публичный образовательный интернет-портал

История жизни вдовы Клико

196 01/06/2021
Шампанское «Вдова Клико»
Барбе-Николь Клико-Понсардин с правнучкой Анной. Художник Леон Конье, 1863
Барбе-Николь Клико-Понсарден с правнучкой Анной. Художник Леон Конье, 1863

Среди фраз Дейла Карнеги, разобранных на афоризмы, есть такая: «Если жизнь даёт тебе лимон, делай лимонад». Звучит утешительно и вдохновляет на подвиги: обращай неудачи в успех, и да поможет тебе Бог.

Впрочем, задолго до того, как Дейл Карнеги стал мотивировать широкие массы, многие люди, попадая в сложное положение, не теряли кураж и, в конце концов, выгребали к счастливому берегу. Судьба вознаграждала их. Так поднимем же бокалы с игристым вином за упорство и веру в себя!

Кстати, об игристом шампанском. Один из самых знаменитых сортов этого весёлого вина назван именем женщины, которая добилась успеха, хотя судьба первоначально сдала ей довольно жалкие карты. Её звали Барба-Николь Клико-Понсарден (Barbe-Nicole Clicquot-Ponsardin; 1777—1866), она же Мадам Клико, она же Вдова Клико.

Вдовой эта женщина стала в 27 лет. Муж был на 3 года старше её и сгорел от лихорадки. После него осталось достаточно средств, чтобы вдова могла вести спокойную и неприметную жизнь, воспитывая дочь, которой в то время исполнилось 6 лет.

Имелась, правда, ещё одна возможность. По тогдашним законам женщина, будучи вдовой, могла делать то, что другим женщинам не позволялось: вести деловую жизнь, продолжая дело мужа, заключать контракты и распоряжаться банковским счётом. И молодая вдова выбрала неспокойную, но обещавшую бóльшие возможности жизнь. Она убедила свёкра продать ей в счёт наследства часть семейного дела, компанию по производству шампанских вин.

Исходя из этого, понятно, почему в название компании «Veuve Clicquot-Ponsardin», внесено семейное положение, «Veuve» – «Вдова». Это – не жалоба на несправедливость судьбы, это бизнес-заявка.

У вдовы Клико не было делового опыта, но был подходящий для бизнес-леди характер. Она всегда была готова учиться, не стеснялась спрашивать совета у других, и быстро всё понимала. А, главное, она была способна принимать быстрые и смелые решения. 

Неприятности начались, едва компания начала работу. Это было время наполеоновских войн, которые сопровождала континентальная блокада. Прекратилась торговля со всеми важными зарубежными рынками. Как результат, ухудшилась и внутренняя торговля. Французы стали жить несытно и скучновато. Зато всемирная слава! Хотя шампанского стали пить гораздо меньше. Впрочем, и раньше главными потребителями игристого шампанского были не французы, а иностранцы.

Торговые барьеры пали только в 1814 году, с окончанием войны и отречением Наполеона. И тогда же появилась армия будущих потребителей шампанского. В самом деле, это была армия, русские военные, занявшие Париж. Они пили шампанское буквально вёдрами. И редко, когда платили. Горе побеждённым! 

– Ничего, – сказала вдова Клико, – заплатят позже!

Как мы уже сказали, молодая вдова могла принимать смелые и быстрые решения. А главное, воплощать их в жизнь. Она сделала так, что её шампанское стало первым шампанским, поступившим на российский рынок после снятия блокады.

В условиях большой секретности была подготовлена крупная партия груза, 11 тысяч бутылок шампанского производства 1811 года. Этот год был очень урожайным для винограда во Франции. Вина, сделанного из этого винограда тоже оказалось очень много. Это вино называли «вином Кометы», поскольку в небе 1811 года в небесах сияла так называемая Большая комета, приблизившаяся к Земле из глубин космоса. Комету эту описал в «Войне и мире» Лев Толстой, а «вино Кометы» помянул в «Евгении Онегине» Пушкин.

Так вот, вдова Клико отправила 11 тысяч бутылок «вина Кометы» в Кёнигсберг. Без документов, а, следовательно, с риском конфискации! Как только вышел указ об упразднении континентальной блокады, весь груз в кратчайшие сроки перевезли в Санкт-Петербург и там продали за большие деньги.

Возвратившиеся из Парижа русские офицеры вдруг обнаружили на родине прекрасное шампанское, которое они уже распробовали во Франции. Шампанское «Вдова Клико» получило в России потрясающую известность, и фактически любое шипучее вино называли попросту «Клико». Мало того, сам император Александр I признавался, что не пил никакого иного вина, кроме Клико. Естественно, что на долгие годы Россия стала главным импортёром французского игристого вина.

Сегодня золотистое шампанское «Veuve Clicquot» ежегодно ставит рекорд продаж по всему миру. Характерно, что благодаря высокому стандарту качества, утверждённому ещё основательницей бизнеса, шампанское этого бренда никогда не уценяется. Нет шампанского «Вдова Клико» похуже и получше. Качество и вкус всегда превосходны.

Правда, со временем вкус игристого напитка сильно изменился. Шампанское, продаваемое в 1830-х годах, было слаще многих современных десертных вин. Сейчас вкусы изменились, и самое популярное из шампанских вин – полусухое.

Жёлтая этикетка шампанского «Veuve Clicquot» уже давно олицетворяет роскошь. Она часто появляется в кадрах фильмов или шоу, когда нужно показать, что герой достиг вершины, получил то, о чём мечталось. Так, на секунду появившаяся в кадре Эйфелева башня или башня «Космическая игла» безошибочна показывают зрителям место действия: Париж или Сиэтл.

На дошедшем до нас портрете изображена вдова Клико в достаточно пожилом возрасте. О том, как она выглядела в молодости, можно судить только по описанию, которое прилагалось к тогдашнему французскому паспорту вместо фотографии. Серо-голубые глаза, светлые волосы с рыжеватым оттенком, рост около пяти футов. Трудно сказать, была ли Барба-Николь Клико-Понсарден красавицей, но то, что была она женщиной харизматичной, заставляющей других подчиняться, несомненно.

Можно сказать, что она была феминисткой ещё до появления феминизма. Словно росток, который тянется к солнцу, она, отыскала в законодательстве тогдашней Франции трещину и рванулась вверх не только для того, чтобы обеспечить себе и своему ребёнку возможность выжить. Нет, она стала одной из первых французских женщин, которая выбрала возможность самореализации и смогла эту возможность полностью использовать. Недаром, с 1972 года компания «Veuve Clicquot» утвердила ежегодные премии для женщин, предпринимательниц и новаторов.

Может быть, она бы могла украсить знамя феминисток, если бы её фамилия не ассоциировалась с названием напитка, ставшего символом весёлой жизни и богатства. Впрочем, именно благодаря усилиям этой женщины (и ещё нескольких выдающихся женщин) шампанское стало гордостью и символом Франции, а также одной из статей дохода страны. Есть чем гордиться!

И, кстати, о феминизме. На одном из портретов вдова Клико уже в почтенном восьмидесятилетнем возрасте изображена вместе с правнучкой Анной, будущей герцогиней Юзесской. В конце 19-го века Анна д’Юзес прославилась как горячий сторонник борьбы за равноправие женщин. При в общем-то правых и антиреспубликанских взглядах, во всём, что касалось равноправия женщин, она была едва ли не революционеркой. Среди прочего, она стала первой женщиной, сдавшей экзамен и получившей в 1898 году автомобильные права. И в, конечном итоге, первой женщиной, получившей штраф за слишком быструю езду. Что поделаешь, не бывает прав без ответственности!


Text.ru - 100.00%