публичный образовательный интернет-портал

Роберт Фултон и его влияние на историю

1422 26/02/2025
Пароход Фултона, Открытка, 1909
Пароход Фултона на муралах станции нью-йоркского сабвея Fulton
Пароход Фултона на муралах станции нью-йоркского метро Fulton

Попадая в США, понимаешь, что ты находишься в другом мире, который не зря раньше называли Новым Светом. Здесь многое устроено по-другому, чем в Европе. Начиная от необычного растительного и животного мира и заканчивая нелогичной системой мер, которая почему-то называется Британской, хотя в Британии уже не применяется. Пинты и галлоны вместо литров, мили вместо километров, градусы Фаренгейта вместо градусов Цельсия. А что, и так можно было?

Но взгляд из Америки другой и на многие исторические события, и на многих людей. Их Гражданская война затмевает для американцев все европейские войны 19-го века. Взрыв башен-близнецов в Нью-Йорке – самый главный теракт. А один из главных изобретателей 19-го века – американец Роберт Фултон (1765—1815), тот, который изобрёл пароход. В Нижнем Манхэттене, самой центральной части Нью-Йорка есть улица Фултона и соответствующая станция метро.

Статуя Роберта Фултона в конгрессе США
Статуя Роберта Фултона в конгрессе США

Биография Роберта Фултона

Нетрудно понять такое уважение к личности Фултона в США. Ведь это был первый американец, изобретение которого стало для всего мира не менее полезным, чем паровой двигатель Джеймса Уатта и паровоз Джорджа Стефенсона. Кстати, к тому времени, как паровозы впервые появились на коммерческих железных дорогах Британии, пароход Фултона уже доказал свою полезность, рассекая воды реки Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. А это 150 миль или 240 километров! Оказалось, что по воде можно перевозить грузов больше и быстрее. Этот успех тут же повлиял на движение судов по главным рекам США и изменил основные торговые пути в стране. А ещё положил начало массовому производству пароходов.

Роберт Фултон (1765–1815) родился в штате Пенсильвания. В школе Роберт не был прилежным учеником, но уже в 12 лет заинтересовался главной в ту пору техникой, паровым двигателем. Вскоре он переехал в Филадельфию, где освоил несколько специальностей: ювелира, чертёжника и художника. Однако вскоре он увлёкся судостроением и гидротехникой. А в 1786 году, когда ему исполнился 21 год он, по рекомендации самого Бенджамина Франклина уехал в Европу. Рекомендация пригодилась, но об этом чуть позже.

В Европе Фултон жил на две страны, причём враждующие. Работал он и в Великобритании, и во Франции. Это было время Наполеоновских войн, и таланты судостроителя могли пригодиться Фултону на обоих берегах Ла-Манша.

Работа во Франции

Сперва, с 1797 года, Фултон работал на Наполеона. Он предложил французам несколько своих изобретений: различные мины и торпеды, подводную лодку и, как вишенку на торте, пароход. Первое судно, движимое силой пара, поднялось по Сене, развив при этом скорость целых три километра в час! Но приёмной комиссия, составленная из французских академиков, среди которых был и знаменитый Сади Карно, решила, что корабль, движущийся столь медленно, бесполезен.

Кроме того, работая во Франции, Роберт Фултон спроектировал и построил первую практически применимую подводную лодку под названием «Наутилус».

Реконструкция подводной лодки Роберта Фултона «Наутилус» (1799), выставленная в морском музее в Шербуре, Нормандия
Реконструкция подводной лодки Роберта Фултона «Наутилус» (1799), выставленная в морском музее в Шербуре, Нормандия

Этот проект поддерживал и спонсировал лично Наполеон. На испытаниях «Наутилус» успешно погружался на глубину до 7.5 метров и мог находиться под водой около 20 минут благодаря запасу сжатого воздуха. Но, в конце концов, французское правительство забраковало разработку Фултона. Перебравшись в Великобританию Фултон и там предложил подводный корабль Адмиралтейству, но и там его проект не получил поддержки. В итоге «Наутилус» был разобран, а Фултон переключился на развитие пароходов. В этой области он и добился известности.

