
В обществе всё взаимосвязано. Продвижение в одной области жизни инициирует развитие в другой, иной раз, очень далёкой и, казалось бы, никак с той, первой, не связанной.
1 июля 1946 года началась серия испытаний американских ядерных (а затем, и термоядерных) бомб. В качестве полигона был избран атолл Бикини, входящий в архипелаг Маршалловых островов. Эти острова находятся между Новой Гвинеей, Филиппинами и Гавайскими островами, в той части Тихого океана, где много воды, но мало земли. Поэтому эта огромная (в основном водная) территория называется Микронезией.
Кстати, атолл этот был нанесен на географическую карту в 1825 году капитаном русской кругосветной экспедиции Отто Евстафьевичем Коцебу. Он назвал остров в Тихом океане, мимо которого прошёл его корабль, «атоллом Эшшольца» по имени корабельного врача Иоганна Фридриха фон Эшшольца (Johann Friedrich Gustav von Eschscholtz; 1793—1831). Но в конце концов за атоллом закрепилось название, которое использовали местные жители, Пикини или Бикини. Вот она, всеобщая толерантность в топонимике!
Маленький, почти не населённый, тихоокеанский островок, отдалённый от всех важных берегов и портов тысячами миль был прекрасным местом для натурных испытаний страшного смертоносного оружия. И после первого же ядерного взрыва, его название попало на страницы всех газет мира. Его услышали по радио! Про Бикини узнали все.
Параллельно с этим воистину потрясающим событием произошёл взрыв в сфере далёкой от военной ядерной физики, в сфере моды. Два французских дизайнера, Жак Хайм (Jacques Heim; 1899 – 1967) и Луи Реар (Louis Réard; 1897 – 1984) одновременно, но не сговариваясь, выпустили в продажу купальный костюм для женщин, который был объявлен «самым маленьким купальным костюмом в мире». В самом деле, чтобы «прикрыть стыд» Хайму и Реару потребовалось чуть меньше 200 квадратных сантиметров материи. Это квадратный кусочек размером 14 на 14 сантиметров. У некоторых франтов носовой платок был больше.
Новый купальник состоял из двух треугольников ткани, закрывавших грудь с завязками вокруг шеи и на спине. Ещё два треугольных куска прикрывали другие женские прелести и закреплялись завязками на бёдрах.
Хайм попытался выпустить в продажу такой купальник ещё в конце 1930-х годов, но столкнулся с тем, что нравы тогда были всё же очень ханжеские. Немногие женщины осмеливались в те годы предстать перед тысячей глаз практически раздетыми. Хотя были не против открыть побольше тела для солнца и красивого загара. Это открытие сделал Реар на пляжах Сен-Тропе. Он заметил, что женщины, загорая, подкатывают края своих закрытых купальных костюмов.
Экономичность купальника совпала ещё и с тем, что мир ещё не оправился от последствий Второй мировой войны. Европа лежала в развалинах. План Маршалла по её восстановлению ещё не был даже сформулирован. Нормировались и продукты питания, и ткани.
В Соединённых Штатах тоже ещё не отменили «карточек» на продуктовые и промышленные товары. Женщины хотели на пляж, к морю и к солнцу, но на приличный по тогдашним воззрениям купальный костюм требовалось материи почти как на платье! Пришлось немного урезать воззрения на приличие и неприличие. Старик Маркс оказался прав: бытие определило сознание. Рынок был подготовлен!
Жак Хайм представил свою версию мини-купальника в мае 1946 года. После известий об атомных испытаниях на атолле Бикини он решил назвать своё изделие «Атом». Возможно, намекая, что его воздействие на моду окажется сравнимым со всё сметающим взрывом атомной бомбы.
5 июля 1946 года свою версию маленького раздельного купального костюма выпустил на рынок Луи Реар. Купальник собственного дизайна он, исходя из тех же соображений, что и Жан Хайм, назвал «Бикини». Сообщения об атомных испытаниях ещё трепетали в эфире, слово было всем знакомо и, одновременно, звучало благозвучно и романтично. Дальние тропические острова! Белый песок! Яркое солнце!
Продемонстрировать новый костюм перед фотокамерами и предстать в нём перед зрителями, ни одна из тогдашних «приличных» моделей не согласилась бы. Луи Реар нанял для этого танцовщицу стриптиза Мишелин Бернардини (Micheline Bernardini)..
Показ мини-купальника в парижском бассейне «Молитор» был триумфален. Бикини не ошельмовали. Мишель Бернардини не только бесстрашно продемонстрировала новинку моды (и собственное тела тоже). На самой известной фотографии, ставшей уже исторической, она также держит в руках маленькую коробочку-кубик, в которой продавался купальник, подчеркивая этим, насколько он крошечный. «Если бикини нельзя продеть сквозь обручальное кольцо – это не бикини» – так прокомментировал изобретатель Луи Ренар и это фото, и 50 тысяч брачных предложений, которые получила Мишелин Бернардини в скором времени после демонстрации, которая стала лучшей иллюстрацией расхожего выражения о том, что, если нельзя, но очень хочется, значит, можно.
Несмотря на широко бытующее мнение, женщины – существа смелые. Они примерили бикини, они его одобрили, они стали его одевать и фотографироваться в нём. В конце 1940-х годов Мэрилин Монро сделала фотосессию в бикини. Но окончательно убедила Америку в том, что бикини – это классно, французская актриса Брижит Бардо. Она примерила бикини уже в своём первом фильме «И Бог создал женщину» (1956). Фильм был прекрасный, но Брижит ещё подогрела фестивальную обстановку, пройдясь по пляжу в Каннах в бикини с цветным принтом.
Фильм появился на американских экранах, и бикини завоевали США, страну, которая была и остаётся страной довольно пуританской.