публичный образовательный интернет-портал

Зверики на капотике

158 12/02/2021
Украшение на капоте автомобиля «Де Сото» – фигурка конкистадора
Зубр на капоте МАЗа
Зубр на капоте МАЗа 

Стальные собаки и птицы сверкают на носах машин

И. Ильф, Е. Петров. Одноэтажная Америка

Французское слово «mascotte» означает «талисман». Слово это происходит от прозвища колдуний во Франции, «masco». Слово это многозначно. Маскотами могли быть и прядь волос милого/милой, и фигура на носу корабля, и какая-нибудь смешная штучка, якобы приносящая удачу. Человек – существо глупое, верит в удачу и в то, что удачу можно приманить всяким колдовством. Есть у этого слова и значение, имеющее отношение к автомобилям. 

Эпоха автомобилей началась в конце 19-го века. Автомобили тогда были не столько средством передвижения, сколько роскошью. Поэтому конструкторы старались привлечь внимание покупателей не только мощностью двигателя или прочностью кузова, но и благородным внешним видом тоже. Очень скоро были придуманы красивенькие мелочи, придававшие экипажу своеобразие и неповторимость. На первых автомобилях радиатор был отдельной и громоздкой деталью с обязательной массивной крышкой сверху, прикрывавшей отверстие для заливания воды. Эта крышка просто напрашивалась на украшение её чем-нибудь изящным. Её и украшали всякими затейливыми фигурками, отнюдь не дешёвыми. 

Потом радиатор стал меньше, и конструкторы спрятали его под крышку капота. Однако свято место пусто не бывает, и украшениями-маскотами стали декорировать переднюю часть крышки капота. Поэтому английское название автомобильных маскотов – «Hood Ornament» («Украшение капота»). Чаще всего их делали из нержавеющей стали, хромировали и полировали. Работа ручная, на конвейер не поставишь. Поэтому стоили эти украшения дороговато. Зато выглядели богато. Изготовление маскотов поручали специалистам, художникам или скульпторам. Те включали свою фантазию и на свет появлялись маленькие шедевры. Глаз не оторвёшь!

В первую очередь, среди маскотов были фигурки животных, которых хватило бы на целый зверинец. Быстрые ягуары, волки, орлы, лебеди, и даже пеликаны. На крышке радиатора роскошного автомобиля «Бугатти» встал на задние лапы слон, напоминая о крупных размерах этого автомобиля и о её могучем, гоночном, моторе.

Маскот «Ford V8»
Маскот «Ford V8»

Куда же без могучих мужских и изящных женских фигурок? Маскотом «Понтиака» была голова индейца, как бы напоминая, что название автомобиля произошло от имени Понтиака, вождя индейцев-оттавов, который вёл длительную войну с белыми завоевателями-англичанами. На автомобилях американской компании «ДеСото» красовалась голова того самого конкистадора Эрнандо де Сото  (1498 – 1542), в честь которого был назван не только автомобиль компании «Крайслер», но и округи Де-Сото и Эрнандо во Флориде. На «Бьюике 965» взлетала в воздух лёгкая гимнастка, а на «Форде V8» женская фигура лежала в довольно рискованной по нынешним толерантным временам позе, расставив ножки в форме буквы V. Cамая же известная женская фигурка, которая является маскотом, называется «Дух экстаза». Она до сих пор летит на капоте автомобилей «Роллс-Ройс».

Все другие маскоты покинули передки автомобилей по трём причинам. Во-первых, покупатели разлюбили блямбы на капоте где-то в конце 1950-х годов. Ничего не поделаешь, мода быстротечна. Во-вторых, при резко возросших скоростях автомобилей украшения на радиаторе стали причинить серьёзные повреждения пешеходам при столкновении. И, в-третьих, всегда существовала немалая опасность, что какой-нибудь плохой человек, пока хозяина нет рядом с машиной, попытается снять блестящие игрушки. Для собственной коллекции (были такие коллекционеры) или же чтобы вернуть её хозяину за скромное вознаграждение. Ведь, как уже было сказано, маскоты делались вручную и потому не считались запасными частями, а значит купить их в магазине было невозможно.

Медведь на капоте
Медаедь на капоте ЯАЗа

Поскольку советский автопром отставал от мирового уровня этой индустрии как минимум лет на десять, маскоты на советских машинах появились позже и удержались на капотах сравнительно недолго. Советским грузовым автомобилям буржуазная роскошь не полагалась по определению. А вот на первом правительственном послевоенном автомобиле «ЗИС-110» (творчески скопированного с американского «Паккарда») скромный маскот в виде красного знамени с пятиконечной звездой имелся. Этот маскот, немного изменённый был размещён также на капотах машин ГАЗ-12 (ЗИМ) и «Москвич-407». 

В 1945 году фигуркой медведя начал украшать свою продукцию Ярославский автозавод. Медведь был изображён на гербе Ярославля, и это сильное животное весьма подходило для украшения большегрузных грузовиков «ЯАЗ-200». Автором маскота был один из первых советских автомобильных дизайнеров Юрий Аронович Долматовский (брат поэта). Мишка получился красивый и всем понравился. Водители ЯАЗов были горды тем, что только на их машинах была такая игрушка.

В 1951 году в Минске на территории танкоремонтного завода, построенного здесь во время войны немцами, построили завод автомобильный. Здесь было решено производить большегрузные автомобили МАЗ-200 по чертежам, переданным из Ярославля. Символом нового производства стал могучий зубр из Беловежской пущи. Его фигурку тоже разработал Ю. А. Долматовский. До конца 1950-х годов фигурки зубров украшали крышки капотов МАЗов, а потом их начали выштамповывать на боковинах. Это было более технологично, а значит, дешевле. Ну, и кроме того, зубров-маскотов элементарно воровали. 

 Олень на «Волге»
 Олень на «Волге»

В 1956 году ярославский автомобильный завод перепрофилировали в моторостроительный. А в далёком украинском городе Кременчуге построили завод КрАЗ, где начали производить тяжёлые грузовики. Но никакими медведями их, естественно, не украшали. 

Самым знаменитым советским маскотом был, конечно, олень, украшавший крышку капота «Волги» ГАЗ-21. Эти машины среднего класса, о которых мечтали многие советские автомобилисты, производили с 1956 по 1970 год на автозаводе в городе Горьком, который до 1932 года назывался Нижним Новгородом. На гербе Нижнего был изображён олень, фигурку которого размещали на крышке капота до начала 1960-х годов. Автором фигурки был дизайнер автомобиля Леонид Еремеев.

Однако, в 1960-е годы фигурку убрали. Причины такой модернизации были всё те же. Маскот производился фактически вручную, что было для завода невыгодно. 

Думается, что и владельцы не очень протестовали против удаления маскота. И здесь причина была очевидна. Им приходилось на ночь откручивать и уносить домой красивую фигурку. 

Помните фильм «Кавказская пленница», в котором троица жуликов передвигалась на довоенном немецком автомобиле «Адлер Триумф Юниор», на крышке капота которого был закреплён олень с «Волги»? Где они достали такой сувенирчик? Конечно же, спёрли.  


Text.ru - 100.00%