публичный образовательный интернет-портал

Арафатка или Вклад Ясира Арафата в мировую моду

1427 16/03/2025
Ясир Арафат
Куфия, она же арафатка
Куфия, она же арафатка

Куфия или «арафатка»?

Куфия — это традиционный мужской головной убор, который на протяжении веков носили повсюду на Ближнем Востоке, от Ливана до Ирана. Как всё, что испытано веками, это предмет функциональный и удобный. Однако в 20-м веке он приобрел новый, политизированный смысл, став символом, прочно связанным с фигурой Ясира Арафата, который везде появлялся с куфиёй на голове, подчёркивая свою неразрывную связь с Ближним Востоком. В конце концов произошло то, чего этот политик хотел: его диковатый образ сначала стал ассоциироваться с этим головным убором. В русском языке для него даже появилось отдельное слово, «арафатка». И со временем куфия, в самом деле, стала «арафаткой», то есть символом идеологии, которую кое-кто считал национально-освободительной, а кое-кто террористической. Давайте же рассмотрим, как это произошло.

Функциональность и удобство

Куфия – это хлопковый платок, который используется жителями пустынь как защита от палящего солнца, песчаных бурь и холода ночей. Этот головной убор стал традиционным атрибутом у бедуинов, арабов, курдов и других народов региона, удобным и универсальным аксессуаром всякого, кто живёт в пустыне. Ее можно использовать как головной убор, шарф, маску от пыли, импровизированный пояс или даже повязку для ран. Именно эти характеристики сделали куфию популярной не только в арабском мире, но и среди путешественников, военных и косящих под военных страйкболистов и даже мирных модников по всему миру.

Арафат выступает на сессии ООН. Арафатка на месте
Арафат выступает на сессии ООН. Арафатка на месте

Куфия украшена узором из прямоугольных клеток чёрного, красного, а иногда голубого цвета. Цвет клеток на платке отчасти связан с национальной принадлежностью: красный цвет больше уважают бедуины, синий – курды. Впрочем, куфия – не знамя, а очень полезный головной убор.

Но этот сугубо практический элемент одежды обитателей пустыни вдруг попал в поле зрения политических фигур, стремившихся использовать его для продвижения своих идеологий. Ничего не поделаешь, 20-й век был веком идеологии. Да и 21-й век, похоже, от идеологии избавляться не думает.

А уж то, что куфию возлюбили разного рода политики левого толка – непосредственная заслуга Ясира Арафата. 

Биография Ясира Арафата

Как носить куфию
Как носить куфию

В мусульманских странах принято, чтобы у мужчины было несколько имён. Длинная цепочка имён, во многом похожая на золотые цепи, которые носили русские бандиты начала 1990-х годов: она не только украшает, но и является предметом гордости и поводом своё превосходство перед другими показать. Много имен – много счастья.

Как нам говорит Википедия, полное имя палестинского орла: Мухаммад Абд ар-Рахман Абд ар-Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни. Для своего революционного погоняла наш герой выбрал одно из множества своих имён, а именно, Арафат.

Арафат, это где?

Арафат – это название горы в 20 км от Мекки. Здесь, согласно исламскому преданию, пророк Мухаммад произнёс свою прощальную проповедь. Произошло это в 632 году. В девятый день хаджа паломники собираются здесь для произнесения важной молитвы, чтобы смиренно и вдохновенно предстать перед Аллахом, уподобляясь самому Пророку.

Скажи мне, кто твой друг. Фидель Кастро и Ясир Арафат на инаугурации Нельсона Манделы, 1994
Скажи мне, кто твой друг. Фидель Кастро и Ясир Арафат на инаугурации Нельсона Манделы, 1994

Кстати, на следующий, десятый день хаджа, паломники приходят в долину Мина, которая находится так же в окрестностях Мекки.  Здесь происходит другой обряд, повеселее, а именно, побивание камнями дьявола. Или иблиса, как говорит один не просыхающий нынешний российский руководитель.

Хорошее наследство

Ясир Арафат родился 24 августа 1929 года в Каире в семье богатого торговца. Впрочем, он сам запутал будущих биографов, называя датой своего рождения 4 августа 1929 года, а местом рождения – Иерусалим (который, собственно говоря, арабы называют Аль-Кудс).

Посмотрите ещё раз на его фамилию. По матери Арафат приходился родственником человеку, значительному в арабском мире, бывшему муфтию Иерусалима Амину аль-Хусейни. Амин аль-Хусейни, был человеком неприятным во всех отношениях. Пытаясь стать лидером всех палестинских арабов, во время Второй мировой войны он призывал к джихаду против британцев и к борьбе с сионизмом, а также выступал за союз арабов с нацистской Германией, войска которой тогда находились совсем неподалёку, в Ливии.

