
7 сентября 1945 года в Берлине состоялся совместный парад победителей гитлеровской Германии. В нём участвовали советские, американские, британские и французские войска. Для военных этот парад был демонстрацией силы победителей. Специалисты же по военной технике, посещающие такие парады, а это, как правило, военные атташе, смотрят на них, как на будущие претензии нынешних победителей.
Когда по разбитому Берлину грохотали траки новеньких советских танков ИС-3, ни один из западных генералов не смог скрыть удивления. Перед ними проезжали тяжелые машины, предназначенные для прорыва сходу укреплённых районов. Силуэт этих монстров был угрожающим, они словно сошли с футуристических картин уже следующей войны. Эти танки не участвовали в боях Второй мировой, но они были её грозным послесловием. Тяжёлый танк, названный по инициалам Иосифа Сталина был не только новой военной машиной Советской Армии, но и политическим заявлением советского лидера.
Как союзники отреагировали на ИС-3?
Западные военные и конструкторы привыкли к внешнему виду своих танков: основных боевых машин «Шерманов» и «Черчиллей» и даже к новым «Першингам». Привыкли настолько, что, увидев новые советские тяжёлые танки, были в буквальном смысле ошарашены. ИС-3 были низкими, широкими, с характерной носовой частью, получившей прозвище «щучий нос». У многих западных офицеров возник один и тот же вопрос: а мы вообще сможем это пробить?
Их сомнения были обоснованы. Лобовая броня корпуса ИС-3 имела толщину до 120 мм. Угол уже упомянутого «щучьего носа» был выбра так, что рикошет снарядов при ударе спереди был скорее правилом, чем исключением. Пушка? Могучая 122-мм пушка Д-25Т была орудием, способным разносить в щепки не только танки и противотанковые орудия, но и доты, дома, баррикады.
Почему вообще начали делать танки ИС?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно возвратиться в 1943 год. На тот момент Красной Армии срочно требовалась тяжёлая машина, способная уверенно противостоять новым немецким танкам — «Тиграм» и «Пантерам». Разработанные ещё до войны тяжёлые танки КВ уже не справлялись с поставленной задачей противотанковой борьбы и прорыва сходу линий обороны. Поэтому и началась разработка новой линейки тяжелых танков — ИС, названных так по аббревиатуре имени вождя: Иосиф Сталин. Предполагалось, что эта машина станет символом военной мощи советского государства. Но кроме основной задачи, создания танка, способного прорвать любую оборону, была и задача идеологическая. Новый танк должен был показать, что СССР способен производить военную технику, превосходящую любые западную.
Где создавали и кто конструировал танки ИС?
Производство ИС-3 велось в основном на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). Этот завод во время войны стал настоящей кузницей бронетехники: его даже называли Танкоградом. Здесь собирали КВ, ИС-1, ИС-2, а затем и ИС-3.
Главным конструктором линейки ИС был Жозеф Яковлевич Котин, выдающийся инженер, возглавлявший КБ тяжелого танкостроения. В разработке ИС-3 принимали участие также Н. Ф. Шашмурин и Н. В. Куринный.
Отдельного упоминания заслуживает новаторство в конструкции корпуса. Инженеры впервые использовали лобовой узел корпуса в форме клина — “щучий нос”. Это не только усилило бронезащиту, но и сделало силуэт танка более обтекаемым и трудноуязвимым.
Чем ИС-3 отличался от ИС-2?
- Форма корпуса: ИС-2 имел классический «коробчатый» корпус, в то время как у ИС-3 — корпус делался обтекаемый, с наклонными поверхностями.
- Башня: У ИС-3 — литая полусферическая каплевидной формы, гораздо лучше отражавшая снаряды.
- Ходовая часть: ИС-3 получил улучшенную подвеску и новую торсионную систему, что сделало танк более устойчивым.
- Обзор: вместо смотровых щелей — перископы.
- Боевая масса: примерно одинаковая, но ИС-3 при этом лучше распределял нагрузку на грунт.
- Радио и электроника: поздние ИС-3М оснащались радиостанцией, системой связи между членами экипажа и даже приборами ночного видения.
По сути, ИС-3 стал танком нового поколения — не просто развитием ИС-2, а переосмыслением тяжёлого танка как класса.
Сталинская доктрина продолжения войны
Рассмотрев тактико-технические данные, перейдём к вопросу спорному, но необходимо возникающему. Зачем вкладываться в разработку тяжёлого танка, если война уже выиграна? Ответ — политика. ИС-3 — это предупреждение вчерашним союзникам и завтрашним противникам. Демонстрация того, что у СССР есть броня, которая готова докатиться до Ла-Манша. Сталин знал: союзничество с Западом временно, и сила — лучший аргумент в грядущих переговорах. ИС-3 и был такой силой.
