Славные дела князя Таврического
Философский вопрос: что останется от нас в этом мире? Философский ответ: нам не дано предугадать.
Возьмём, к примеру, интереснейшего человека, немало сделавшего для славы своей страны, князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического (1739 — 1791). При упоминании его фамилии первое, что многим приходит на ум – строительство легендарных «потёмкинских деревень». При этом любой грамотный историк скажет, что деревни эти – анекдот, к реальности никакого отношения не имеющий. Деревень для императрицы Екатерины II фаворит не строил никаких. И то сказать, зачем их строить? Сами вырастут, только дозволь.
А вот городов на просторах Таврии Григорий Александрович построил много. Потому и Таврическим его прозвали.
Следует сказать, что города эти Потёмкин строил правильно, и правильные города он строил. Какой город можно назвать правильным? Город, что поставлен в правильном месте.
К примеру, главному порту Черноморского флота где стоять? Конечно, там, где корабли можно разместить просторно и где будут они защищены. Вот и был возведен город Севастополь, база Черноморского флота, на Крымском полуострове в устье самой длинной в Крыму Ахтиарской бухты. Уже потом эта бухта стала называться Севастопольской!
Но всё же тесновата была эта бухта, чтобы ещё и строить в ней корабли. Где же воздвигнуть верфи? Правильно, на полноводной реке Южной Буг, в месте, где сходится множество дорог, по которым подвозить лес, железо, канаты и парусину не в пример удобнее, да и ближе, чем по длинным шляхам в безводных крымских степях. Вот тебе и Николаев!
А столицу всего огромного нового края где лучше всего поставить? Конечно, на красивом месте, на высоком берегу Днепра. В месте хорошо охраняемом, неподалёку от казацких сёл, городков и городов. В бойком месте, где неспроста перекрещивались несколько путей. Верстах в восьмидесяти ниже этого места Днепр становился несудоходным. Течение преграждали дикие скалы, гремучие пороги, через которые и на лодке-то проплывать было опасно. Поэтому у высокого правого берега товары, доплывшие сверху, «из варяг», перегружали на телеги или на лошадей – и везли отсюда по суше, до того места, где уже за порогами Днепр успокаивался. Потому-то это место Запорожьем и называлось. Здесь можно было вновь погрузить груз на корабли и, не спеша, продолжить путь до Чёрного моря, а потом – до Царьграда-Константинополя, «в греки». Самое место здесь было для большого столичного города. Он и задумывался, как третья столица Российской империи, тёплая, сытая и богатая.
Ни у кого сомнений не было в том, как назвать этот новый город, а у Потёмкина – тем более. Конечно, Екатеринослав! Слава Екатерине, слава императрице, слава любимой женщине!
И наконец, где же поставить крепость для охраны от врага двух могучих рек, ставших на государственную службу? Конечно же в устье Днепра, там, где и Днепр, и Южный Буг уходят от сжимавших их мощь берегов, разливаются широким лиманом навстречу Черному морю. В Херсоне, в Херсоне!
И снова повторим, что не дано нам предугадать, как отзовётся наше имя, к какому предмету, великому или постыдному, оно прицепится. Или же его прицепят.
Броненосец – это звучит грозно
Уже в начале 20-го века со стапелей той самой верфи в Николаеве, которая была заложена одновременно с городом, сошел броненосец. В тогдашних броненосных кораблях была сосредоточена не только сила империалистических держав, но и последние достижения науки и техники. Судостроительный завод в городе Николаеве конкурировал с лучшими верфями мира. То есть, с лучшими головами и руками всемирной промышленности. И это при том, что даже в пределах Российской империи Николаев не числился выдающимся культурным или научным центром. Разве это не повод для гордости?
Броненосец «Князь Потёмкин Таврический», спущенный на воду в сентябре 1900 года, по тем временам считался лучшим боевым кораблём Черноморского флота и входил в число самых совершенных броненосцев мира. Его ожидала славная боевая судьба. Большому кораблю – большое плавание. Но так получилось, что в историю «Потёмкин» вошёл по другой причине.
Большому кораблю, как уже было сказано, – большое плавание, а кораблю новому – новый экипаж. У броненосца «Потёмкин» численность экипажа составляла 731 человек, из них офицеров – 23 человека. По сухопутным нормам считая, это был почти полк. Экипаж нового корабля, обычно, сколачивают в казармах одновременно с тем, как на стапелях собирают собственно корабль. В бою команда должна была действовать умело, уверенно и слаженно. Для чего всю эту массу людей – не побоимся этого слова – дрессировали. Но для такой «дрессировки» 23 офицера – очень мало. Этому некомплекту было объяснение – шла русско-японская война.