Существует расхожая легенда, будто Наполеон отверг пароход Фултона. А вот если бы… Никаких «если бы»! Пароход, перемещавшийся со скоростью пешехода, и в самом деле был недоработан и его нетрудно было отвергнуть. А вот то, что вполне боеспособное и абсолютно новаторское подводное военное судно друг за другом отвергли обе крупные морские державы, Франция и Англия, стоит обсуждения. Кроме того, что адмиралы, как и генералы, всегда готовятся ко вчерашним сражениям, здесь была и причина морального порядка. Подбираться к противнику под водой, скрытно, многие моряки считали бесчестным и так воевать не хотели. Более того, если бы моряки субмарины были захвачены в плен, к ним вполне могли бы отнестись, не как к благородным воякам, а как к жалким пиратам и без всякого суда повесить на рее. Иногда и моральные причины срабатывают.

Статуя Роберта Ливингстона в конгрессе США
Статуя Роберта Ливингстона в конгрессе США

Если кто-то попытается оспорить этот тезис, приведу ещё один пример из более близкого времени. В 1954 году в СССР разрабатывалась торпеда Т-15 с термоядерной боеголовкой мощностью до 100 мегатонн. Проектом руководил Андрей Дмитриевич Сахаров. Он встретился с главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом Н. Г. Кузнецовым и предложил, чтобы подводные лодки скрытно приближались к побережью США и направляли на прибрежные города ядерные торпеды, взрыв которых вызывал бы разрушительное цунами и буквально смывал всё. Кузнецов, известный, как честный боевой офицер, решительно отверг эту идею, назвав её антигуманной и варварской. Он подчеркнул, что военным не подобает использовать методы, ведущие к массовой гибели гражданского населения, и что при обсуждении этого вопроса он выскажется против. До обсуждения, правда, не дошло. Проект торпеды Т-15 был закрыт в 1955 году. Но А. Д. Сахаров и позже стыдился своего убийственного энтузиазма.

Работа в Англии

Тогда в 1804 году Фултон перебрался на другой берег Ла-Манша, где предложил британскому Адмиралтейству те же изобретения. Здесь дела пошли лучше. Британцы боялись высадки Бонапарта на английском берегу и предложенные Фултоном торпеды и пароход оценили. Но здесь неожиданно раздался гром победы. В 1805 году адмирал Горацио Нельсон разбил французский флот в Трафальгарской битве. Опасность высадки французов была значительно снижена, и Адмиралтейство потеряло интерес к изобретениям Фултона. Однако деньги за свою службу он получил. 10 тысяч фунтов стерлингов, как одну копеечку. Немало!    

Пароход Роберта Фултона на Гудзоне
Пароход Роберта Фултона на Гудзоне

Кто помогал Фултону?

По давней привычке (во многом внушённой европейской литературой 19-го века) мы считаем изобретателя гением, в одиночку борющимся со всеми трудностями мира, возникающими на его пути. На самом деле это никогда не так. У любого человека, чего-то добивающегося, есть множество помощников и спонсоров, без которых любые гениальные придумки в жизнь никогда бы не воплотились.

Кто же помог Фултону попасть со своими идеями в довольно высокие государственные сферы Франции и Англии, чтобы получить деньги на осуществление работ, в результате которых пароход стал реальностью?

Роберт Фултон получил значительную поддержку от нескольких влиятельных лиц, среди которых особенно выделяются Роберт Ливингстон и американские послы в Великобритании и Франции.

Роберт Фултон и его корабли
Роберт Фултон и его корабли

Роберт Ливингстон – главный покровитель Фултона

Роберт Ливингстон (1746–1813) был известным американским политиком, одним из отцов-основателей США. Наряду с Томасом Джефферсоном и Бенджамином Франклином он входил в группу, написавшую черновик Декларации Независимости. Позже, в 1803 году, будучи послом США во Франции (1801–1804), Ливингстон производил покупку Луизианы, протяжённой территории вдоль рек Миссисипи и Миссури. Благодаря этой покупке США не только приросли территорией, но и получили возможность продвигаться на запад, к Тихому океану.

Именно Роберт Ливингстон стал главным спонсором и союзником Фултона. Во-первых, он с 1802 года финансировал работы Фултона по созданию парохода. Во-вторых, в 1803 году он настоял на проведении испытания экспериментального парохода на Сене. Французские академики, присутствовавшие при этом испытании, были разочарованы. Ливингстон же не разуверился и продолжал поддерживать Фултона. В-третьих, уже возвратившись в родной штат Нью-Йорк, Ливингстон использовал свое немалое влияние, чтобы обеспечить монопольное право на пароходное судоходство в штате Нью-Йорк. Пароход ещё не был построен, но Ливингстон зарезервировал за собой право пользования им! При этом все другие предприниматели не имели права использовать пароходы для коммерческих перевозок в водах Нью-Йорка без разрешения Ливингстона и Фултона. Они могли использовать только парусные суда или гребные лодки, что давало Фултону полный контроль над немалым водным транспортом. Теперь использование парохода становилось выгодным.