Собственно говоря, прорыв в Западную Европу был самым вероятным ударом Третьей мировой войны, если бы она вспыхнула в конце 1940-х годов. Для этого действительно была необходима огромная бронетанковая армия, включая тяжёлые танки прорыва. В 1949 – 1953 годах СССР на границе с Западной Европой до 10 тысяч тяжёлых танков ИС-3. Создавались ударные танковые армии с собственным снабжением, мотопехотой, артиллерией. Всё это делалось не для обороны, а для внезапного удара и последующего рейда на запад на сотни километров
ИС-3 не были мобильными машинами обороны. Их задачи были совсем другие, а именно:
- Прорыв укреплённых позиций НАТО и обеспечение прорыва танков среднего класса (Т-54/55)
- Уничтожение танков противника. ИС-3 конструировались, как охотники за танками. Лобовая броня толщиной в 200 мм и более, а также 122-мм орудия делали их практически непобедимыми.
- Психологическое и политическое давление. Появление ИС-3 на Параде Победы в Берлине в 1945 году, как было сказано, вызвало реальный шок у союзников — никто не знал о таких машинах;
Боевое применение: не на том фронте
В отличие от ИС-2 танки ИС-3 не участвовали во Второй мировой войне. Они начали поступать в части только в мае 1945. К счастью, не пришлось им участвовать и в «одиннадцатом сталинском ударе», нападении на Западную Европу. Но они не остались без дела:
Можно считать, что первым применением танков ИС-3 стал описанный в начале статьи берлинский парад Победы 7 мая 1945 года. Здесь они сыграли свою роль и продемонстрировали военную мощь СССР.
Другим реальным боевым применением можно считать участие танков ИС-3 в Шестидневной войне между Израилем и Египтом в июне 1967 года. Советский Союз поставил много тяжёлых танков египетской армии. Но они плохо показали себя в реальных боях, во-первых, из-за того, что уже изрядно устарели. Кроме того, во-вторых, египетские экипажи были плохо обучены. Большинство тяжёлых египетских танков в качестве трофеев захватила израильская армия. Сейчас один советский тяжёлый танк ИС-3 можно увидеть в музее танковых войск в Латруне, в Израиле.
Советские генералы всегда относились к солдатам, как к расходному материалу. Потрясающим примером этого явились испытания на Тоцком полигоне в 1954 году. Здесь по приказу тогдашнего министра обороны маршала Жукова были проведены учения, в ходе которых над полигоном была сброшена атомная бомба мощностью 40 килотонн. После этого через зону взрыва были направлены армейские части и танкм ИС-3, чтобы проверить, как техника и личный состав смогут вести бой в условиях ядерной войны. Танки вводились в зону взрыва для проверки их живучести и возможности ведения боя в условиях ядерной войны. Была поставлена задача пройти по эпицентру, атаковать условного противника и прорвать его оборону. Некоторые машины пострадали от ударной волны и радиации, экипажи понесли потери.
Танки ИС-3 применялись в ноябре 1956 года при подавлении массового антисоветского восстания в Венгрии.
В страну были введены около 6000 танков, 60 000 солдат, авиация, десант. ИС-3 использовались ограниченно, как элементы ударных групп;
Основные действия происходили в Будапеште, особенно в районе улиц Корвин, площади Кальвина, радиостанции, парламента. ИС-3 применялись как штурмовые машины при взятии ключевых зданий и подавлении баррикад. Несмотря на то, что тяжёлые танки проектировались и для боёв в городе, в Будапеште выявились их слабые стороны. Во-первых, ограниченная манёвренность. В узких улицах Будапешта ИС-3 буквально застревали; Поэтому они использовались ограниченно. Средние танки Т-34-85 и Т-54 оказались более мобильными и приспособленными к действиям в городе. Во-вторых, из-за плохого обзора танки были буквально слепы. Из-за этого их подбивали коктейлями Молотова и ручными противотанковыми гранатами.
Применение ИС-3 в Венгрии было политической демонстрацией силы, а не рациональным средством борьбы в условиях городской повстанческой войны. Тяжёлые танки выглядели грозно, но по сути оказались недостаточно гибким оружием для городской операции. Их применение в 1956 году показало полную архаичность концепции тяжёлого танка прорыва в условиях городской застройки.
Наконец, стоит упомянуть малоизвестный факт о том, что танки ИС-2 и ИС-3 были установлены на Курильских островах. Танки были зарыты в капониры и должны были вести огонь с закрытых позиций для отражения гипотетического морского десанта. Танки ИС-2 и ИС-3 дожили на Курильских островах до 1990-х годов, став своеобразным памятником Холодной войне. Местные энтузиасты пытаются организовать на Курилы экскурсии, но всё упирается в две причины. Секретность, сохранившаяся до сих пор, и дороговизна пути на самый восточный край страны, делает такие путешествия невыгодными.