Биография Армана Пежо, основателя автомобильной индустрии
1426 08/03/2025
Введение
Уже почти полтора века автомобиль везёт нас по жизни. Даже в начале 20-го века были люди, которые не пользовались автомобилем, если и не всю жизнь, то её значительную часть. Не то сейчас. Автомобиль – неотъемлемая часть жизни миллионов людей, а автомобилестроение – одна из важнейших отраслей современной промышленности.
История автомобилестроения не спит на пыльных полках библиотек, и не прячется в недрах Интернета. По дорогам бегают миллионы автомобилей, в эпонимических названиях которых сохраняется память об основателях автомобильных компаний: инженерах, промышленниках, предпринимателях. Среди них автомобили «Пежо». Семейство Пежо уже много веков вписано в историю промышленности Франции. Оно прошло путь от небольшого семейного бизнеса по производству металлических изделий до создания одного из крупнейших автомобильных брендов в мире — Peugeot.
Имя Армана Пежо (Armand Peugeot; 1849 — 1915 ) неразрывно связано с историей автомобилестроения. Этот французский инженер, предприниматель и новатор стоял у истоков автомобильной индустрии и Франции, и всего мира. Его вклад в развитие автомобилестроения невозможно переоценить. Именно его усилиями скромное металлообрабатывающее предприятие выросло в гиганта индустрии.
Ранние годы и происхождение компании
История семьи Пежо уходит корнями в 15 век, когда первые упоминания о представителях этого рода появились в летописях. Далекие предки будущего автомобильного магната осели в Восточной Франции и на протяжении нескольких веков занимались ремеслом и сельским хозяйством.
К 18-му веку семья Пежо проживала в городке Валантиньи (Valentigney) и построила там мануфактуру. Это было время, когда в Европе активно развивалось производство, и промышленная революция готовилась изменить мир.
В 1810 году братья Жан-Пьер и Жан-Фредерик Пежо основали предприятие Peugeot Frères et Jacques Maillard-Salins, которое первоначально занималось обработкой металла. На производстве изготавливали самые разные изделия: кофемолки, металлические каркасы для зонтиков, инструменты и даже кринолины для женских платьев.
Однако никто из братьев не мог предсказать, что семейный бизнес однажды превратится в одну из самых успешных автомобильных компаний в мире.
Рождение и образование Армана Пежо
Арман Пежо родился 26 марта 1849 года в округе Монбельяр в Восточной Франции. Его семья уже была обеспеченной благодаря успешному бизнесу. Родители смогли дать ему хорошее образование, что сыграло ключевую роль в его будущем.
После окончания инженерного колледжа в Париже он отправился на стажировку в английский город Лидс, который в то время был центром машиностроения. Именно там Арман осознал, что транспортная индустрия стоит на пороге кардинальных изменений. Он понял, что будущее — за механическими транспортными средствами, а лошади вскоре уйдут в прошлое.
Воодушевленный новыми идеями, он вернулся во Францию и попытался убедить семью в перспективности механизированного транспорта. Однако родственники не разделяли его энтузиазма. Им казалось, что семейный бизнес и так успешен, а новые технологии — всего лишь модное увлечение.
Первый успех: велосипедная революция
Во второй половине 19-го века мир охватила настоящая велосипедная лихорадка. В 1882 году Арман Пежо вместе со своим двоюродным братом Эженом создал первый велосипед Le Grand Bi, известный также под названием «пенни-фартинг». Le Grand Bi – это «большой бициклет», а откуда второе название? Le Grand Bi имел огромное переднее колесо и маленькое заднее. Диаметры этих колёс различались в пять раз. Отличие в размерах колёс было не меньше, чем у двух английских монет, большого пенни и маленького фартинга.
Большое колесо обеспечивало набор значительной скорости, но делало весь велосипед неустойчивым. Да к тому же колёса на этом велосипеде не имели шин. Костотряс, да и только! Но публике нравилась скорость.
Le Grand Bi имел невероятный успех: к 1897 году производство велосипедов Peugeot достигло 16 тысяч экземпляров. Кроме того, велосипеды компании активно участвовали в гонках и побеждали, что способствовало популяризации бренда.
В этот период компания Peugeot зарегистрировала свой знаменитый логотип — льва, символизирующий силу, скорость и надежность.
Первые автомобили и разногласия с семьей
Вдохновленный развитием технологий, Арман Пежо решил сделать следующий шаг и попробовать себя в производстве автомобилей. Он встретился с инженером Леоном Серполле, который работал над паровыми двигателями, и совместно с ним создал паровой трицикл Serpollet-Peugeot.
Этот первый автомобильный эксперимент оказался успешным: трицикл был представлен на Всемирной выставке в Париже в 1889 году и вызвал огромный интерес. Однако сам Арман понимал, что паровые двигатели имеют серьезные недостатки: они громоздкие, требуют длительного разогрева и сложны в эксплуатации.
Во время выставки он познакомился с работами Готтлиба Даймлера, который представил публике двигатель внутреннего сгорания. Арман сразу осознал, что именно за этой технологией будущее, и решил сосредоточиться на разработке автомобилей с бензиновыми двигателями.
В 1890 году компания Peugeot выпустила первый четырехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, оснащенный двухцилиндровым мотором мощностью 3 л.с. и способностью разгоняться до 25 км/ч.
Однако в этот момент возникли разногласия с семьей. Эжен Пежо не верил в автомобили и считал их временным увлечением. Он отказался вкладывать деньги в этот проект. В результате в 1896 году Арман Пежо создал Societe Anonyme des Automobiles Peugeot, полностью независимую компанию. Арман Пежо вложил в новую компанию собственные средства. Поэтому, хотя бренд «Пежо» и даже знаменитый логотип, лев, существовали задолго до 1896 года, основателем автомобильного бренда «Пежо» следует считать именно Армана Пежо.
Peugeot и автомобильные гонки
Чтобы привлечь внимание к новым автомобилям, Арман Пежо активно использовал гонки как рекламный инструмент. В 1893 году он выставил пять автомобилей на первую автомобильную гонку Париж – Руан, где его машины заняли второе, третье и пятое места.
Гонки сыграли ключевую роль в популяризации бренда. Они не только привлекли инвесторов, но и показали надежность и качество автомобилей Peugeot.
Расцвет компании и легендарные модели
На рубеже 19 - 20 веков Peugeot выпустила легендарную модель Bebe (в переводе с французского — «малыш»), ставшую прообразом массового автомобиля. Она была компактной, доступной и пользовалась невероятной популярностью.
Кроме того, Арман разрабатывал грузовики, коммерческий транспорт и даже лодочные моторы, что расширяло сферу деятельности компании.
Закат карьеры и наследие
В 1913 году Арман Пежо покинул руководство компанией. Однако его идеи и разработки продолжали жить. Компания Peugeot была крупнейшим производителем легковых автомобилей во Франции, производя 10 тысяч автомобилей в год.
Арман умер в 1915 году и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. После себя он оставил могучее наследие. Он не только создал успешный бизнес, но и стал одним из пионеров автомобильной индустрии, чьи идеи определили развитие транспорта на многие десятилетия вперед.
Заключение
Арман Пежо — человек, изменивший мир. Его стремление к инновациям, упорство и предпринимательский талант сделали Peugeot одним из флагманов мирового автомобилестроения. И Арман Пежо по заслугам был внесён в Зал автомобильной славы в 1999 году.
Сегодня, спустя более века, его имя продолжает жить в автомобилях, которые носят фамильный знак льва — символа надежности, скорости и качества.