
В столице США Вашингтоне – огромное количество музеев, по бо́льшей части бесплатных. Среди них – Музей авиации и космонавтики. Это – один из музеев, которые обязательно стоит посетить.
Здесь можно увидеть модель самолёта братьев Райт в реальном масштабе. С этого самолёта фактически началась история полётов на аппаратах тяжелее воздуха. Посмотреть на него стоит хотя бы для того, чтобы представить себя лежащим на плоскостях аэроплана и понять, каким сложным и опасным делом были первые полёты.
А в соседнем огромном зале парят между небом и землёй десятки самолётов, которые определили путь развития авиации к её современному состоянию. Среди этих машин почётное место занимает самолет Douglas DC-3. Это – символ целой эпохи в истории мировой авиации. Он занимался не только перевозкой пассажиров и гражданских грузов. Он также участвовал и в боевых операциях, как военно-транспортный самолёт.
История создания Douglas DC-3 — это история революции в авиационной отрасли, инженерного прорыва и смелых решений. Создание этого самолета изменило навсегда пассажирские авиаперевозки, сделав их быстрее, безопаснее и доступнее.
Предыстория
В 1930-х годах пассажирская авиация переживала сложные времена: высокая стоимость билетов, частые катастрофы и технические ограничения тормозили развитие отрасли.
Переломным моментом стала катастрофа рейса TWA 599 в 1931 году. Пассажирский самолет Fokker F-10 потерпел крушение потому что вовнутрь деревянной конструкции крыла попала влага, которая растворила клей и тем самым ослабила конструкцию. В полёте крыло оторвалось от фюзеляжа. Самолет рухнул, погибли все восемь человек на борту, включая любимца публики, легендарного тренера по американскому футболу Ньюта Рокни. Эта трагедия вызвала национальный резонанс и привела к введению более строгих правил обслуживания, инспекций и расследований в авиации.
Революционный взлёт Boeing 247
Первым ответом на повышение требований к американским гражданским самолётам стал самолёт Boeing 247. Этот самолёт впервые объединил цельнометаллическую конструкцию, свободнонесущее крыло (без растяжек и распорок), а также убирающееся шасси, что значительно снизило сопротивление воздуха и повысило скорость. Boeing 247 мог лететь быстрее и безопаснее, чем любые предыдущие пассажирские самолеты, а при отказе одного из двух двигателей мог продолжать полет и на одном двигателе. Самолёт имел обтекаемый корпус, что делало его форму красивой и современной. Он оказался быстрым, безопасным и экономичным в эксплуатации, благодаря чему превзошёл своих предшественников — в частности, Boeing Model 80A-1 и Ford Tri-Motor.
Самолёт Boeing 247 понравился и пассажирам. Салон имел звуко- и термоизоляцию. В результате пассажиров не утомлял шум двигателей и появилась возможность регулирования температуры. Появилась система противообледенения, а новая система управления значительно снизили нагрузку на пилота. Одним словом, благодаря передовой конструкции самолёт Boeing 247 оказался победителем на растущем рынке воздушного транспорта.
Но спрос превысил предложение. Всего было построено 75 самолетов модели 247, но первые 60 единиц получила в эксклюзивном порядке компания United Air Lines (UAL). И тогда, в ответ на фактический монопольный захват рынка, компания-конкурент TWA обратилась к самолётной компании Douglas Aircraft с просьбой о создании нового самолета, который мог бы конкурировать с моделью 247, а возможно, даже превзойти его. Результатом этого вызова стала разработка одного из самых значительных самолетов в истории авиации, Douglas DC-3.
Задача для Douglas Aircraft
После отказа компании Boeing продавать свой революционный Boeing 247 другим авиакомпаниям, TWA обратилась к Дональду Дугласу с просьбой создать конкурентоспособный самолет. Это задание было непростым: требовался самолет, который мог бы лететь на 25% дальше, перевозить больше пассажиров и быть надежнее.
Инженерные решения
Инженер Артур Рэймонд получил всего неделю на создание первоначального дизайна DC-1. Он применил аэродинамические испытания в аэродинамической трубе — для того времени это было передовое решение. Основные проблемы были связаны с устойчивостью самолета при поломке одного из двух двигателей. Рэймонд провел более 200 продувок, изменил стреловидность крыла и добавил специальные элементы крепления, что позволило стабилизировать самолет.