Памятник Черчиллю в Фултоне
Памятник Уинстону Черчиллю в Фултоне, Миссури

Наконец, в-четвёртых, после возвращения Фултона в США в 1806 году Ливингстон профинансировал строительство первого успешного коммерческого парохода.

Помощь американских послов в Великобритании

В Великобритании Фултон также получил поддержку от американских дипломатов, включая Руфуса Кинга (посол 1796–1803) и Джеймса Монро (посол 1803–1807). Впоследствии Монро станет президентом США.

На поддержку американских послов в Лондоне Фултон мог рассчитывать как благодаря личным знакомствам, так и благодаря рекомендательным письмам. Одно из таких писем дал ему при отъезде в Европу Бенджамин Франклин.

Дипломатическое покровительство помогло Фултону установить контакты с британскими военными и чиновниками и заинтересовать их в его предложениях. Во многом благодаря протекции послов Фултон смог довольно быстро получить от Адмиралтейства плату за работу.

Изобретение парохода и его коммерческий успех

Часть полученных в Англии денег, 2750 долларов, Фултон тут же израсходовал на приобретение в фирме Болтона и Уатта нового, мощного парового двигателя. Этот двигатель был изготовлен и в 1806 году направлен в Нью-Йорк. Следом за двигателем приехал и Фултон. Он должен был руководить постройкой судна.

В 1807 году Роберт Фултон создал первый коммерчески успешный пароход. Пароход курсировал по реке Гудзон между Нью-Йорком и Олбани, преодолевая расстояние в 240 км примерно за 32 часа. Для этого парохода Фултон разработал более надёжные гребные колёса, которые соответствовали бы более мощному паровому двигателю. В результате возросла скорость судна. Повысив скорость перевозки, Фултон и Ливингстон увеличили и дальность перевозки товаров. Крупные города, Нью-Йорк и Олбани, были соединены и грузооборот увеличился. А значит, возросла прибыльность маршрута.

Памятник Фултонской речи
Памятник Фултонской речи

Постройка парохода обошлась примерно в 5 тысяч долларов. В первую же навигацию он принес прибыль в 16 тысяч долларов. Это был хороший, а главное, обнадёживающий результат. Вместе с финансовым успехом у Фултона наладилась личная жизнь. В 1808 году он женился на племяннице Роберта Ливингстона Гэрриэт. Девушка была на 19 лет моложе Роберта Фултона, мила и хорошо образована. У супругов родилось четверо детей.

11 февраля 1809 года Фултон получил патент на своё изобретение, судно с паровым двигателем. Он прожил ещё шесть лет и за эти годы построил ещё несколько пароходов. Суда с паровым двигателем благодаря успеху Фултона, стали основным видом транспорта на реках и каналах США, а после и Европы.

Как выглядел первый пароход

Фултонская речь Черчилля, Борис Ефимов, 1947
А так восприняли Фултонскую речь Черчилля в СССР, карикатура Бориса Ефимова, 1947

Обычно пишут, что первый пароход Фултона назывался «Клермонт». На самом деле, его название было «Пароход Северной Реки». Северной рекой называли Гудзон. Рукав же реки, омывающий Манхэттен с востока называли Восточной рекой (East River). Он и сейчас так называется.

«Клермонтом» же называлась усадьба Ливингстона, на реке Гудзон, которая находилась в 177 км от Нью-Йорка. Во время первого плавания пароход Фултона торжественно посетил Клермонт, после чего продолжил путь до Олбани.

Пароход Фултона выглядел как вытянутое речное судно с деревянным корпусом, оснащенное боковыми гребными колесами, которые вращала паровая машина. Дым из топки выходил через высокую трубу на палубе. Была на пароходе на всякий случай и мачта с парусами. Длина парохода была около 42 метров, ширина примерно 4.3 метра, осадка – около 2 метров. Для такой глубокой реки, как Гудзон осадка, а значит, грузоподъёмность могла быть и больше.

Американцы почтили память Роберта Фултона. В его честь на карте США появилось несколько топонимов, в том числе, улица в Нью-Йорке с упоминания о которой начался этот рассказ.

