Автомобиль был изобретён относительно недавно, лет 150 назад. Поэтому, казалось бы, и возраст автомобильных компаний не может превышать этого срока. Едва ли не единственное исключение – французская компания «Пежо». Начало её разглядеть за далью лет трудно.
Семейство Пежо издавна исповедовало протестантство, и в католическую Францию оно, вероятно, пришло из Швейцарии в 15-м веке. При этом семья не слишком удалялась от границы с веротерпимой Швейцарией, ибо бережённого Бог бережёт. Так они и укоренились на востоке Франции в регионе Франш-Контé. Патриархом семьи считается Жан-Жак I Пежо (1699 – 1741).
Его потомки из Франш-Конте не уходили, осваивая для заработка множество ремёсел и профессий. Сын Жан-Жака I, Жан-Пьер I Пежо (1734 – 1814), перепробовал самые разные занятия: занимался ткацким делом, построил красильный завод, маслобойню и водяную мельницу на реке Ду (Doub) в городе Эримонкуре (Hérimoncourt). Пожалуй, эту мельницу и можно считать зародышем современной компании.
Мельница – это прекрасно. Мельник, умудрившийся запрячь в работу воду, всегда будет при деньгах. Водяная мельница – замечательный источник энергии. А ведь вода может вращать не только жернова, но также двигать молоты и прокатные валы. И вот два старших сына Жан-Пьера I Пежо, братья Жан-Пьер II (1768 – 1852) и Жан-Фредерик (1770-1822), в 1810 году переоборудовали мельницу в металлургический и инструментальный завод.
Поначалу предприятие это было довольно скромным, но братья быстро освоили производство стальных изделий: пружин, полос, полотен для пил и прочей металлической «мелочёвки». В 1814 году предприятие братьев Пежо начало производство часовых пружин. Товар был необходим всем окрестным часовщикам, а качество пружин было превосходным, так что объём производства рос. Братья знали, что необходимо людям. «Мужские» товары, гвозди, молотки, столярные и слесарные инструменты выпускались в полном ассортименте. Не были обделены и женщины. Завод братьев Пежо выпускало на рынок также корсетные крючки, кольца для кринолинов, зонтики, утюги.
А в 1840 году на заводе началось производство ручных мельниц для измельчения соли, пряностей и кофе. Кстати, марку «Peugeot» прославили именно домашние мельницы. Мельницы самых различных конструкций заводы «Пежо» выпускали в большом количестве аж до 1965 года. Их выпускают и сейчас, но уже не массово, а скорее, в качестве сувениров. Ну, и для тех любителей старины, которые не желают пользоваться всякими бездуховными электроприборами.
Два других брата Пежо, Шарль-Кристоф и Жан-Жак II занялись текстильным производством.
В 1847 году появился знаменитый символ компании, лев. Лев был взят с герба Франш-Конте и ставился на все производимые товары: от пил и швейных машинок до велосипедов, а потом – мотоциклов и автомобилей. Швейные машинки начали выпускать в 1867 году на новом заводе «Пежо» в городке Валентиньи, а через два года компания освоила производство конных косилок. В начале 1880-х годов во главе компании «Братья Пежо и сыновья» стали сыновья Жан-Пьера II Пежо, Жюль (1811 – 1889) и Эмиль (1815 – 1874). В это время компания «Пежо» стала одним из крупнейших металлообрабатывающих предприятий Франции. Следует сказать, что компания всегда шла в ногу с прогрессом, осваивая выпуск новых товаров и, в хорошем смысле этого слова, навязывая их потребителям. Недаром название фирмы, «Пежо» и слово «прогресс» начинаются с одной буквы.
В 1882 году «Пежо» стало маркой велосипедов. Компания производила и самые первые велосипеды (те самые, с одним большим и одним маленьким колесом), и трехколесные, а с 1885 года появились велосипеды «Пежо» современной конструкции: с двумя колёсами одинакового размера и с цепной передачей. В 1900 году таких велосипедов выпустили 20 тысяч штук.
Очередной поворот в производстве выпало совершить двум двоюродным братьям, сыну Жюля Пежо Эжену (1844–1907 ) и сыну Эмиля Пежо Арману (1849–1915). Оба получили образование в Париже. Эжен закончил Высшую школу экономики, а Арман – школу искусств и ремёсел. Эжен и Арман организовали новую компанию «Les Fils de Peugeot-Frères».
Арман Пежо увлёкся только что появившимися автомобилями. В 1889 году в автомастерской «Пежо» был собран первый трехколесный паровой автомобиль «Serpollet-Peugeot». Это сейчас паровой двигатель на автомобиле вызывает усмешку. Но тогда это был один из возможных вариантов и этот вариант тогда не казался проигрышным. К слову, даже сейчас этот вариант не сдан в музей: то и дело на дорогах появляются современные автомобили и мотоциклы с паровыми двигателями. Эти, казалось бы, реликты оказываются достаточно мощными, красивыми и экологичными. Так что, чем чёрт не шутит.