Введение закрылков
Еще одной инновацией стали закрылки, которые существенно снизили посадочную и взлетную скорость. Благодаря этому самолету не нужны были длинные взлетно-посадочные полосы, что сделало его пригодным для большинства аэродромов того времени.
Появление DC-2
DC-1 так и не пошел в массовое производство, но стал основой для улучшенной модели DC-2, которая появилась в 1934 году. Этот самолет был быстрее, вместительнее и экономичнее конкурентов. Поэтому он мгновенно завоевал рынок. По сравнению с DC-2 Boeing 247 оказался устаревшим, а компания Douglas Aircraft стала лидером авиастроения.
Появление DC-3
Итак, в начале 1930-х годов Douglas Aircraft создала DC-2, но почивать на лаврах не пришлось. Авиакомпании начали требовать серьёзных и изменений.
Не забудем, что дело происходило в США, стране, растянувшейся с востока на запад на 4.5 тысяч километров. Поезд проходил это расстояние за 3.5 дня. Самолёт пролетал от атлантического побережья до тихоокеанского за 20-25 часов с несколькими посадками для заправки и для отдыха пассажиров. Даже в этом случае самолёт оказывался быстрее, чем поезд почти втрое!
Такой простой подсчёт показывал перспективность авиации для полётов по США. Но авиакомпании хотели сделать перелёт более удобным для пассажиров, а значит, и более привлекательным. Компания: American Airlines, например, предложила сделать спальные самолёты по аналогии с роскошными пульмановскими железнодорожными вагонами. По их расчётам самолёт, оборудованный 14 спальными местами мог бы преодолевать расстояние между Нью-Йорком и Чикаго без посадки. American Airlines обязалась выкупить 20 самолётов, и это подтолкнуло Douglas Aircraft к началу работ.
Узкий фюзеляж DC-2, всего 1.7 метра, не позволял поместить в него «вторым этажом» спальные места. Значит, решили Дональд Дуглас и инженер Артур Рэймонд, разработаем новый самолёт с широким фюзеляжем цилиндрической формы. Так начался проект, который назвали DC-3.
За два года новый самолёт был разработан. Это, в самом деле, был абсолютно новый самолёт, от конструкции прежнего DC-2 в нем оставалось менее 10%. DC-3 имел фюзеляж с увеличенной длиной и шириной, который стал гораздо более просторным. Салон нового самолёта делился на семь отсеков с двумя креслами в каждом. Увеличенная ширина фюзеляжа теперь позволяла раскладывать эти кресла на ночь в два спальных места.
Помимо ночного варианта, American Airlines заказала и дневной вариант самолета с салоном на 28 посадочных мест.
Первый полет длительностью в полтора часа новый самолет совершил 17 декабря 1935 года. Это произошло ровно через 32 года после первого успешного полета братьев Райт. Испытания DC-3 также прошли успешно, и 21 мая 1936 года самолет получил сертификат летной годности. Путь в небо для DC-3 был открыт.
Самолет обладал увеличенной дальностью полета, что позволяло ему пересекать континентальную территорию США всего с тремя посадками для дозаправки, сократив время трансконтинентальных перелетов почти вдвое.
Инновации и экономический успех
До появления DC-3 создание авиакомпании было рисковым вложением денег. Самолёты были дорогими и требовали не дешёвого технического обслуживания. Пассажирская кабина была небольшая. Например, популярный самолёт Ford Tri-Motor, который производился с 1925 по 1933 год перевозил 8 пассажиров. Получалось, что перевозка пассажиров не могла стать главным источником доходов. Авиакомпании либо были правительственными и находились на дотации государства, либо «подрабатывали» перевозками почты, также оплачиваемыми государством.
DC-3 стал первым самолетом, позволившим авиакомпаниям получать прибыль только от пассажирских перевозок. Его вместимость увеличилась на 50% по сравнению с предшественниками, а расход топлива — лишь на 3%. Благодаря этому авиабилеты начали дешеветь, а время трансконтинентальных перелетов сократилось почти вдвое.
DC-3 мог перевозить от 21 до 32 пассажиров, что было значительным увеличением по сравнению с его предшественниками, такими как DC-2 (14 пассажиров) или Boeing 247 (10 пассажиров). Эта увеличенная вместимость в сочетании с улучшенной скоростью и дальностью полета (позволяющей совершать трансконтинентальные рейсы по США за 15-18 часов всего с тремя дозаправками) значительно сократила время в пути и эксплуатационные расходы авиакомпаний.2
Что крайне важно, DC-3 стал первым самолетом, способным приносить прибыль исключительно за счет перевозки пассажиров, без необходимости полагаться на почтовые субсидии или грузовые перевозки. Это достижение фундаментально изменило бизнес-модель авиакомпаний, превратив воздушный транспорт в самоокупаемую и прибыльную отрасль.
