Слово «салон» происходит от французского слова «salon», которое со всей очевидностью восходит к итальянскому слову «sala», понимаемому нами без перевода. Конечно же, «зал».
В конце 18-го века слово это вошло в моду в Париже. В доме какого-нибудь богатого месьё, а чаще, какой-нибудь богатой мадам в один из дней недели собирались самые разнообразные и популярные люди, те, кто уже тогда были властителями дум. Такой день назывался журфи́кс (от французского «jour fixe» — фиксированный день). На журфикс приходили без приглашения. Если человек знает, когда происходит собрание, значит этот человек свой.
В Россию все изобретения, и технические, и социальные, приходят с опозданием. Но уже во времена Пушкина салоны процветали в обеих столицах. Например, с 1824-го по 1829 год в Москве славен был салон Зинаиды Волконской, где часто бывали сливки тогдашнего культурного общества: Пушкин, Жуковский, Одоевский, Баратынский, Тютчев, Тургенев. Салон просуществовал всего пять лет, после чего Зинаида Волконская уехала в Италию. Сейчас в том доме, где располагался её салон – «Елисеевский» гастроном.
А где начинается роман Льва Толстого «Война и мир»? В салоне (на этот раз, петербургском) Анны Павловны Шерер. Как многие литературные герои «Войны и мира», Анна Павловна имеет прототип в реальной жизни. Таковой является фрейлина императрицы Марии Александровны Анна Федоровна Тютчева, дочь известного поэта.
Толстой прекрасно знал законы общества, которое он описывал. Из его романа мы можем представить в чём состояла деятельность хозяйки салона. Анна Павловна воспринимала салон как работу, и стремилась достичь здесь успеха. Она хотела, чтобы её салон посещали люди самые модные, и тем самым, чтобы её салон всегда был на острие светских интересов. Многие гости охотно приходили сюда, чтобы быть в курсе последних городских новостей, видеть собственными глазами, как затеваются интриги в высшем свете, а иной раз, чтобы самим принять в них участие.
Нам, искушённым в виртуальных социальных сетях, легко увидеть в таких салонах их главную функцию: центров обмена информацией и концентрации общественных интересов. Хозяйка салона, в самом деле, работала. Её острый ум, вежливость и чувство юмора помогали обаять любого гостя. А установленные правила (чуть не сказал «модерации») поддерживали желаемый хозяйкой порядок. Анна Павловна, к примеру, зорко следила за тем, чтобы никто не преступал принятые в её салоне рамки дозволенного.
Но всё же в начале 19-го века центром мира был Париж, а центром Парижа – тамошние салоны. Среди всех этих роскошных сообществ Парижа в то время выделялся салон Жюльет Рекамье, которую без преувеличения можно было назвать социальной королевой Парижа. Её салон оказался настолько значительным явлением, что спустя 50 лет после её смерти в далёкой от Парижа северной столице о нём всё ещё помнил поэт Александр Блок:
Век не салонов, а гостиных,
Не Рекамье, — а просто дам…
Жюльет Рекамье родилась 4 декабря 1777 года. Рекамье – фамилия её мужа, а в девичестве её звали Жанна-Франсуаза Жюли Аделаида Бернар. Она родилась в Лионе и была единственным ребенком королевского советника и нотариуса Бернара, и его жены, урождённой Мари Жюли Маттон. Из многих имён выбрали одно и девушку стали называть Жюльет. Девочку любили все в доме, она была нежная, милосердная и добрая.
В возрасте пятнадцати лет девушку выдали замуж за парижского банкира по имени Жак-Роз Рекамье. Муж был почти на тридцать лет старше жены. Однако, как оказалось брак этот был чисто формальным. Мадам Рекамье оставалась девственницей по крайней мере до сорока лет.
Одной из предполагаемых причин такого брака называли то, что Жюльет была незаконной дочерью банкира и такой брак был единственным способом гарантировать передачу ей всего нажитого состояния. Не следует забывать, что это были годы революции, то есть, годы потрясающей нестабильности и беспорядка. Впрочем, никаких серьёзных доказательств этого утверждения так и не было предъявлено. Другая версия – физическая неспособность Жюльет к половому акту из-за индивидуальных особенностей строения организма.
