публичный образовательный интернет-портал

Новые имена старых городов. Демидов

203 09/06/2021
Город Демидов Смоленской области
Яков Ермолаевич Демидов
Яков Ермолаевич Демидов 

Россия – громадная по протяжённости страна. Просторами, конечно, можно гордиться: потрясающий потенциал. Но когда уж вторую сотню лет происходит хвастовство о том, сколько времени приходится добираться из пункта М в пункт В, стоит задуматься: что-то не так в этом длиннющем, на половину глобуса, царстве-государстве.

Пункт М в предыдущем предложении это, конечно, Москва, а пункт В – Владивосток. Хотя почему бы и не Вышний Волочек? Да и с пунктом М тоже вопросы возникают. Почему в России всё меряют от Москвы или по Москве, в крайнем случае, по Санкт-Петербургу. Нет разве в стране других городов?

Получается, что нет. И тут великая русская литература приходит к нам на помощь. На страницах классики – только два определённых города с ярко описанной топографией, Москва и Петербург. Ну, где-то на юге ещё поблескивает экзотическая Одесса со своей Пересыпью и Молдаванкой. А так – сплошной провинциальный город Н. Или на крайний случай, другой город В., тоже провинциальный, который уже мемом стал: всё время его, Воронеж, бомбят.

Жизнь в русской провинции тягучая, не любит перемен, да и не способствует переменам. Иной, проезжая из Петербурга в Москву, ужаснётся. «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».  А иной, попав в провинцию, благостно перекрестится на какую-нибудь церковь Сергия Радонежского и промолвит: только таким манером здесь и выживали от Рюриковых времён.

Русские писатели трясину русской провинции проклинали. Русские же революционеры пытались её всколыхнуть, но и они не преуспели. Высоковольтная героическая и убийственная энергия большевистской революции сверкнула и была заземлена русской провинцией, бесконечной и равнодушной ко всем столичным модам и потрясениям.

Провинциальные города сумели сохранить свои церкви даже в раннюю советскую пору. (Пусть хотя бы как «шарашки» по производству биологического оружия, как это случилось в Суздали) А ведь валить церкви и переименовывать города было тогда распространённой модой. Но некоторые, как зауральский Богданович, который назвали в честь царского генерала Богдановича, и названия свои исхитрились сохранить «в сплошной лихорадке буден». Вон, даже пролетарскому городу Николаеву в 1924 году хотели дать красное имя Верноленинск, да как-то не сложилось. Бывало, однако, что энергичные местные большевики таким манером сотрясали  провинциальную болотную жижу. Ведь поменять название населённого пункта было просто. Проще, чем старый мост починить или водопровод проложить. От того, что старый город называли по-новому, жизнь в нём не менялась нисколечко.

Николаев в Верноленинск не переименовали, но очень  хотели. На некоторых немецких картах он так и был обозначен
Николаев в Верноленинск не переименовали, но очень  хотели. На некоторых немецких картах он так и был обозначен

Вот был до революции в Смоленской губернии городок Поречье, который 20 декабря 1918 года переименовали в Демидов. Историки утверждают, что в советской истории страны это было первое переименование населённого пункта.

Поречье переименовали не в честь графьёв каких, а в честь Якова Ермолаевича Демидова (1889 – 1918). Этот Демидов был совсем не дворянского сословия, а происходил из крестьян Поречского уезда. Соответственно этому и детство у Яши было голозадое. В деревне детей в работу впрягали рано. И мальчишкой Яков Демидов пас деревенскую скотину и уводил коней в ночное. В общем, читайте «Бежин луг» писателя И. Тургенева, поймёте.

Яша Демидов, проучившись пять лет в церковно-приходской школе, закончил её с отличием. Это давало ему возможность поступить в учительскую семинарию и стать учителем. Это был довольно распространённый в России на переломе 19-го и 20-го веков путь выхода к интеллигентному труду людей из крестьянского сословия. По нему, например, пошёл будущий советский академик Иван Губкин. Но у Якова Демидова денег на то, чтобы учиться не было, и никто ему не спонсорствовал. Поэтому парень подался на заработки в ближайший крупный город, в Москву.

В Москве он устроился на работу в трамвайное депо и поселился у своего дяди. Сначала он работал вагоновожатым. Но железные кони не очаровали молодого человека, а вот живые – это было другое дело. Яков Демидов стал кучером на конке, а затем устроился по знакомству кучером в московское семейство Беловенцев, дворян, также происходивших из Поречья. Земляк земляку, вестимо, поможет. А про классовую борьбу Яша Демидов тогда ещё не знал.