Экономическая эффективность нового самолёта привела к быстрому и широкому его распространению. К 1938 году примерно 95% всех коммерческих перевозчиков США использовали DC-3, а к 1939 году на него приходилось около 90% мирового воздушного трафика. Это доминирование также способствовало значительному снижению стоимости мили для потребителей, делая воздушные путешествия более доступными для широких слоев населения. Это привело к быстрому увеличению числа пассажиров.
DC-3 является классическим примером того, как технологическая инновация, устраняя фундаментальное экономическое узкое место, может создать самоподдерживающийся цикл роста и трансформации рынка. DC-3 не просто улучшил полеты; он создал современную авиационную отрасль как коммерчески жизнеспособное и самодостаточное предприятие.
Влияние на мировую авиацию
DC-3 обеспечивал пассажирам небывалый комфорт: шумоизоляция, вентиляция, обогрев зимой и комфортная температура летом. Эти улучшения сделали полеты более доступными и безопасными, а количество пассажирских линий в США за несколько лет выросло в шесть раз. Самолет использовался по всему миру — от Европы и Японии до СССР, где он производился как Ли-2.
Военное применение
С началом Второй мировой войны DC-3 стал основой для военного транспортника C-47 Skytrain. За годы войны было выпущено более 10 тысяч транспортных самолетов на базе DC-3.
Самолёты C-47 обеспечивали транспортные операции всех союзников и Советского Союза, выполняли десантные операции, грузоперевозки и эвакуации. Их роль в операции «Оверлорд» (высадке в Нормандии) стала легендарной. Американцы шутили, что этот самолет выиграл войну. В этой шутке, как в каждой шутке, есть значительная доля правды.
Лицензионное производство:
Лицензия на производство DC-3 в СССР была приобретена 17 июля 1936 года. Всего по лицензии было изготовлено 4937 самолетов (по другим данным — более 6000). Самолёты выпускались сначала под названием ПС-84, а затем они стали называться Ли-2. Ли-2 отличался усовершенствованной системой отопления для работы при экстремальных температурах на морозных просторах СССР. Производство Ли-2 продолжалось до 1952 года.
В Японии фирмы «Showa» и «Nakajima» выпустили 487 самолетов, известных как L2D Tabby. Большая часть японских самолетов эксплуатировалась военными.
Второе рождение после войны
После войны тысячи списанных C-47 вернулись в гражданскую авиацию. Они заполнили рынок региональных авиаперевозок и стали двигателем локальных авиалиний. Многие бывшие военные пилоты открыли свои авиакомпании, которые использовали эти надежные машины. С 1980-х годов фирма Basler Turbo Conversions разработала технологию модернизации, превращающую старый DC-3 в фактически новый самолет BT-673940. В ходе конвертации устаревшие поршневые двигатели Wright R-1830 заменяются на более экономичные турбовинтовые Pratt & Whitney PT6A40. Таким образом, например, были модернизированы 65 DC-3. Эти модернизированные экземпляры использовались, например, Британской антарктической службой и Армией США
Многие экземпляры DC-3 и его модификаций до сих пор летают, хотя некоторым из них скоро 90 лет.
Сохранившиеся экземпляры:
Douglas DC-3 и C-47 выставлены во многих музеях мира. В мире также есть действующие экземпляры, например, в музее аэропорта Санта-Моника.
Уникальный летающий советский Ли-2 с регистрационным номером HA-LIX был восстановлен в Венгрии и совершил первый полет после реставрации 21 сентября 2001 года. Он участвует в авиашоу и выполняет пассажирские экскурсионные полеты
Заключение
Douglas DC-3, появившийся вскоре после DC-2, стал настоящей легендой. Он не только поднял стандарты пассажирских авиаперевозок, но и сыграл ключевую роль в развитии мировой авиации, превратив её в безопасный и массовый вид транспорта.
Douglas DC-3 оказал колоссальное влияние на развитие авиации и экономики 20-го века. Его конструкция, надежность и экономичность сделали его самым важным самолетом в истории, а многие машины летают и по сей день — почти 90 лет спустя.