публичный образовательный интернет-портал

Может ли читать незрячий? Луи Брайль и его азбука

223 29/07/2021
Памятник Луи Брайлю в Буэнос-Айресе
Луи Брайль и его шрифт
Луи Брайль и его шрифт

Как известно, максимальный объём информации человек получает с помощью зрения. В таком случае, потеряв зрение, он становится беспомощным? Нет! В этом случае обостряются другие чувства. Однако, всё же полной компенсации утраченного не достигнуть! Мало того, что человек обречён на жизнь во тьме. К тому же для него оказывается потерянными книги и чтение, то есть основной источник информации в современной жизни.

И всё же, это не так! Благодаря изобретению француза Луи Брайль (Louis Braille;1809-1852) люди, потерявшие зрение, могут читать. Для них изготовляются книги, где информация напечатана особыми рельефными знаками, шрифтом Брайля. Осязание заменяет зрение. Слепые ощупывают пальцами знаки, складывают из них слова и воспринимают информацию практически с той же скоростью, что и зрячие. Шрифт Брайля используют не только для печати книг для слепых и плохо видящих. Шрифтом Брайля обозначают номера этажей в лифтах, что делает общественные места доступными для людей с плохим зрением. А таблички с информацией, напечатанной шрифтом Брайля, и аудиогиды, открывают для них музеи и выставки.

Азбука Брайля
Азбука Брайля (русский алфавит)

Имеются пишущие машинки со специальной клавиатурой для слепых. И работа на компьютере для них сейчас доступна. Во-первых, есть клавиатуры со шрифтом Брайля, а во-вторых, текст с экрана может отображаться на специальной панели в виде символов, позволяющих считывать их пальцами.  Ну, и создатели многих программ, заботясь о людях с плохим зрением, обеспечивают дублирование выводимой информации голосом.

Луи Брайль, открывший своим изобретением путь к общечеловеческим источникам информации для людей со слабым зрением, сам ослеп в трёхлетнем возрасте. Он был младшим сыном шорника из небольшого французского городка Кувре (Coupvray). Играя в мастерской, где работал его отец, мальчик поранил глаз, который воспалился. Инфекция перешла на здоровый глаз и Луи полностью ослеп.  Его ожидала печальная судьба.

Отец попытался, насколько мог, исправить беду. Он научил сына грамоте. Луи обучили алфавиту с помощью вырезанных из дерева букв. Он выучил их, ощупывая каждую. А писать Луи выучился с помощью транспаранта из картона, в котором были сделаны прорези для того, чтобы направлять карандаш. Когда ему исполнилось семь лет, Луи пошёл в городскую школу и очень скоро стал там лучшим учеником. При этом он только слушал рассказы учителей, не записывая. А когда Луи исполнилось десять лет, его отправили в Париж, в специально устроенный там государственный институт для незрячих детей.

Азбука Брайля (Латиница)
Азбука Брайля (Латиница)

Всех воспитанников в институте обучали какой-нибудь полезной специальности, которая могла бы их прокормить в будущем. Луи Брайль, имея способности к музыке и хороший слух освоил клавишные музыкальные инструменты, пианино и орган и стал работать органистом в многочисленных парижских церквях.

Луи Брайль проявил прекрасные способности, и в 1828 году, по окончании обучения в Парижском институте, его оставили там на должности младшего учителя. Это была замечательная карьера. Молодой человек теперь мог быть уверен, что не будет ни голодным, ни нищим.

Хотя учащиеся в институте в основном обучались, слушая учителя и запоминая сказанное, в учебном заведении были также книги. Способ печати книг для слепых разработал основатель института Валентин Гаюи  (Valentin Haüy; 1745—1822). Он предложил печатать их на толстой бумаге, делая буквы и знаки выпуклыми. Брайль, обучаясь в институте, читал эти книги, хотя их было совсем немного.

 

Ночная азбука Барбье и пример депеши
Ночная азбука Барбье и пример депеши

Процесс чтения оказался неудобным, медленным. Каждую букву приходилось ощупывать слишком долго. К тому же среди букв было довольно много похожих, которые и на взгляд не всегда легко отличить. Такими буквами были, например, Q и O, C и G. На ощупь различия были ещё менее заметны, и это сильно замедляло чтение. Книги следовало печатать по-другому, но как?

Идея печатать книги для плохо видящих специальным шрифтом пришла в голову Луи Брайля, когда он ещё обучался в институте. Когда ему было 12 лет, он побывал на лекции капитана-артиллериста Николя-Шарля-Мари Барбье (Nicolas-Charles-Marie Barbier de La Serre; 1767—1841). Тот служил в армии Наполеона и занимался криптографией. В 1808 году Барбье разработал так называемую «ночную азбуку». Письмо, написанное этой азбукой можно было читать наощупь в темноте, не зажигая света, а, следовательно, не позволяя противнику обнаружить свою позицию. Депеша, написанная «ночной азбукой», писалась на толстой бумаге. Символы в письме представляли собой два столбца по шесть строчек в каждом, итого, по 12 элементов на один символ. Некоторые элементы каждого символа выдавливались с помощью специального шила и становились выпуклыми. Благодаря этому, каждый из символов «ночной азбуки», которыми было написано сообщение, можно было различить на ощупь.

Печатающая машинка для шрифта Брайля
Печатающая машинка для шрифта Брайля

Для кодирования сообщений Барбье придумал специальную таблицу, состоящую из шести строк и шести столбцов, всего 36 ячеек. В каждую ячейку записывалась одна из букв французского алфавита, а также некоторые двухбуквенные и трёхбуквенные сочетания, которые во французском языке имеют место быть. При передаче сообщений с помощью «ночной азбуки» первый столбец депеши означал номер строки кодировочной таблицы, а следующий – номер столбца. Кодируемый символ или группа символов находились в таблице на пересечении столбца и строки.

К примеру, буква p стоит в кодировочной таблице в 4-й строке и в 1-м столбце. Значит в символе «ночной азбуки» для изображения этой буквы пробивали в левом столбце пробивали 4 элемента, а в правом - 1.

Кодировочную таблицу было легко смените, если она становилась известной противнику. После такой замены сообщения, передаваемые с помощью азбуки Барбье, снова становились нечитаемыми, для тех, кому они не предназначались.

Барбье полагал, что на тех же принципах можно создать азбуку для слепых, с помощью которой незрячие люди смогут овладеть чтением. Брайль попытался осуществить эту идею. И ему это удалось! Луи Брайль изобрёл свою азбуку для слабовидящих была в 1824 году. Тогда ему исполнилось всего 15 лет!

Брайль представил каждый символ своей азбуки в виде 2 столбцов и 3 строчек, то есть всего из 6 точек. Именно такое максимальное число точек можно определить за одно касание пальца. 6 точек, позволяют закодировать 63 символа и пробел.

Азбука Брайля оказалась удобной и легкой в изучении. Она обеспечивала достаточную скорость чтения пальцами, только втрое медленнее скорости чтения глазами!  Для того чтобы ускорить этот процесс и уменьшить объем книг, которые приходилось печатать на листах большого формата из плотной бумаги, Луи Брайль придумал множество стандартных сокращений. Кроме того, он разработал устройства для ведения записей. В 1834 году система Брайля была в основном закончена. С тех пор она используется практически без изменений. В каждой стране были разработаны национальные шрифты.