Но уже в 1890 году Арман Пежо построил свой первый четырехколесный автомобиль с бензиновым двигателем от Даймлера – Peugeot Type 2. Ещё через год появился Peugeot Type 3. Так что начало автомобильной империи Peugeot следует отсчитывать с 1892 года, со времени деятельности Армана Пежо. Его двоюродный брат Эжен не верил в то, что автомобили принесут компании серьёзные доходы. Кухонные мельницы, швейные машины и велосипеды – это да, это товар верный. Поэтому 2 апреля 1896 года Арман Пежо отделился от компании «Peugeot Frères» и основал новую «автомобильную компанию Peugeot».
Результат этой инициативы оказался удачным. В 1897 году Арманд Пежо успешно продал 54 автомобиля, в 1898 году – 156, а в 1900 году – 500.
Сейчас «Пежо» – крупный концерн, выпускающий широкую номенклатуру товаров. Но в мире марка «Пежо» известна, в первую очередь, по автомобилям: быстрым, красивым, комфортным.
Как и любая автомобильная компания, «Пежо» имеет несколько моделей, которые стали поворотными пунктами на пути развития марки и которые до сих пор памятны в глобальной истории автомобилизма. Пробежимся и мы по этим поворотным пунктам, попытаемся понять, чем гордится компания.
В 1929 году компания «Пежо» представила свой первый серийный автомобиль - 201. Это был первый «Пежо», с которого началась система нумерации автомобилей из трех цифр с нулем в середине, ставшая фирменной. Модель 201 ознаменовала переход компании к массовому конвейерному производству. Автомобиль типа 201 пользовался ошеломляющим успехом и стал катализатором для создания первой линейки Peugeot: модель 301 была выпущена в 1932 году, а модели 401 и 601 - в 1934 году. Эта традиция нумерации продолжается и по сей день.
В годы Второй мировой войны заводы Пежо были конфискованы и занимались производством военной техники. В 1953 году компания начала восстанавливать производство для гражданского потребителя. Вспомнив о том, что «Пежо» с 1882 года производила стильные и универсальные велосипеды, фирма начала выпуск мотороллера Peugeot - S55. До сих пор компания остаётся старейшим в мире производителем моторизованных двухколёсных транспортных средств.
В 1962 году родился автомобиль, ставший иконой европейского стиля 1960-х. Это был кабриолет 404, за которым до сих пор гоняются коллекционеры. Стиль «кабриолет» до сих пор жив в таких стильных машинах, как, например, 308 CC.
В 1974 году произошло слияние «Пежо» и «Ситроен», в результате чего была создана группа PSA Peugeot Citroen. В 2016 году произошло очередное переименование. Теперь компания называется PSA Groupe.
В 1977 году велосипедист Бернар Тевене, выступавший за команду «Peugeot» выиграл гонки «Тур де Франс». Это была десятая победа команды, одержавшей первую легендарную победу в «Тур де Франс» в далёком 1904 году. «Peugeot» по-прежнему производит велосипеды, в том числе и электрические, например, «Allure»
В 1983 году на дороги вышел «Пежо 205», а в 1984 году - всеми любимый 205 GTi. Этот небольшой и недорогой автомобиль завоевал заслуженную любовь потребителей. Модель 205 стала одной из самых известных и предпочитаемых. До 1998 года машин модели 205 было продано 5 миллионов. В 1998 году их заменил «Peugeot 206», который побил этот рекорд продаж; этих автомобилей было выпущено 6.5 миллиона. Автомобиль Peugeo 207, выпускавшийся с 2006 года, стал самым продаваемым автомобилем в Европе, а модель 208, выпуск которой начался в 2012 году – самая продаваемая модель «Пежо» в настолящее время.
В 1999 году на рынке появилась экологическая модель 607, оснащенная дизельным двигателем с сажевым фильтром, который удаляет 99.9% сажи.
В 2010 году, когда исполнилось 200 лет бренду Peugeot, компания представила свой электромобиль Peugeo iOn и топовое купе RCZ, которое стало иконой дизайна благодаря своей необычной «двойной пузырчатой» крыше.
Среди всех автомобильных компаний, которые все еще присутствуют на рынке, «Пежо» – одна из немногих, в которой потомки основателей все еще являются акционерами и занимают руководящие должности.
Компания продолжает оставаться в авангарде современного дизайна и новаторских автомобильных технологий, благодаря которым «львиный» бренд стал культовым и всемирно признанным.