Вообще, объяснить постфактум можно всё, любое несчастье, любой пожар, любой взрыв. И всё же предсказать грядущую катастрофу, даже зная о наличии всех её предпосылок, вряд ли кто возьмётся. А в том, что бунт на крупнейшем корабле флота – катастрофа, кто бы сомневался?
Кино и жизнь
Сейчас, когда с момента того события прошло более ста лет, история бунта матросов на «Потёмкине» известна во всех подробностях. 25 июня 1905 года (по новому стилю) после полудня броненосец вышел из Севастополя, чтобы провести стрельбы. Корабль следовал к Тендровской косе, что находится на северном побережье Чёрного моря, приблизительно посередине между Севастополем и Одессой. Пустынная Тендровская бухта обычно использовалась для стрельб Черноморской эскадры, и вскоре сюда должны были подойти ещё несколько боевых кораблей.
26 июня в Одессу был отправлен миноносец, который сопровождал «Потёмкин» на учениях. Его команда должна была закупить продовольствие и даже сети, для того, чтобы матросы могли ловить рыбу в открытом море. Среди прочего закупили и мясо, которое впоследствии оказалось причиной бунта моряков.
В фильме «Броненосец Потёмкин» очень эффектно, на весь экран, показаны жирные белые черви, копошащиеся в мясной туше. Это, естественно, вызывают возмущенное понимание того, что причина для восстания была весомой. На самом деле, учитывая, что даже на современном корабле, каким был броненосец «Потёмкин», холодильники отсутствовали, а дни стояли жаркие, червивое мясо на тогдашних кораблях совсем не было чем-то возмутительным и из ряда вон выходящим. Повара знали, что делать с таким мясом, вывешивали его для проветривания на морском ветру, после чего пускали в дело. Червей частично уничтожали крутой просолкой, частично вываривали, бросая мясо в котел. Это было не слишком аппетитно, но матросы к подобному привыкли. Трудности воинской службы, так сказать. Кстати, последующее расследование установило: один член экипажа получил порцию борща, ел его и нашёл «вкусным и жирным».
Но на «Потёмкине» что-то пошло не так. Борщ из червивого мяса команда есть отказалась. Бунт! Командир корабля велел играть общий сбор, приказал корабельному врачу вновь освидетельствовать съедобность борща. Врач подтвердил: борщ есть можно. Тогда командир пригрозил упрямцам наказанием, и угроза подействовала. Возможно, матросы «Потёмкина» и не взбунтовались бы…
Но коса нашла на камень, когда старший офицер увидел несколько задержавшихся на месте моряков. Он решил, что это – бунтовщики, и приказал принести брезент из одной из шлюпок. Брезент – это серьёзно. На военных кораблях брезентом накрывали расстреливаемых, чтобы не забрызгать кровью палубу.
Может быть, офицер хотел припугнуть матросов, может быть, и не было бы никакого расстрела. Но матросы уже были возбуждены предыдущими событиями. Жестокий и несправедливый приказ высек ту самую искру, от которой происходит взрыв. И взрыв произошёл.
Дальше уже было восстание. Его начало 27 июня 1905 года стало концом броненосца «Потёмкин». Хотя боевой корабль расстрелян не был. Он приплыл 3 июля в Констанцу, где экипаж сдался румынским властям. Однако высокое морское начальство считало, что следует искоренить память о бунте. Броненосец вернули из Румынии в Севастополь и переименовали в «Пантелеймон». Имя князя Потёмкина-Таврического было запятнано, причём совсем не по его вине.
Но скорее всего не запятнано, а прославлено. Главная причина всемирной известности восстания на броненосце «Потёмкин» состоит в том, что в 1927 году гениальный режиссёр Сергей Эйзенштейн снял об этом фильм, и этот фильм прославился по всему миру. «Броненосец Потёмкин» считается классикой киноискусства и лучшим фильмом всех времён и народов!
Впрочем, известно, что нельзя доверять художественному произведению, как историческому документу. Тем более при явной политической ангажированности и самого режиссёра, и его творения. Хотя творец не может быть равнодушным. Иначе не выйдет у него настоящее кино, фильм, который и сейчас смотрится с интересом. Несмотря на то, что он немой и чёрно-белый.
И не только смотрится, но и запоминается. Даже сейчас на вопрос о том, кто такой Потёмкин, довольно часто можно получить ответ: «Ну это тот, который броненосец». Более того, от названия мятежного броненосца образовалось слово «потёмкинцы», которое в советское время употреблялось гораздо чаще, чем фамилия князя Таврического, про которого только Валентин Пикуль интересную книжку «Фаворит» написал.
Венцом своеобразной метаморфозы превращения фамилии князя в название революционеров была установка в 1965 году в Одессе памятника потёмкинцам. Главная фишка была в том, что новый монумент занял место, где до революции стоял памятник императрице Екатерине II и нескольким её сподвижникам, в числе которых был и Григорий Александрович Потёмкин.