публичный образовательный интернет-портал

Из грязи… Как барон Осман сделал Париж современным городом

13/07/2021
Жорж Осман, 1860 – Художник Анри Леман
Осман получает указ Наполеона о расширении и перестройке Парижа –Художник Adolphe Yvon, 1865
Осман получает указ Наполеона III о расширении и перестройке Парижа –Художник Adolphe Yvon, 1865.

Османизация

В середине 19-го века, когда к власти пришёл Луи-Наполеон Бонапарт (будущий Наполеон III), столица Франции представляла собой самый большой в мире средневековый город. Город перенаселенный с совершенно неподходящими для жизни домами, которые кишели блохами и крысами. Мало того, что такой город был некрасив, неуютен и вонюч, он ещё был опасен. Рассадник самых разных эпидемий в центре Европы! Увидеть Париж и умереть – эта поговорка подразумевала не виртуальную смерть от восторга, а вполне реальную, например, от выпитой воды и последующей дизентерии. В Сену сливали всякую дрянь, и из неё же пили. В 1832 году в Париже разразилась эпидемия холеры, из-за которой умерло около 20 тысяч человек.

Наполеон III назначил в Париж нового префекта, барона Жоржа-Эжена Османа (Georges Eugène Haussmann; 1809 — 1891) и поручил ему преобразить Париж, чтобы буквально подарить городу глоток свежего воздуха.

Фамилия Османа не имеет никакого отношения к Османской империи. Для того, чтобы понять это, достаточно взглянуть, как эта фамилия пишется по-французски и прочесть её на немецкий манер: Хауссман. Да, человек, перестроивший Париж происходил из семьи немецких протестантов, уже давно поселившихся во Франции и в ходе предыдущих наполеоновских войн, ставших вполне себе французами.

Барон Осман справился с порученной ему императором задачей преобразования Парижа. Это грандиозное мероприятие, названное в его честь «османизацией», происходило с 1853 по 1870 год. 18 лет! Целое поколение парижан жило на разрытых улицах, среди грязи и пыли.

Но столица Франции получилась на славу! Любой гость Парижа, гуляя по широким бульварам, одобрит действия барона Османа. Роскошный город!

А можно никуда не ходить. Просто стать рядом с собором Парижской богоматери в самом центре города на острове Ситэ и оглянуться вокруг. Правда, красиво? А теперь представьте себе, что всего-то в 1840-х годах здесь, в самом центре города был квартал трущоб и лабиринт узких грязных улочек. Трудно поверить? Ведь под руководством Османа Париж был капитально обновлён: около 60 % недвижимости было построено заново.

Последствиями османизации можно наслаждаться и иным образом, дыша свежим воздухом и не сталкиваясь с тем количеством грязи и отходов, которые были убраны под землю, в Парижскую канализацию, созданную как раз по планам превращения французской столицы в настоящую столицу 19-го века.

Другой Париж

Парижский дом до османизации
Парижский дом до османизации

На пике промышленной революции Париж был приблизительно равен Лондону по численности населения. В 1846 году его население составило 1 миллион человек. В Париж тянулись не только крестьяне из близлежащих деревень, в притяжение большого города попали также и более дальние провинции. Селились новые обитатели города в тесных домах, сохранившимися еще со средних веков.

Таким образом, по качеству жизни Париж очень сильно отставал от Лондона. Наполеон III, в отличие от своего дяди, Наполеона I, располагал возможностью реализовать имперские амбиции и воплотить их в обновлённом Париже. Денег на преобразование столицы в современный город не жалели. Заслуга Османа в том, что эти огромные деньги были потрачены с толком. В основу работ по изменению Парижа были положены три требования: современность, гигиена и спокойствие.

Современный город

Сущность преобразования Парижа в новый современный город состояла в том, чтобы получить возможность управления всеми потоками города-миллионника: ресурсами, людьми, свежим воздухом, энергией, водой, отходами и прочим. Современная техника давала для этого средства. Улицы и городские дороги стали своеобразными артериями, позволяющими беспрепятственно перемещаться людям и товарам.

Строительная техника и рациональное планирование позволили проредить грязные центральные кварталы, по узким улочкам которых пробирались ещё мушкетёры. Сквозь существующие кварталы были проложены широкие проспекты. Вместо запутанных узеньких улиц и переулков возникла сеть широких, прямых и светлых проспектов, а также бульваров. Вдоль бульваров построили высокие и красивые дома. Ширина бульваров доходила до 30 метров, и тогдашним парижанам они казались безбрежными. Широкие бульвары также были проложены от центра к новым городским железнодорожным вокзалам. В ходе османизации Париж приобрёл 12 вокзалов. Более того, железнодорожный транспорт стал городским: поезда забрались на эстакады и рванули от вокзала к вокзалу прямо через центр города.

Здоровый город

Одновременно с Лондоном в Париже началась дезинфекция питьевой воды, и эти города перестали опасаться эпидемий холеры. Мелкие речки или ручьи, превратившиеся в свалки промышленных отходов (например, ручей Бьевр в квартале красильщиков и производителей гобеленов) были загнаны под землю и включены в Парижскую канализацию. Усилиями мэрии улицы планомерно засаживали деревьями, разбивали клумбы и газоны. Париж становился зелёным городом.

Безопасный город

Париж до и после османизации. Улица Суфло
Париж до и после османизации. Левый берег. Улица Суфло.

