публичный образовательный интернет-портал

Чарльз Стьюарт Роллс – стремление к полёту

215 12/07/2021
Памятник Роллсу в Монмуте
Место рождения Роллс-Ройса, отель «Мидленд» в Манчестере, где произошла встреча Роллса и Ройса. На врезке – мемориальное панно в лобби отеля, посвящённое этому знаменательному событию
Место рождения Роллс-Ройса, отель «Мидленд» в Манчестере, где произошла встреча Роллса и Ройса. На врезке – мемориальное панно в лобби отеля, посвящённое этому знаменательному событию

Содружество

4 мая 1904 года достопочтенный Чарльз Стюарт Роллс отправился из Лондона в Манчестер. Здесь, в отеле «Midland» он договорился о встрече с инженером по имени Генри Ройс. Этот человек делал автомобили, которые соответствовали идеалам Роллса, занимавшегося продажей автомобилей в своей компании «C.S Rolls and Co». Машины Ройса были изысканными, мощными, быстрыми и… тихими, словно призраки. Такие автомобили Британия должна продавать всему миру.

Автомобиль в те годы был более роскошью, чем средством передвижения. И даже роскошью не для всех состоятельных людей. Так, забава для молодых денди.

Так чем же закончилась встреча? Роллс взял напрокат одну из моделей Ройса и вернулся в ней в Лондон. Он был настолько возбуждён, что в полночь разбудил своего делового партнера Клода Джонсона и объявив, что нашел величайшего моторостроителя в мире.

В этот день Чарльз Стюарт Роллс и Генри Ройс заключили союз, в результате которого появилась компания, которая производит самые совершенные и удобные в мире автомобили, а также мощные авиационные реактивные двигатели, которые сегодня несут тысячи межконтинентальных авиалайнеров. 

Характер – чемпионский

Компаньоны, фамилии которых увековечены эмблемой на радиаторе, двумя переплетёнными буквами R, оказались людьми, совершенно не похожими друг на друга. Генри Ройс был трудоголиком, перфекционистом и человеком, для которого любые формы компромиссов были неприемлемы. Классический образец британского механика и изобретателя, он верил только своим рукам и своим глазам, и стремился к совершенству во всем, что делал.

Роллс и Ройс встретились В 1904 году и поехали вместе
Роллс и Ройс встретились В 1904 году и поехали вместе 

Чарльз Роллс на его фоне казался легкомысленным аристократом-плейбоем. Он, в самом деле, происходил из привилегированной семьи лорда и леди Ллангатток.  Между тем, его вклад в создание воистину королевского автомобиля нельзя преуменьшить. Жизнь Чарльза Роллса, по крайней мере, столь же богата и, возможно, гораздо более красочна, чем история его старшего партнера. Ведь жизни ему было отпущено всего 32 года.

Чарльз Роллс был автогонщиком, чемпионом многочисленных соревнований, а также опытным воздухоплавателем, единственным на тот момент человеком в Великобритании, получившим лицензию пилота. Роллс был в равной степени блестящим и бесстрашным. Он получил несколько патентов на мощные бензиновые двигатели и, по слухам, разработал свой собственный прототип самолета. Движимый страстью к автомобилестроению на рубеже веков, он оценил возможности двигателей внутреннего сгорания для полетов на аппаратах тяжелее воздуха.

Как положено молодому человеку аристократического происхождения, Чарльз Роллс, учился в пафосном учебном заведении, в Кембриджском университете в Тринити-колледже, где изучал механику и электричество. Достижения инженерной науки конца 19-го века очаровывали всех. Очаровали они и Ройса.

Инженер – человек практический. Чарльз Ройс проводил электричество в своём доме и никогда не чувствовал себя счастливее, чем ковыряясь в автомобильных моторах. Сверстники даже прозвали его, всегда вымазанного маслом, «грязным Роллсом». В хорошем смысле этого слова.

Роллс-Ройс Light 20
Автомобиль-чемпион Роллс-Ройс Light 20.

Еще до знаменитой встречи в 1904 году Чарльз Стюарт Роллс показал себя опытным гонщиком. В 1903 году на 80-сильном автомобиле фирмы «Mors» он установил неофициальный рекорд скорости, 83 мили в час (130 километров в час). В 1899 году в гонке по маршруту Париж – Булонь Роллс финишировал четвертым на 8-сильном автомобиле «Panhard & Levassor». В 1903 году он участвовал в гонке Париж – Мадрид, известной более всего по её катастрофическому результату: погибло тридцать четыре водителя и зрителя.