Так или иначе, но брак супругов Рекамье состоялся в самое, пожалуй, неподходящее для этого время, в разгар французской революции. Гильотина работала без остановки. Но Жак-Роз Рекамье избежал встречи с ней. Его же молодая, застенчивая и скромная жена стала хозяйкой салона, который быстро вошел в моду и стал одним из главных в среде столичных литературных и политических деятелей. Мадам Рекамье оказалась единственной женщиной во Франции, которая смогла объединить и тех, кого влекли удовольствия, и тех, кого привлекала скромность.
В 1796 году в Париж приехала писательница мадам де Сталь. Она была уроженкой Швейцарии, но писала по-французски. Попав в салон мадам Рекамье, она подружилась с хозяйкой, и дружба эта длилась долго. Мадам де Сталь можно назвать социальной королевой не только Парижа, но, пожалуй, и всей Европы, поскольку её книги в то время были очень популярны. Благодаря мадам де Сталь Жюльет Рекамье познакомилась со многими тогдашними знаменитостями и, среди прочих, с Наполеоном Бонапартом.
Жюльет Рекамье была красивая женщина, и ее образ запечатлели многие художники. У мадам Рекамье было множество поклонников. Вряд ли кто-то из них добился её любви, но многих она дарила своей дружбой и душевным вниманием, чувствами, которые не охладевали и сохранялись надолго, иной раз, навсегда. В чём ещё была прелесть этих отношений – их можно было разделять между многими мужчинами, посещавшими салон.
В 1803 году у власти во Франции был уже Наполеон. По его приказу мадам де Сталь выслали за границу, а вскоре и салон мадам Рекамье закрыли. Ведь здесь собирались бывшие роялисты, люди правительством Наполеона недовольные. В 1805 году Жюльету Рекамье выслали из Парижа. Она поехала в родной Лион, а потом – в Швейцарию, где встретилась с любимой подругой мадам де Сталь. Здесь её встретил прусский принц Августа, племянник Фридриха Великого, и между ним и мадам Рекамье вспыхнула любовь. Жюльет даже думала выйти замуж за принца. Её муж, Жак-Роз, был готов дать ей развод, но в конечном итоге Жюльет решила этого не делать потому что супруг в то время был уже бедным и старым и нуждался в ней больше, чем когда-либо. А принца она решила сделать другом. Как всегда у неё это получилось, и разговоры о браке отпали сами собой.
В 1817 году скончалась мадам де Сталь. Пока она болела, Жюльет ухаживая за ней, во второй раз повстречалась с Франсуа-Рене де Шатобрианом и полюбила его. Этого писателя, происходившего из аристократической семьи, считают основателем французского романтизма. Любовь была взаимной к огорчению других поклонников мадам Рекамье. С 1819 года любовники находились в интимных отношениях.
Жак-Роз Рекамье умер 29 марта 1830 года в Париже. Несколькими годами ранее Шатобриан под давлением семьи и родственников женился на молодой аристократке. В 1847 году Жюльет уже была вдовой, умерла и жена Шатобриана. Шатобриан, который к тому времени едва мог ходить, предложил Жюльет пожениться. Жюльет к тому времени ослепла, и, подумав, от брака отказалась. Последние годы Шатобриан провёл с ней, живя затворником в Париже и покидая его только для того, чтобы навестить любимую в городском монастыре Abbaye-aux-Bois. Он скончался 4 июля 1848 года. Жюльет даже на год не пережила его. Она умерла от холеры 11 мая 1849 года, ей в то время исполнился 71 год. Ее похоронили на кладбище деревне Монмартр, которое тогда ещё не вошло в черту Парижа.
Такая вот получилась жизнь у женщины, которая сумела очаровать множество мужчин благодаря чему, не претендуя на литературные способности, стала одной из самых видных фигур в литературном мире начала девятнадцатого века. Самым большим секретом мадам Рекамье было то, каким образом она смогла объединить вокруг своего салона наиболее талантливых людей своего времени.
Но память о ней осталась не только в мире идей, но и в мире реальных вещей. Она любила принимать гостей, возлежа на диванчике с изогнутым изголовьем и подлокотником, который как бы служит продолжением этого изголовья. Диван-кушетка такого типа до сих пор называется «рекамье».