Нельсон Мандела демонстрирует поддержку Палестины
Нельсон Мандела демонстрирует поддержку Палестины

Яблоко от яблони не далеко падает. Не удивительно, что при таком родственнике бо́льшую часть своей жизни Арафат посвятил созданию и поддержке радикальных движений, ориентированных на вооруженную борьбу с Израилем. В 1957 году он стал одним из основателей Движения за национальное освобождение Палестины ФАТХ, а в 1969 году стал лидером Организации освобождения Палестины (ООП).

За чей счёт банкет?

Тот, кто приглядывался поближе ко всем движениям, называющими себя национально-освободительными, неизменно убеждался в том, что главная борьба в них происходила с соратниками. Не мудрено. Внутривидовая борьба – самая жестокая, любой биолог вам это подтвердит.

В 1960-е годы главными донорами ООП были арабские страны и палестинская диаспора. Арабские страны тогда не были столь сказочно богаты, как сейчас, да и очередь за денежками была не короткая. Поэтому доходы ООП были не высоки. Тот, кто становился известнее, получал бо́льшую материальную и техническую поддержку.

А уж источник этой поддержки был не так важен. И в начале 1970-х годов более важными источниками средств стала финансовая поддержка двух, казалось бы, противников. Деньги притекали со стороны СССР, по традиции подкармливавшего всех врагов капитализма. Но средстав притекали и с противоположной стороны, от развитых европейских стран, бывших, казалось бы, противниками мировой революции.

Арафату повезло, и он, так сказать, «доил» двух этих коров. О большой помощи, оказываемой ООП со стороны СССР свидетельствовал Ион Михай Пачепа, генерал-лейтенант румынской службы безопасности «Секуритате» при Николае Чаушеску, который в июле 1978 года бежал в США. В течение 1970-х годов только через него КГБ передавал для ООП около 200 тысяч долларов наличными ежемесячно. Кроме того, он организовывал еженедельные поставки в Бейрут двух грузовых самолетов с военной формой и боеприпасами для боевиков ООП.

Лейла Халид с «калашниковым» и в «арафатке»
Лейла Халид с «калашниковым» и в «арафатке»

Генерал Пачепа также рассказал, что поддержка «борцов за освобождение Палестины» была не только финансовая и военная, но также и идеологическая. Именно на Лубянке был придуман богатый термин «палестинский народ». Когда-то палестинцами называли прибывших на историческую родину евреев, теперь так стали называть местных феллахов, которых всё прогрессивное человечество считало нужным освободить, их об этом не спросив.  

Во многом для того, чтобы утвердить в общественном мнении свою роль вождя палестинского народа, Арафат фактически сделал палестинскую куфию элементом своей личной политической символики. Головной платок с черно-белыми клетками стал его фирменным знаком, превратившись в «арафатку». Благодаря ей Арафат добился мощного визуального эффекта. Он стал узнаваем.

Руководители развитых стран Европы, приглядевшись к Я. Арафату, стали думать о нём, как о серьёзном региональном политике. Немалую роль в том, чтобы внедрить в европейское сознание такие идеи сыграли, кстати, агенты влияния в западных странах, поддерживаемые всё тем же КГБ. В 1974 году Ясир Арафат выступил на Генеральной Ассамблее ООН – не хухры-мухры.

Нечего и говорить, что действия Ясира Арафата никаким образом не решили проблем региона. Но в 1988 году он провозгласил создание Государства Палестина, которое некоторые страны даже официально признали. Главным же достижением Арафата оказалось подписание так называемых соглашений Осло с Израилем, состоявшееся в 1993 году. За это через год он получил Нобелевскую премию мира вместе с Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом. Да, профессиональный террорист был объявлен миротворцем! Большего унижения этой премии, а вместе с ней имени учредителя, Альфреда Нобеля, кажется, трудно придумать.

Лейла Халид, угонщица самолётов
Лейла Халид, угонщица самолётов

5 июля 1994 года, после подписания соглашений в Осло, Ясир Арафат стал главой Палестинской национальной администрации (ПНА), то есть, фактически, президентом государства, правда пока что не созданного. Но и это, согласитесь, неплохое достижение! А уж каким источником богатства это оказалось!!

Деньги ваши будут наши

Конечно, ни о каком создании палестинского государства Ясир Арафат не думал. Созидание государства – сложный и длительный процесс. Государством он и его приближённые называли крупную террористическую мафиозную структуру.

Террор был направлен в первую очередь, против мусульманского населения, оказавшегося в пределах отведенной Арафату территории. Не взирая на это, многие левые (так называемые, «прогрессивные») деятели согласились увидеть в созданной террористической организации зародыш государства палестинских арабов.

Демонстрация солидарности с Палестиной в Мадриде. Когда забыли про реконкисту
Демонстрация солидарности с Палестиной в Мадриде. Когда забыли про реконкисту

Более того, это псевдо-государство различные европейские страны и благотворительные организации заливали огромным количеством денег. Это был элементарный откуп от главаря мафии, поэтому отчёта об использовании выделенных средств с правительства Арафата никто не требовал. Как в одном известном анекдоте, джентльмены верили ему на слово. И как в том же анекдоте, когда Ясир Арафат это понял, ему и попёрла удача.