Так что, если вкладом Ройса в совместное предприятие были знания, качество и инженерная въедливость, то вкладом Роллса – ковбойская смелость, дерзость и умение «приручать» автомобили. Уже на второй год после образования компании «Роллс-Ройс» Роллс выиграл гонки на приз острова Мэн на автомобиле «Rolls-Royce Light 20». После его возвращения на завод, рабочие и инженеры радостно несли его на руках!

Гений маркетинга

Роллс был не только бесстрашным гонщиком, но и проницательным бизнесменом, который одним из первых осознал силу маркетинга и связей с общественностью. В качестве технического директора Rolls-Royce Ltd он использовал значительные связи в мире политики, прессы и в королевском окружении. Вместе с управляющим директором Клодом Джонсоном, они начали создавать бренд «Роллс-Ройса», как королевского автомобиля.

Роллс-Ройс Rolls-Royce Silver Ghost 1907. Один из первых автомобилей этой марки
Серебряный призрак Роллс-Ройс Silver Ghost 1907. Один из первых автомобилей этой марки

Вместе с Джонсоном они раскрыли весь потенциал знаменитого «серебряного призрака», Rolls-Royce Silver Ghost выпуска 1906 года. Это был автомобиль изысканной красоты, с высшим качеством изготовления и с художественной утонченностью. «Призрак» не скрывал того, что это автомобиль, предназначенный для высшего общества. Его металлические части были покрыты настоящим серебром и алюминием. (Заметим, что алюминий был тогда совсем не дешёвым металлом, если не драгоценным, то уж полудрагоценным точно). Символом высочайшего качества был безаварийный пробег на 15 тысяч миль (24 тысячи километров). Известно, что Роллс любил демонстрировать зрителям тихую работу двигателя «Silver Ghost», ставя на работающий двигатель полный стакан воды. При этом не проливалось ни капли!

Уйти в небеса

Но Чарлз Стьюарт Роллс не был бы самим собой, ярким и увлекающимся новатором, если бы, заботясь о том, чтобы по земле бегали красиво сделанные и надёжные автомобили, он не заглядывался бы в небо. Роллс был одним из отцов-основателей британского аэроклуба и сам совершил сотни зарегистрированных подъёмов на воздушных шарах. В 1907 году, описывая свой первый полет на дирижабле «Ville de Paris» он писал, что покорение воздуха – это то, ради чего стоит жить.

Статуя Роллса с аэропланом в Монмуте
Статуя Роллса с аэропланом в Монмуте, на месте гибели

К этому времени Роллс уже был знаком с братьями Райт. Он встречался с ними в Нью-Йорке, а после – во Франции, где американцы демонстрировали европейцам свой летающий аппарат.

8 октября 1908 года он взлетел в воздух вместе с Уилбуром Райтом на его самолёте. Полёт длился четыре минуты и двадцать секунд. Этот полёт сделал Роллса ярым сторонником освоения воздушного пространства. Он купил у братьев Райт самолёт и научился летать. Не обошлось без нескольких падений и ранений. Но затем Роллс поставил мировой рекорд. Иначе осваивать новую технику он не привык.

В 1909 году Луи Блерио стал первым, кто пересек на самолете Ла-Манш, и Роллс замахнулся на это достижение. 2 июня 1910 года он перелетел пролив, развернулся над территорией Франции и возвратился в Великобританию, вторично перелетев Ла-Манш. Лихой полёт занял 90 минут, при этом было покрыто без промежуточной посадки 50 миль (более 80 километров). Да, это был рекорд! Личное поздравление Чарльзу Роллсу направил король Георг V.

Небо звало. Роллс покинул должности технического директора в компании «Rolls-Royce» и начал заниматься исключительно полетами. Он шутил, что полёты предпочтительнее вождения, ведь в воздухе нет полицейских.

Но вскоре произошла трагедия. 12 июля 1910 года на авиашоу под Борнмутом, самолёт Роллса развалился в воздухе. Хотя и произошла эта катастрофа всего-то на высоте 20 футов (6 метров), Роллс погиб, став первым британцем — жертвой авиакатастрофы.

Следует заметить, что Роллс не зря стремился в полёт. Генри Ройс пережил своего компаньона на 13 лет. Через некоторое время он спроектировал и построил мощные и лёгкие двигатели для самолётов. Авиамоторное производство до сих пор является одним из главных для компании, эмблема которой – две сплетённые буквы R.


Text.ru - 100.00%