Генри Форд – американский инженер и бизнесмен, один из первых производителей автомобилей. В памяти человечества он останется как человек, сделавший автомобиль недорогим и надёжным средством передвижения.
Благодаря чему Форд добился успеха? В первую очередь потому, что на своём предприятии он изменил методы работы и многократно повысил производительность труда. Фактически Форд превратил производство автомобилей в отрасль промышленности. Не мастерская, а завод! Не вдохновенный умелец, а образованный инженер! Не индивидуальное, а массовое производство!
Когда в 1947 году в возрасте 84 лет Генри Форд покинул этот мир, он был миллиардером, патриархом одного из богатейших семейств Америки и главой индустриальной империи. Такими свершениями естественно гордиться. Но главное, Генри Форд стал одним из людей, определившим так называемый американский образ жизни с его характерными ценностями. Чёрный Ford T, изготовленный на конвейере завода в Детройте, выставлен во многих музеях как произведение человеческого гения, сравнимое с выдающимися произведениями искусства.
Биография
Генри Форд родился 30 июня 1863 года в Дирборне, штат Мичиган в семье выходцев из Ирландии. Дирборн – небольшой посёлок в окрестностях Детройта, где семейство Фордов занималось фермерством.
Но Генри с юных лет проявлял удивительные способности не к фермерскому труду, а к механике. Окончив среднюю школу в родном Дирборне, парень перебрался в Детройт, где стал работать слесарем-механиком. Вскоре после этого он вернулся в Дирборн, где некоторое время зарабатывал на жизнь механиком парового двигателя. В 1888 году он женился на Кларе Джейн Брайант. Супруги прожили совместно долгую жизнь, родив в браке единственного ребенка, Эдсела Брайанта Форда (1893 — 1943).
Форд вернулся в Детройт в 1891 году и стал работать механиком в компании Эдисона. В свободное время он строил свой первый автомобиль и построил его в 1896 году. Этот автомобиль в принципе не отличался от первых европейских автомобилей Даймлера и Бенца: четыре колеса, двухцилиндровый четырехтактный двигатель с водяным охлаждением, без заднего хода.
В 1903 году Форд основал компанию «Ford Motor», в которой он владел 25.5% акций. В это время он был гордым владельцем нескольких патентов и прототипа будущего автомобиля, который даже не был закончен. Партнёрами Форда были братья Джон и Гораций Доджи, которые взялись производить двигатели.
Первый из «Фордов»
Нельзя сказать, что партнёрство было беспроблемным. Братья Доджи считали автомобиль недешёвой игрушкой для богатых людей и потому хотели выпускать дорогие и даже роскошные автомобили, в то время, как Г. Форд нацелился на противоположный сегмент рынка: простой и потому дешёвый автомобиль, популярный среди широких масс американцев. Споры о будущем пути нарождающегося предприятия оказались настолько серьезными, что Ford выкупил у братьев часть их доли и стал владельцем половины акций. Теперь его голос был решающим. Компания начинает выпуск автомобиля Ford T, который поступил в продажу в 1908 году. Ставка на массового покупателя оправдалась. Через пять лет предприятие Генри Форда выпускало в год 25 тысяч автомобилей по цене 500 долларов. Спрос был велик и ни один автопроизводитель его удовлетворить не мог. Ежегодная прибыль компании составляла одиннадцать миллионов долларов.
Новаторство
В 1907 году Генри Форд приобрёл в городке Хайленд-Парк в окрестностях Детройта 16 гектаров земли, где запланировал строительство автозавода. Завод построили точно в срок и в 1909 году он начал работу. Огромное предприятие, построенное по последнему слову техники: электричество, просторные цеха со стеклянными крышами, хорошо освещённые и хорошо проветриваемые. И конвейер…
Первый сборочный конвейер был запущен именно на этом заводе в апреле 1913 года.
Конвейер – не изобретение Генри Форда, но благодаря конвейерной сборке он смог достичь значительного повышения производительности труда. Раньше автомобиль стоял на месте, а вокруг него, собирая, как муравьи суетились рабочие. Сборка одной машины продолжалась 12 часов 28 минут. При новой организации труда рабочие стояли на своих позициях, куда подавались детали, а мимо них двигалась рама, постепенно превращаясь в автомобиль. Рабочих стало больше, но каждый делал только одну простую операцию. Из-за отточенной организации производства общая производительность труда повышалась. Время сборки автомобиля сократилось более чем вдвое. Это, во-первых.
Вторым фактором, подстёгивавшим производительность на заводе Форда, была необычайно высокая заработная плата рабочих (по мнению конкурентов, «непомерная»). Но Генри Форд совсем не был социалистом, а профсоюзы на его заводе были запрещены. Расчёт был проще. Рабочие дорожили своим местом, а потому подчинялись жёстким правилам, которые Форд ввёл у себя на производстве. Пьянству был, действительно, объявлен бой. Рабочим буквально навязывали здоровый образ жизни. И да, заработная плата у белых рабочих и у цветных была одинаковая.
Кстати, большие деньги, которые Форд платил рабочим, частично возвращались к нему. Его рабочие, имея «лишние» деньги, стали одними из главных покупателей Ford T, который сами же и собирали и который единственный из всех американских автомобилей был им по карману.
Действия Форда, подхлестнули весь американский бизнес и заставили хозяев задуматься об улучшении условий работы наёмных рабочих. Сначала конкуренты Форда, потом связанные с ними предприниматели начали повышать зарплаты. С 1926 года вслед за Фордом они уменьшили длительность рабочей недели до 5 дней, при сохранении той же месячной зарплаты. Вскоре по всей Америке новым трудовым стандартом стала не только «пятидневка» и восьмичасовый рабочий день, но также оплачиваемый отпуск
В-третьих, Форд всерьёз озаботился продажами и создал плотную сеть дилерских центров по всей стране. Эти центры поддерживали тесные отношения с заводом-производителем. Они обладали некоторым количеством средств, которые позволили продвигать продажи в рассрочку.