Фултонская речь Черчилля и её значение

Среди прочего в 1825 году в честь изобретателя парохода назвали город Фултон в штате Миссури. Этот Фултон – город не великий, в нём проживает около 13 тысяч человек. Он известен в первую очередь Вестминстерским колледжем, где 5 марта 1946 года выступил Уинстон Черчилль с исторической речью, которая вошла в историю, как «Фултонская речь».

Берлинская стена, Прорыв, Эдвина Сэндис
Берлинская стена, Прорыв, Эдвина Сэндис

Речь называлась «Мускулы мира», а наиболее известный образ из этой речи «Железный занавес». В этой речи Черчилль обозначил новый расклад сил после Второй мировой войны и предупредил о возможной советской экспансии.

Основные положения речи:

  • Концепция «железного занавеса» – Черчилль заявил, что Восточную Европу отгородили от Запада и она попала в сферу советского влияния.
  • Опасность коммунизма – Черчилль предупредил, что СССР распространяет свою идеологию на весь мир и пытается захватить контроль, где возможно.
  • Призыв к англо-американскому союзу – Черчилль призвал к тесному сотрудничеству между США и Великобританией в целях защиты демократии в мире.

Значение речи:

В 1964 году церковь всё ещё стояла разрушенная
В 1964 году в Лондоне церковь всё ещё стояла разрушенная, без крыши
  • Фултонская речь считается началом Холодной войны.
  • Она обозначила разделение мира на две половины: на капиталистический Запад и социалистический Восток.
  • Речь Черчилля подтолкнула Запад к политике сдерживания СССР.

Кто же опустил «железный занавес»?

Почти все, кому в советское время сношали мозги коммунистической пропагандой, охотно соглашались со всем, что им говорили. Спорить было себе дороже. Можно было прослыть упрямцем или, того хуже, диссидентом.

Когда пропагандисты говорили о железном занавесе, из их слов следовало, что именно гады-капиталисты огородили мирный и дружественный всем народам мира Советский Союз этим самым занавесом. Прочесть оригинал никому и в голову не приходило. Во-первых, где его найдёшь, оригинал-то. Во-вторых, он на непонятном английском. Ну, и в-третьих, кому она нужна, эта ваша международная политика? Мы – люди простые и послушные. Куда партия поведёт, туда и пойдём. Коли скажет воевать, сможем повторить, как хвастливо пелось в старой советской песне.

А что же было на самом деле?

Восстановленная в Фултоне церковь
Церковь, восстановленная в Фултоне после перевозки за океан

На самом деле, из фултонской речи Черчилля следовало, что «железный занавес» был установлен как раз Советским Союзом. Ведь именно СССР контролировал Восточную Европу и закрыл её свободное взаимодействие с Западом.

Как можно прославиться?

В городе Фултон, штат Миссури, нет памятника Роберту Фултону, в честь которого этот город назван. Однако мемориал Уинстону Черчиллю, прославившему город своей давней речью, здесь есть. Мемориал находится на территории Вестминстерского колледжа и довольно необычен. Он находится в подвальном помещении церкови Святой Марии Алдерманбери, которую в 1966 году привезли сюда из Лондона.

Церковь эта была построена в конце 12-го века и сгорела во время Великого Лондонского пожара в 1666 году. Восстановил её знаменитый архитектор Кристофер Рен (Christopher Wren), который отстраивал Лондон. Рен построил Собор святого Павла в центре Лондона и восстановил 52 церкви в лондонском Сити.

Национальный музей Черчилля в Фултоне
Национальный музей Черчилля в Фултоне находится в подвальном этаже церкви

Церковь была разрушена во второй раз в 1940 году в ходе Второй мировой войны во время жестоких бомбёжек Лондона немецкой авиацией. Стены церкви сохранились, но крыша обвалилась вовнутрь. После войны прошло двадцать лет, но разрушенная церковь всё ещё стояла в центре Лондона.  

В 1966 году её разобрали камни перевезли через океан, доставили в Фултон и восстановили на новом месте. Церковь стала частью Национального музея Черчилля. Рядом с церковью находятся два памятника Черчиллю, вернее один памятник Черчиллю, а другой – фултонской речи. Чуть поодаль – скульптура «Прорыв», состоящая из восьми сегментов Берлинской стены. Скульптура была создана внучкой Черчилля Эдвиной Сэндис и символизирует окончание холодной войны, начало которой провозгласила речь её деда.

 


Text.ru - 100.00%