Камелию называют королевой зимних цветов. Она происходит из Японии и северного Китая, и является, пожалуй, самым красивым цветущим комнатным растением. Его цветы развиваются в середине зимы и напоминают чайные розы. Диапазон цветов – все оттенки между белым и красным, в том числе, множество оттенков розового. А вот жёлтые камелии почти не встречаются.
Цветок этот был назван в честь Георга Йозефа Камела. Камел был чехом, уроженцем Брно, поэтому в чешских источниках, случается, его первое имя пишут по-чешски, Иржи.
Он родился 21 апреля 1661 года в Брно, в семье Андреса Камела. мастера по раскрою тканей. Некоторое время мальчик учился в родном Брно в иезуитском колледже. С семнадцати лет он обучался в миссионерском иезуитском училище в Вене, которое закончил с отличными результатами, особенно по естественным наукам. В двадцать один год Камел становится членом ордена иезуитов. По окончании срока послушничества он начал работать аптекарем, и проработал на этой должности в двух монастырях на территории Чехии.
Но Камелу судьбой были суждены путешествия в дальние страны. Он стал миссионером и после двухлетнего плавания сначала в Мехико, а затем по Тихому океану оказался на Филиппинах, где с июля 1689 года поселился в Маниле.
Такой хитрый маршрут: поплыть на запад, чтобы в конце концов попасть на Дальний Восток, был обусловлен одной исторической причиной.
В конце пятнадцатого века две страны, Португалия и Испания, открыли эру великих географических открытий. Обгоняя друг друга, они захватывали новые земли, пока не обнаружили, что начинают мешать друг другу. И решили договориться, где будут колонии одной короны, а где – другой.
7 июня 1494 года для того, чтобы решить эту задачу, испанцы и португальцы собрались в кастильской провинции, в мало кому известной деревушке Тордесильяс. Опытные моряки в качестве границы раздела предложили меридиан, отдалённый на 370 лиг (то есть, на 1770 км) на запад от островов Зеленого мыса. Португалия получала в свое владение все земли, которые откроет восточнее этого меридиана. Испания становилась владелицей всех новооткрытых земель восточнее меридиана, который так и назвали, Тордесильясским Спустя несколько лет Папа Римский Юлий II скрепил заключённый между двумя католическими державами договор своей буллой. Лихие ребята разрезали Землю, словно арбуз. Геополитика, однако.
Выбор португальцев был обусловлен тем, что они на всех парусах рвались вокруг Африки на восток, в Индию. Испанцы выбрали себе западную часть, потому что здесь Колумб уже открыл новые земли, и ожидалось, что вскоре число новых территорий прибавится.
Действительность, однако, внесла свои коррективы. Всего шесть лет спустя португальский мореплаватель Педру Алвареш Кабрал , стремясь достичь юга африканского континента, обнаружил океаническое течение и, сильно отклонившись из-за этого на запад, открыл побережье страны, которую мы нынче называем Бразилией. Страна эта лежала восточнее Тордесильясского меридиана, и потому стала владением Португалии. С другой стороны, испанские мореплаватели открыли множество тихоокеанских островов, объявив их владениями испанской короны и назвав Филиппинскими в честь короля Филиппа II. C 1591 года столицей Филиппин стала Манила. На этот раз смолчали португальцы.
Камел добирался до Филиппин обычным для того времени путём. Поскольку всеми колониальными миссиями иезуитов заведовало представительство ордена в Мексике, приходилось сначала ехать туда, и лишь получив разрешение, добираться по суше до тихоокеанского побережья, а там – долгий путь на корабле.
Прибыв в Манилу, Камел первым делом организовал при местном иезуитском колледже святого Игнатия аптеку. Он использовал европейские лекарства и дополнял их местными лекарственными растениями, действие которых исследовал на месте. Как это делалось в Европе, Камел основал для посадки лекарственных растений ботанический сад. Он был не только аптекарем, но также занимался лечением больных, будучи в одном лице и врачом, и фармацевтом, и санитаром. Его деятельность и богатые медицинские и ботанические знания вскоре привлекли к Камелу внимание и восхищение.
На Филиппинах Камел собирал растения, составлял гербарии, изучал животных, рисовал их и делал подробные описания. Камел приобрел большой опыт общения с туземцами. Имена новооткрытым растениям и животным, он давал не только на латинском языке, но также на филиппинском, индийском, малайском, китайском и испанском языках.
Камел также написал двенадцать трактатов на латинском языке о флоре, фауне и минералах Филиппинских островов, включая остров Лусон, на котором находится Манила.
Он был первым, кто открыл и описал растение Strychnos ignatii, из которого ученые в 1818 году получили высокотоксичный алкалоид стрихнин. Он также первым описал летающее насекомоядное животное Galeopitheca и летучую рыбу Hirnudo luzonis. Одно из открытых им растений Камел назвал в честь далёкой родины Myrtillus bohemica. Заслуги Камела в изучении тропических растений тем более велики, что ботаника тогда только зарождалась, как наука.
Георг Йозеф Камел умер в Маниле 2 мая 1706 года от дизентерии. Жизнь его была освещена стремлением к научным знаниям и готовностью помогать больным. Свою должность миссионера он выполнял достойно и насколько хватало сил. Даже после его смерти уроженцы Манилы называли его отцом Георгием. Он занял прочное место в истории фармацевтики как первооткрыватель новых лекарств.
Результаты наблюдений, рисунки, трактаты и гербарии Камела были отправлены в Лондон в адрес королевского общества фармацевтом Джеймсом Петивером и естествоиспытателем Джоном Рэем. Только в первой половине восемнадцатого века шведский естествоиспытатель и врач Карл Линней начал создавать научную классификацию животных и растений. Тогда он назвал в честь Камела одно из недавно открытых растений – японскую камелию.
Это растение появилось в Европе через двадцать лет после смерти Георга Йозефа Камела, в первой половине восемнадцатого века. Камел камелию ни разу не видел. Этот цветок даже не растет на Филиппинах. Популярной камелия стала в девятнадцатом веке. Для камелий были построены специальные теплицы, а цветущие растения украшали зимние сады. А после появления романа А. Дюма-сына «Дама с камелиями» известность и популярность этого цветка ещё более возрасла. Появилось даже новое значение этого слова.