Памятник Якову Демидову в городе Демидов
Памятник Якову Демидову в городе Демидов

Любовь молодого человека к лошадям учли при призыве в армию. Яков Демидов попал в лейб-гвардии Драгунский полк, который квартировал в Петергофе, ближнем пригороде столицы. Какой из этого следует вывод? Тот, что здоровьем Яков Демидов обижен не был, и что был он красивый и высокий. Других в гвардию не брали.

Началась Первая мировая война. Яков Демидов со своим полком ушёл на фронт и отличился в боях, за что его наградили тремя Георгиевскими крестами. В 1916 году кадровое офицерство уже изрядно повыбило. Потери у кавалеристов были очень значительными. Демидова направили юнкером в офицерскую школу, по окончании которой его произвели в прапорщики. Он стал командиром роты 257 стрелкового полка

Судя по всему, со своим командирством прапорщик Демидов справлялся неплохо и командовать ему нравилось. Февральскую революцию 1917 года он встретил в Брянске, а потом полк перебросили в Гомельскую губернию, в город Речицу.

Хотя война ещё продолжалась, как многим солдатам в те дни, Якову Демидову уже воевать не хотелось. Его избрали в Речице членом местного совета депутатов, а в августе он стал большевиком. Парень, наверное, не сильно разбирался в политике, но, думается, свою роль сыграло его крестьянское происхождение.

Памятник Юрию Никулину в городе Демидове
Памятник Юрию Никулину в городе Демидове

Приблизительно через год, в марте 1918-го, Я. Е. Демидов демобилизовался и возвратился в родное Поречье, с мандатом Смоленского губкома большевистской партии и с оружием, чтобы установить в уезде советскую власть. Мандат и доброе большевистское слово в этом хорошем деле ему помогали. Но, как говорил старик Аль Капоне, с помощью мандата, доброго большевистского слова и пистолета ты достигаешь гораздо бльшего, нежели просто с помощью мандата и доброго большевистского слова.

Как уже было сказано, пистолеты и другое оружие у Якова Демидова были. Ведь полк, где он раньше служил, был расквартирован неподалеку. До Речицы от Поречья было рукой подать. Естественно, что бывшие однополчане не могли не поделиться с Демидовым оружием. Чего-чего, а этого добра у них было – завались. Так вот была успешно установлена в Поречье советская власть. Сам же Демидов стал председателем Поречского уездного комитета партии большевиков.

В странное время нам довелось жить. То и дело в разных местах происходят события, словно бы оживляющие учебник истории. А мы-то надеялись, что он уже был прочитан, понят и за ненадобностью выброшен на свалку истории. Однако по странной закономерности всем приходится снова перечитывать страницы о событиях столетней давности. Второгодники!

Мы любим Демидов
Мы любим Демидов

Хотя именно из-за дурацкого этого второгодничества, никого уже ничто не удивляет. Легко представить, что творилось в топкой трясине российской провинции в те дни, сто лет назад. Понятно, отчего в ночь с 12 на 13 ноября 1918 года в уезде произошло крестьянское восстание. Потому что и у крестьян тоже было много оружия, которое, что бы там ни говорили, делает того, у кого оно есть, смелым и уважающим справедливость. И то, что восставших был невеликий отряд, и то, что вооружённым крестьянам не составляло труда захватить городок, в котором и было всего несколько улиц, тоже понятно. И очевидно, что в маленьком этом городке восставшие не долго искали главного местного начальника, секретаря укома. И уж поймав его, они, наверняка, не слишком долго раздумывали, пустить ли товарища «в расход» или проявить благородство, отпустив его на все четыре стороны. Впрочем, так же понятно, что и Яков Демидов не слишком раздумывал бы, и уж точно ввязался бы в бой, окажись в его руках обрез, а лучше – маузер. Гражданская война, о которой так долго говорили большевики, уже разгорелась. Со всеми её прелестными гадостями и гадостными прелестями.

Так же почти очевидно, что восставшие разбежались по своим сёлам и не стали дожидаться, когда в Поречье подъедут из Смоленска красногвардейцы, найдут тела убитых товарищей и похоронят их на погосте у городского собора, пожалуй, единственного приличного здания в городке. И даже то, для чего решили переименовать Поречье в Демидов нам тоже понятно.

Сейчас Демидов город провинциальнейший, а потому мало чем приметный. Образованные люди вспомнят исторический факт о том, что Поречье оказалось первым городом, переименованным в честь нового, советского, героя. Первым среди длинного списка переименованных русских топонимов. Вспомним, что некоторые города из этого списка переименовывались по нескольку раз, грустно улыбнёмся и позволим демидовцам иметь некоторый повод для гордости.

Ещё один предмет гордости местных жителей состоит в том, что в Демидове родился Юрий Никулин. Памятник знаменитому актёру в городском сквере соседствует с бюстом человека, чьим именем назвали город.

К сожалению, больше нечем гордиться провинциальному русскому городу Демидову!


Text.ru - 100.00%