Распределением полученных от доброхотов средств Арафат занимался единолично. Небольшая доля этого денежного дождика, протекала и на приближённых самозваного президента, но большая часть этих денег волшебным образом испарилась. В пустыне живём, что поделаешь!

Между тем, личное состояние Арафата неуклонно росло, и по оценкам осведомлённых международных экономистов после его смерти оно составляло несколько миллиардов долларов.

Куфия из Китая
Куфия из Китая. Стоит дешевле, чем производимая в Палестине

Да, господа, ничто не вечно. 11 ноября 2004 года умер и Ясир Арафат. Причина его смерти спорная, а может быть, даже и секретная. Кто говорит, про цирроз печени, кто – про СПИД, а кто-то подозревает, что он был отравлен сионистами. Причём, отравлен полонием. Тело Арафата поместили в мавзолее в городе Рамалле. А дело продолжили соратники.

Тем, кто знаком с историей другой страны, в которой другого вождя тоже похоронили подобным образом, в мавзолее, знают и продолжение этой истории.

Дедушка умер, дело живёт.

Лучше бы было наоборот.

Делу Арафата, скорее всего, живым не бывать. У соратников не получилось так виртуозно облапошивать доброжелателей, как это получалось у Арафата. Тем более, что они постарели и силы, слава Богу, кончились. Вряд ли они создания Палестинского государства. И слава Богу! Зачем человечеству ещё одно террористическое государство?

Платочек на мордочку

А вот с «арафаткой» получилась другая история. Ясир Арафат поспособствовал тому, что палестинский нашейный платок стал моден у всякого рода левых радикалов.

Но ещё более созданию моды на боевые шарфы палестинской окраски способствовала юная террористка Лейла Халид, которая выбрала своей специализацией угон самолётов. Первый угон был самым удачным, хотя бы потому что он был, действительно, первым. В августе 1969-го года в возрасте 25-ти лет она участвовала в захвате самолёта «Боинг 707» американской компании TWA. Самолёт, летевший из Рима в Тель-Авив, захватили и посадили в Дамаске, где израильских пассажиров обменяли на пленных египтян и сирийцев (недавно завершилась Шестидневная война). Лейлу же с комрадами отпустили на волю, разбойничать дальше. Тогда-то и была сделана её фотография, где она обнимала автомат Калашникова, обвязав голову куфиёй. Симпатичная и смелая девушка воспламенила сердца многих и многие вслед за ней полюбили куфию. Говоря современным языком, Лейла поработала промоутером «арафатки». То есть внедрила продукт в широкие массы.

Но уже следующий теракт закончился неудачно, что радует. Израильские силы безопасности позаботились о том, чтобы уже в 1969 году на всех самолетах авиакомпании «Эль Аль» двери в кабину пилотов были бронированы. Кроме того, в каждом полёте на борту среди пассажиров находились 2 вооруженных сотрудника безопасности. Поэтому 6 сентября 1970 года, когда Лейла и её подельники попытались захватить израильский самолет, летящий из Амстердама в Нью-Йорк, захват не удался. Пилот ввёл самолёт в пике, повалив террористов на пол, а один из сотрудников службы безопасности перестрелял бандитов. Лейла хотела подорвать себя гранатой, но что-то пошло не так. Её захватили, самолет приземлился в Лондоне, Лейлу посадили в тюрьму. Правда просидела она там не более недели, так как палестинцы захватили еще несколько самолетов и потребовали освобождения своей героини, а главное, красавицы.

Эта дама некоторое время координировала террористические акты палестинцев. Однако, уже в 1980 году вышла замуж, потеряла девичью красу, раздалась и превратилась в обычную левачку. Кажется, она даже стала членом компартии Швеции. Как говорится, «где то море, где та дача».

Но реклама сработала. Ношением ближневосточного платка многие ррреволюционеры были готовы подчеркнуть свою антиизраильскую, а то и попросту антисемитскую направленность.

Вообще-то левые интеллигенты в своих умных разговорах такое бездумное присваивание чужой символики называют умным словом «апроприация». Это когда ты одел сомбреро, не задумываясь о тяжкой доле мексиканских трудящихся, или накрутила африканские косички-дреды, не будучи чёрной женщиной, а просто так, потому что мода понравилась.

Мода на палестинские нашейные платки пошла тем же путём, что и любая другая мода. В Китае начали массовое производство модного аксессуара. Цена на «арафатки» тут же упала, настолько, что аутентичные платки, скажем, из Хеврона, производить стало невыгодно. Еле-еле существует единственная палестинская фабрика, но конкуренцию с великой восточной мастерской она выдержать не может. А те, кто натягивает на мордочку платочек, проявляя якобы солидарность с Палестиной, ни за что не захотят на эту солидарность реально потратиться. Как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь.