публичный образовательный интернет-портал

Исчисление времени. Всё врут календари?

206 20/06/2021
Изображение Софии Лорен из календаря Пирелли
«Июль» (Великолепный часослов герцога Беррийского) Les Très Riches Heures du duc de Berry juillet, 1410—1490-е годы
«Июль» (Великолепный часослов герцога Беррийского) Les Très Riches Heures du duc de Berry juillet, 1410—1490-е годы

И календарь осьмого года

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Исчисление времени оказалось не простой задачей для человечества. Несколько тысяч лет жрецы и учёные смотрели вверх и наводили порядок среди небесных сфер, дабы согласовать три важных периодических процесса: дневное вращение Земли вокруг собственной оси, месячное вращение Луны вокруг Земли и годовое движение Земли вокруг Солнца. В результате звёздное небо над головой, которое наполняло удивлением и благоговением душу великого философа Иммануила Канта перестало быть загадкой. Астрономы смогли рассчитывать положение Солнца, звёзд и фазы Луны в какой угодно день какого угодно года.

Между тем, многим из обывателей такая точность нужна не была. Чаще всего их беспокоил вопрос: какой день придётся на то или иное число, а в особенности, когда и какие религиозные праздники отмечать. Праздников было много, всех не упомнишь.

На это давали ответ часословы, которые распространились в Средние века. Часословы представляли собой книгу, каждая страница которой посвящалась одному дню года и метилась соответствующей датой. На такой странице помещался список святых, которых следовало чтить в этот день, а иногда и список молитв, которые полагалось читать. Книги в то время были рукописные, а потому часословы стоили дорого. Но эти книги использовались многократно, и польза их была несомненна. Самый старый из известных часословов был изготовлен в 354 году. Ещё во времена Римской империи, до падения которой оставалось 100 лет!

Богатые люди позволяли себе делать часословы ещё дороже, украшая их прорисованными вручную иллюстрациями. Так что сейчас эти богослужебные книги – несомненные памятники искусства и культуры.

А самым красивым из часословов считается «Великолепный часослов герцога Беррийского» (Très Riches Heures du Duc de Berry).  Жан, герцог Беррийский был третьим сыном короля Филиппа IV. Часослов герцога Беррийского был сделан в XV веке. Он представляет обильно иллюстрированную рукопись. Среди иллюстраций — цикл из 12 миниатюр «Времена года». На 4 миниатюрах изображены развлечения знати («Январь», «Апрель», «Май» и «Август»). На других 8 миниатюрах можно увидеть крестьянские работы, происходящие на фоне замков. Замки эти не абстрактные строения, а самые настоящие. Некоторые из них принадлежали герцогу Беррийскому, а некоторые – королю Франции.

Иллюстрации к часослову герцога Беррийского являлись частью традиции аллегорического изображения месяцев солнечного календаря или сезонов солнечного года. Аллегории эти включали знаки зодиака, фигуры, олицетворяющие двенадцать месяцев, фигуры людей, занятых в трудовом процессе, и плоды их трудов. Такие аллегорические фигуры есть на знаменитой картине Сандро Боттичелли «Весна». Их можно увидеть на стенах зала месяцев палаццо Скифанойя в итальянском городе Ферраре. Широко известна серия «Времена года» из 12 картин венецианского художника Леандро Бассано (Leandro Bassano, 1557 — 1622), на которых сезонные работы изображены со щедрой подробностью. Эта серия тем более замечательна, что единственный в мире музей, в котором собраны все 12 картин Бассано из цикла «Времена года» находится в России, в Туле. Так что добро пожаловать в Тульский областной художественный музей!

Естественно, что с изобретением книгопечатания, часословы, как и прочие книги резко подешевели. А по мере развития просвещения и разделения церковной и гражданской жизни наряду с часословами появились календари, быстро ставшие новым видом печатной продукции. В 1448 году Иоганн Гутенберг издал первый в мире настенный астрономический табель-календарь на текущий год.

Леандро Бассано. 12 месяцев. Август
Леандро Бассано. 12 месяцев. Август

В 1709 году гражданский печатный «Календарь повсеместный, или Месяцеслов христианский...» появился в России. Календарь этот предназначался для массовой продажи и представлял собой шесть таблиц, в которых кроме расписания дней были помещены астрономические сведения, церковные и гражданские праздники, соответствующие каждому дню. Он назывался «Брюсовым календарём», поскольку в его составлении и печати принимал участие один из наиболее учёных сподвижников Петра I Яков Брюс. Брюс курировал московскую навигацкую школу, обосновавшуюся в Сухаревой башне. Здесь же им была организована астрономическая обсерватория. Как и всякий астроном того времени, Брюс был также и астрологом, поэтому в свой календарь он включил предсказание погоды и урожаев. Интересно было бы проследить, насколько точно исполнились эти предсказания!

