобно саудитам, надёжно пометили свое владение. Полное название его – Хашимитское королевство Иордания.