В продолжение всей французской истории Париж был городом бунтовщиков. Недаром короли, как только им представилась возможность, перебрались в пригородную деревушку Версаль. Новый Париж после десятилетий политической нестабильности должен был стать символом мира и процветания. Чтобы поддерживать порядок полицейские и солдаты должны были быть мобильными, быстро разворачиваться и иметь возможность сносить любые баррикады. Которыми, по чести сказать, широкие улицы нового города перегородить было невозможно. Ну, и воришка или хулиган на широких улицах не имел возможности скрыться от полицейской погони

Рекогносцировка

В это трудно поверить, но в середине 19-го века в парижской мэрии напрочь отсутствовала информация о городе. Когда Осман вступил в должность, у него не было точной карты. Данные о рельефе города, его морфологии и прочее попросту отсутствовали. Результаты давали о себе знать. Например, сам Наполеон III однажды заказал производство работ на улице Риволи, однако эти работы в реальности были не нужны, их уже сделали.

Барон Осман первым делом создал команды сотрудников, которые занимались картографией Парижа. В результате он получил несколько очень подробных карт города, а также топографические карты, законченные чуть позже, в 1853 году. Одновременно было обследовано состояние всех парижских зданий, и составлены поквартальные планы. Теперь всё было готово к началу боевых действий.

Бульвар Монмартр. Камиль Писарро. 1897
Бульвар Монмартр. Камиль Писарро. 1897

Стратегия и тактика

Самый старый средневековый город Осман решил превратить в современную столицу могучей империи в три этапа.

  1. Снос кварталов трущоб вокруг собора Нотр-Дам общей площадью около 9 гектаров. Одновременно началось строительство двух главных осей будущего Парижа: с севера на юг и с запада на восток. Средняя ширина этих дорог была 18 метров, а общая длина — более 100 километров.
  2. Устройство бульваров и на их пересечении площадей с круговым движением. В южной части города, на Елисейских полях завершение площади Звезды с Триумфальной аркой, к которой сходились 12 проспектов.
  3. Строительство новых кварталов. При этом вместе с домами строили городскую инфраструктуру: новую водопроводную систему, а также канализационные коллекторы.

Новые улицы имели как бы два этажа. Сначала строители прокладывали водопровод и канализацию, подключая к ним каждый будущий дом. Затем сверху коммуникации накрывали каменной мостовой. Улицы могли быть широченными и длинными, как бульвар, названный затем именем Османа. Такие прямые улицы предназначались для больших транспортных потоков. В те времена, когда производились работы по прокладке магистралей весь транспорт был гужевой, и об автомобилях никто, конечно, не думал. Но автомобили, появившись, без труда захватили новый Париж с широкими проспектами и большими перекрёстками. Были среди новых магистралей и улицы, не предназначенные для интенсивного движения, как уютный бульвар Сен-Жермен. Просторные магистрали соединили все городские вокзалы.

Жан Беро. Бульвар капуцинок.
Жан Беро. Бульвар капуцинок. 

Высокие здания структурировали городское пространство по вертикали. По плану Османа высота зданий, возводимых вдоль улиц коррелировали с шириной улиц. На нешироких улицах и дома строили пониже. Это делало улицы светлыми и просторными, гармонично приспособленными для человека. 

Дома на новых улицах тоже были новые. Их вид был стандартно однообразен, фактически все они делались по одному проекту и предназначались для комфортабельной жизни. Вода, газ и туалеты были во всех квартирах на всех этажах. В основном дома строили пятиэтажные, но без лифтов, которые тогда казались ещё роскошью. Облицованные камнем фасады казались однотипными и единообразными. На первых этажах – магазины и входные подъезды, охраняемые консьержами. Консьержи и торговцы селились на вторых этажахю. Выше следовали этажи с хорошими и дорогими квартирами, в каждой из которых были балконы широкие и балконы узкие. В чердачных этажах под крышей были помещения для прислуги или для не слишком богатых людей.  

Стоимость

Любой масштабный проект всегда превышает заявленную первоначально стоимость. Император не скупился и одобрял дополнительное финансирование. Но окончательно Париж расплатился за османизацию только в 1909 году.

Расширение Парижа при Османе
Расширение Парижа при Османе

Барон Осман проницательно предполагал, что инвестиции в грандиозное строительство столицы компенсируются выгодами, которые выявятся после преобразования города и благодаря этому преобразованию. Среди частных предпринимателей оказалось довольно много желающих вложить деньги в строительство новых зданий, чтобы получить выгоду, сдавая в них площади под жильё и магазины, когда они будут построены.

Однако, многие парижане были недовольны либо длительным строительством, либо его всё время повышающейся стоимостью. Поэтому увольнение Османа с должности было встречено злорадством.

Результаты  

Однако, сейчас оценка деятельности Жоржа-Эжена Османа в целом положительная. Османизация Парижа, в самом деле, превратила грязный и опасный для жизни средневековый город Париж в роскошный и весёлый город, манящий и влекущий к себе всех и всегда.

В ходе османизации были опробованы промышленные методы реновации старых городов. О канализационной системе французской столицы уже говорилось. А кроме того, город был капитально озеленён, включая возведение четырёх парков на периферии. На улицах появились газовые фонари, питьевые фонтанчики, которые называются фонтанчиками Уоллеса (по имени известного английского коллекционера), тумбы для расклейки афиш, которые называются тумбами Мориса (по имени владельца типографии, впервые освоившего такие места для рекламы). В рамках османизации в 1854 году было возведено эффектное новое здание продуктового рынка из металла и стекла (les halles). С лёгкой руки Эмиля Золя этот рынок был прозван «чревом Парижа»


Text.ru - 100.00%