Пацифист и монополист
В Первую мировую войну США вступили поздно, 6 апреля 1917 года. Когда Европа уже полыхала, Форд прилагал усилия, чтобы прекратить войну и установить мир, или, по крайней мере, предотвратить вступление в войну Соединённых Штатов. Впрочем, когда Форд понял, что война неизбежна, он забыл про пацифизм и поставил все свои заводы на службу правительству, заключил многомиллионные контракты на производство военных транспортных средств и оружия.
Война войной, а прибыли – дело святое. Форд владел половиной акций компании, названной его именем. Но это не отменяло протестов миноритарных акционеров, которые сопротивлялись решению Форда вкладывать прибыли в расширение компании, и по возможности не выплачивать дивиденды. Больше всего «мутили воду» братья Джон и Горацио Доджи, которые открыли собственное автомобильное предприятие. В 1919 году суд заставил Форда распределить своим акционерам почти двадцать миллионов долларов. Форд отреагировал жёстко. В течение нескольких недель, он, вложив более ста миллионов долларов, выкупил почти всех акции Ford Motor Company.
Чтобы иметь возможность контролировать все этапы производства и продажи своих автомобилей, Форд пошёл по пути монополизации производства. Автомобильное предприятие начало превращаться в многоотраслевой концерн.
И при этом уже 15 лет Форд выпускал одну и ту же простую и дешёвую модель Т. В начале 1920-х годов цена на неё упала до 360 долларов, но спрос иссякал. У многих американцев уже имелись деньги на более дорогие и более красивые машины.
Форд не мог не заметить этих угрожающих изменений. Частично проблему выпуска новой техники решил выпуск знаменитого трактора «Фордзон». Кроме того, в 1922 году была куплена компания Lincoln Motor Company, которую предполагалось подключить к выпуску роскошных моделей. Это дело Генри Форд поручил своему сыну Эдселю. Молодому человеку было элементарно скучно без всякой перспективы клепать один и тот же автомобиль. Кстати, именно по совету своего сына в 1925 году Генри Форд подключился к созданию пассажирского самолёта «Ford Trimotor» и стал одним из отцов-основателей американской пассажирской авиации.
Монополия Форда начала разрастаться довольно неупорядоченно. Хозяин начал систематически покупать леса, угольные и железные рудники, стекольные и чугунолитейные заводы, доменных печей, а также железные дороги, корабли торгового флота и огромные каучуковые плантации в Бразилии. Генри Форд также был первым американским предпринимателем, который создал полноценную сеть продаж своих автомобилей в Европе.
Кризис 1929 года
Форд упрямо не желал прекращать производство модели Т, хотя этого требовали и повышение уровня жизни американцев, и прямая конкуренция со стороны General Motors. «Шевроле» и «Крайслер» были красивыми, мощными и для большинства американцев, уже не дорогими машинами.
Когда разразился кризис 1929 года, Форду было уже 66 лет. Как оказалось, жизненный опыт отяготил Форда. Предприниматель зачастую принимал неправильные решения и не учился на ошибках. Так он никак не желал помогать государству восстанавливать промышленность после краха 1929 года. Принятый в Вашингтоне закон предусматривал значительные государственные контракты для тех предприятий, которые смогли договориться с профсоюзами. Генри Форд был весьма консервативен в своих взглядах и не любил, как уже было сказано, социалистов и профсоюзных деятелей. Евреев, кстати, он тоже не жаловал, а Гитлера считал способным и решительным молодым человеком.
В конце 1930-х годов стало ясно, что этот молодой человек слишком решителен и, действительно, на многое способен. Традиционный для Генри Форда пацифизм снова не сработал. И когда США вступили во Вторую мировую войну, гигантский потенциал компании Форда снова стал на службу государству. Помните, как в 1925 году Форд решил осваивать небеса? Во время Второй мировой войны предприятия «Ford Motor» выпускали тяжелый бомбардировщик В-24 «Либерейтор». Генри Форд, который не любил социалистов, не имел ничего против крупных государственных контрактов, которые обеспечивали стабильность производства и скрывали существенные проблемы, накопившиеся внутри компании «Ford Motor». В первую очередь, техническое отставание. Компания, пересадившая в своё время американцев из телег в автомобили, не могла найти себя в изменившемся мире. Инициативный прогрессист Эдсель Форд, несмотря на частые противоречия с отцом, пытался выправить положение.
Наследие великого промышленника
К сожалению, Эдсель умер в 1943 году. Восьмидесятилетний Генри Форд, хотя он снова занял капитанский мостик, уже не смог управлять огромным кораблем, фактически дрейфующим в мелких прибрежных водах.
В 1945 году произошёл своеобразный семейный переворот, и во главе компании стал сын Эдселя, Генри Форд II. Главной задачей, которая стала перед внуком, была реструктуризация, очистка и обновление сказочного конгломерата компаний, созданных дедом.
После смерти основателя, оказалось, что времена изменились. Управлять промышленной империей, как семейным предприятием, стало невозможно. В 1956 году «Ford Motor Company» снова стала публичной, на бирже было продано акций на 7 миллионов долларов.
Большая часть прибыли, получаемой в настоящее время компанией, идет в Фонд Форда, учреждённый в 1936 году. В настоящее время размер этого фонда составляет полмиллиарда долларов. Через этот фонд одна из главных американских автомобильных компаний финансирует научные исследования и новое искусство.