В начале 19-го века в России большое распространение получили настольные календари, представлявшие собой капитальные книги со множеством сведений и свободными страницами для ведения личных записей. Помните, с чего начинается знаменитая пьеса А. С. Грибоедова? Московский вельможа Фамусов составляет планы на следующую неделю и приказывает слуге делать соответствующие записи в календаре.

Длительное время в России право на печатание календарей имела исключительно Российская академия наук. В 1884 эта монополия была отменена. И тут же рынок захватил предприимчивый издатель Иван Сытин.

Общеполезный календарь Сытина 1916 год
Общеполезный календарь Сытина. 1916 год

Сытин правильно оценил целевую аудиторию этой продукции: русские крестьяне. Задача была сформулирована им просто и афористично: «Очень дешево, очень изящно, очень доступно по содержанию». Календари Сытина кроме дешевизны отличались тем, что имели прочную картонную обложку, которая за год не рвалась. Текст в календарях Сытина был простой и доходчивый, а картинки – легко узнаваемы. Увидел знакомую икону – вспомнил день какого святого сегодня. Общий тираж календарей, которые выпускала типография Сытина в начале 20-го века был грандиозным – 12 миллионов экземпляров в год.

Осваивая крестьянский рынок, И. Сытин не забывал и о прочей российской публике. Календари выпускались самой разной тематики. Наиболее популярными были «Общеполезный» и «Всеобщий русский». Это были 200-страничные иллюстрированные книги, сборники самых разнообразных сведений. Читатель узнавал биографии членов императорской семьи, расписания ярмарок, в календаре имелась также карта железных дорог. Так книгоиздатель воплощал в жизнь идею календаря, как первоначального проводника культуры.

Издательство Ивана Сытина начало выпускать отрывные календари. Это была хорошая выдумка: каждый день – новая картинка, новый полезный текст. Отрывные календари перешли в послереволюционную эпоху. Только место императорской фамилии заняли члены Политбюро и борцы за народное счастье. Отрывной календарь стал едва ли не предметом обстановки советской квартиры. У людей старшего поколения именно советский отрывной календарь ассоциируется с календарями вообще. А ведь до Сытина календарём называлась довольно крупная книга, которую клали на стол.

В конце 1950-х годов крупноформатные настенные календари оказались прекрасной заменой дорогих художественных альбомов. Массовые тиражи (календарь нужен всем!) позволили печатать репродукции знаменитых картин или цветные фотографии в очень хорошем качестве.  Часто затраты на издание окупались тем, что какая-нибудь крупная фирма платила издательству за размещение своего логотипа в красочном календаре (целый год находиться на глазах покупателя в его доме – хорошая реклама).

Итальянская компания Pirelli, производившая шины для автомобилей, первой вложилась в производство фирменных календарей с высокохудожественными фотографиями известных моделей и не прогадала. С 1964 года ежегодно начали выходить календари Пирелли. В первых календарях на фотографиях ещё можно было отыскать шины Pirelli, но затем они исчезли совсем. Календарь с фотографиями знаменитых моделей, которые сделали знаменитые фотографы, да ещё выпущенный ограниченным тиражом, рекламировал имя компании лучше, чем образцы «суровой, грубой, зримой». Более того, название фирмы незаметно начало переползать на рекламную продукцию. Сейчас, услышав Pirelli, без дополнительного объяснения и не поймёшь, о чём идёт речь, о шинах для автомобилей или о календаре с фотографиями, превратившемся в объект искусства.

Пенелопа Круз из календаря «Кампари»
Пенелопа Круз снялась в рекламном календаре «Кампари»

Рекламные календари других компаний не ушли так далеко по дороге чистого искусства, но, будучи сделаны на высоком фотографическом и полиграфическом уровне, западают в память своими образами и ведут за собой название рекламируемого продукта.  

Несмотря на то, что любой мобильный телефон сейчас содержит программу-календарь, популярность бумажных календарей не упала до нуля. Всегда полезно иметь висящую на стене табличку с росписью дат, куда при необходимости можно вписать торопливым карандашом или шариковой ручкой текущие дела. И не забыть о них – всегда перед глазами. А то, что эта табличка украшена приятными глазу картинками – дополнительный бонус.


Text.ru - 100.00%